Заповедные новости. Февраль 2026 №2
Подготовил Кирилл Стасевич. По материалам пресс-служб особо охраняемых природных территорий.
В каждом заповеднике есть привычные виды животных и растений, а есть непривычные: их тут либо никогда не видели, либо когда-то они здесь жили, потом по каким-то причинам исчезли, а потом снова появились.
В каждом заповеднике есть привычные виды животных и растений, а есть непривычные: их тут либо никогда не видели, либо когда-то они здесь жили, потом по каким-то причинам исчезли, а потом снова появились. Встречи с непривычными видами очень важны, даже если этих встреч было всего одна-две — они могут указывать на определённые изменения в заповедной экосистеме. В последнее время сразу в нескольких заповедниках случились встречи с неожиданными птицами. Во-первых, из Курильского заповедника сообщили, что на острове Шикотан в бухте Отрадная было замечено три белых гуся. Это первая зафиксированная встреча белых гусей на Шикотане за всё время мониторинга, то есть за 40 лет.

Белый гусь на острове Шикотан. Фото Артёма Иванишвили.
Белый гусь обитает преимущественно в Северной Америке. В России он гнездится в основном на острове Врангеля, есть отдельные пары или колонии вдоль полярного побережья Чукотки, на острове Айон и на северо-востоке Якутии. В XIX столетии белый гусь широко населял российские материковые тундры. Но затем из-за бесконтрольной охоты, разорения гнёзд песцами и вытаптывания оленями (в том числе из оленеводческих хозяйств) его численность начала стремительно падать. Показательным примером служит остров Врангеля: в 1960 году там гнездилось более 200 тысяч пар, а к 1980 году их число упало до 60 тысяч пар. Сейчас основная угроза белому гусю — браконьерский отстрел. Кроме того, для гнёзд и молодых птиц представляют опасность белый песец, крупные чайки и поморники. В 1983 году белый гусь был внесён в Красную книгу РСФСР. Благодаря целенаправленным усилиям, включавшим создание государственного заповедника «Остров Врангеля» в 1976 году и введение в США ограничений на охоту на «врангелевскую» популяцию в рамках советско-американского соглашения, дальнейшее падение численности гуся смогли остановить.
Бoльшая часть популяции, гнездящейся в России, летит на зимовку в Северную Америку. Но есть птицы, которые летят в Японию, Корею и Китай. Гусей, которые отправляются на зимовку в Азию, чаще замечают на пролёте на Северных Курилах. По информации из Красной книги Камчатского края, группировка, которая мигрирует на зиму в Азию, не превышает 100 особей. В ноябре 2019 году белый гусь был впервые зарегистрирован сотрудниками заповедника на острове Кунашир — тогда была замечена стая из десяти особей на полуострове Весловский. И вот сейчас они появились на Шикотане.
Заповедник «Остров Врангеля» сообщает о неожиданном появлении орлана-белохвоста, которого последний раз видели здесь в 2016 году. Его заметила одна из гостей заповедника во время экскурсии: она сфотографировала крупного пернатого хищника, которого преследовал назойливый поморник. Специалисты определили в хищнике молодого орлана. Этот случай лишний раз демонстрирует, как заповедному делу и научной работе могут помочь гости и туристы, если они будут спрашивать об увиденных животных и растениях у сотрудников заповедника.

Фото Светланы Фёдоровой.
А в Саяно-Шушенском биосферном заповеднике (Красноярский край) встретили утку морянку. Она замечательна тем, что способна нырять на глубину до 10—50 метров и оставаться под водой 30—60 секунд, — это делает её одной из самых «глубоководных» уток. Морянка гнездится в тундре и лесотундре вдоль арктического побережья Евразии и Северной Америки, в прибрежных районах Гренландии, Исландии и на многочисленных островах. На Крайнем Севере в Сибири это самая многочисленная из уток. Зимовать она летит, естественно, на юг, но в южных сибирских регионах она появляется нечасто, её основные пути пролёта проходят значительно севернее. В Саяно-Шушенском заповеднике её прежде не встречали, так что этот эпизод с морянкой дополняет фаунистический список птиц охраняемой территории и расширяет представления о распространении и миграциях видов в регионе.

