КАКИЕ БЫВАЮТ СИГНАЛЬНЫЕ ФОНАРИ
Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ.
Автомобильные источники света играют чрезвычайно важную роль в организации дорожного движения и обеспечении его безопасности. Световой сигнал - это средство общения водителей друг с другом и с пешеходами. О головном освещении - автомобильных фарах - журнал уже рассказывал (см. "Наука и жизнь" № 2, 2001 г.). Но ими источники света в машине не ограничиваются