Утка морянка. Фото Романа Афанасьева.
Для заповедника «Чёрные земли» (Республика Калмыкия) степного орла нельзя назвать необычным видом: заповедник относится к территориям, на которых орёл гнездится. И поскольку он занесён в Красную книгу России, то пользуется в заповеднике повышенным вниманием — за степным орлом тщательно наблюдают, стараясь не допустить дальнейшего снижения его численности. В начале января сотрудники заповедника обнаружили в базе данных окольцованных птиц, что одного из их орлов видели в Индии, в штате Гуджарат. Между местом кольцевания и местом, где его видели в Индии, — 3453 км по прямой. Но дело тут не столько в расстоянии, а в том, что появление орла в Индии есть прямое доказательство так называемой перекрёстной миграции. Обычно орлы западных популяций, к которым относятся и «черноземельные» особи, традиционно зимуют на Аравийском полуострове или в Восточной Африке, а орлы восточных популяций из Центрального Казахстана и Алтае-Саянского региона чаще выбирают Индо-Пакистан. Но коль скоро орла из Калмыкии обнаружили в Гуджарате, значит, их миграционные пути могут пересекаться, по крайней мере, у калмыцкой популяции. Поэтому картина орлиных путешествий может быть более сложной, чем представлялось прежде.

Степной орёл с номером H-646, замеченный в штате Гуджарат, Индия. Фото Прайджота Ханчанале.
Сейчас в городах и посёлках нередко можно увидеть домики для кошек — небольшие сооружения, где уличные или полудомашние котики могут прятаться и отдыхать. В биосферном заповеднике «Даурский» (Забайкальский край) решили сделать нечто похожее для манулов. У манулов, конечно, есть свои укрытия. Но в поисках пищи они вынуждены уходить на большие расстояния от своих убежищ по практически голой степи. Между тем у этих кошачьих много врагов (волки, лисы, собаки, хищные птицы), а быстро бегать манулы не умеют, особенно если зима выдалась снежная — через глубокий снег им двигаться труднее. Сотрудники заповедника хотят сделать искусственные манульи домики, в которых те могли бы прятаться от врагов, пережидать зимнюю стужу, летний зной, возможно, и степные пожары. Но пока что все смутно представляют, как должно выглядеть такое убежище, чтобы понравиться манулу. Впрочем, некоторый опыт в сооружении манульих домиков есть: в 2016 году в заповеднике пришлось выхаживать несколько травмированных манулов, и тогда для них делали специальный вольер с небольшими камерами-«квартирками». В манулий дом должен быть узкий вход, чтобы кроме манула туда больше никто не мог проникнуть, а основное помещение должно быть широким, особенно на тот случай, если животному всё понравится и ему захочется вывести там потомство. Сверху сооружение необходимо прикрыть землёй и камнями, максимально маскируя под естественное укрытие. И всё же тут предстоит провести ещё много экспериментов и наблюдений. Но сотрудники заповедника надеются, что манулы не останутся равнодушными к их усилиям.

Где манул? Скальный массив Адон-Челон, Забайкальский край. Снимок сделан фотоловушкой в рамках проекта «Живая степь — Living Steppe». Фото: Даурский заповедник.
В новостях из заповедников мы обычно слышим об одном-двух, в лучшем случае нескольких видах животных или растений. По этим сообщениям трудно оценить масштаб экосистемы заповедника. Но периодически в заповедниках проводят что-то вроде переписи населения. Цифры, которые получили в заповеднике «Шайтан-Тау» и Оренбургском заповеднике (оба в Оренбургской области), позволяют представить, какое разнообразное природное хозяйство находится под опекой их сотрудников. Оренбургский заповедник известен лошадями Пржевальского, но вообще на его территории встречаются 3327 видов животных и 1348 видов растений; площадь же его составляет 38 191 га. В «Шайтан-Тау» встречаются 1215 видов животных и 400 видов растений; его площадь составляет 6726 га. Животных и растений и там и там пересчитывали в связи с общими итогами года. Так, фотоловушки, установленные в заповеднике «Шайтан-Тау», сделали более 12 тысяч фотоснимков и видеороликов — чем больше на руках у исследователей фото- и видеоматериала, тем лучше они будут представлять, как живут местные животные.

Фото Надежды Гончаровой.
В регулярном патрулировании сотрудники Оренбургского заповедника и заповедника «Шайтан-Тау» проделали более 120 тысяч километров. Не все эти километры были пройдены ногами, при патрулировании используется авто- и мототранспорт, но цифра всё равно поражает. К сожалению, обычной бедой в заповедниках остаются пожары — некоторые возникают из-за гроз, но часто и по вине людей. На землях «Заповедников Оренбуржья» пожаров за прошлый год было потушено два, а вот на сопредельных с заповедниками территориях — двенадцать. Сотрудникам заповедников приходится тушить огонь на соседних землях, чтобы он не перешёл на охраняемую территорию.
Это далеко не все итоги года, о которых сообщают «Заповедники Оренбуржья», но, кажется, уже и так понятно, какую огромную работу выполняют их сотрудники. И, очевидно, Оренбургский заповедник и заповедник «Шайтан-Тау» не являются здесь каким-то исключением.
Чем люди опасны диким животным, если не брать в расчёт неаккуратные вырубки лесов, сельское хозяйство, промышленные загрязнения? Браконьерством, лесными пожарами, вредным мусором, оставленным в дикой природе. Сотрудники национального парка «Красноярские столбы» сообщают ещё об одной угрозе — это бродячие собаки. В первые дни нового года стая собак напала здесь на маралов, и хотя для маралов всё закончилось хорошо, им вполне могло не повезти — случай-то был не первый. Взрослые самцы, собравшись в группу, способны защититься от псов массивными рогами, но в скорости и манёвренности они уступают собакам. А молодые олени и самки, которые в зиму вынашивают детёнышей, и вовсе беззащитны перед собачьей сворой. Особенно много жертв случается ближе к весне, когда на поверхности снега образуется наст, становящийся ловушкой для оленей.

Фото: Пресс-служба Оренбургского заповедника.
Почему на территории национального парка появляются бродячие собаки? Потому что посетители парка приходят сюда со своими питомцами, несмотря на то, что это запрещено. Домашние собаки оставляют следы и мочу, которые привлекают бродячих псов. Более того, встреченных бродячих собак люди ещё и подкармливают; или же те находят съедобный мусор, оставшийся от посетителей. Соответственно, бродячие собаки будут появляться на территории парка снова и снова, сбиваясь в стаи и угрожая местным животным. Чтобы не заставлять сотрудников парка тратить время, силы и средства на отлов и отстрел бродячих собак, нужно всего лишь придерживаться нескольких простых условий: не оставлять за собой объедки, не кормить на заповедной территории бродячих собак и не приводить сюда своих. Тем более, что мест, где с собакой можно погулять на природе, немало.
В заповедниках наблюдают не только за живой природой. В Алтайском биосферном заповеднике (Республика Алтай) подводят первые итоги проекта «Заповедный космос». Осенью здесь наблюдали комету C/2025 A6 (Lemmon) — самую яркую комету прошлого года. Чтобы увидеть её хвост, достаточно было обычного бинокля. Ещё удалось сфотографировать туманность Пузырь (NGC 7635), которая выглядит как сфера светящегося газа, оставленного умирающей звездой. А в ночь на 2 января 2025 года камера в посёлке Яйлю зафиксировала северное сияние красного цвета. Северное сияние — редкость для этих широт; в январе оно было видно из-за особенно высокой солнечной активности. Но дело не только в Солнце. И сияние, и комету, и туманность можно наблюдать с территории заповедника благодаря отсутствию светового загрязнения: ночное небо здесь остаётся по-настоящему тёмным. Конечно, для серьёзных астрономических и астрофизических наблюдений нужна специальная аппаратура. Но, может быть, и такие, не слишком технически изощрённые наблюдения за небом в заповедниках обогатят науку новыми данными.

Фото Татьяны и Романа Воробьёвых, Алтайский биосферный заповедник.
Читайте в любое время

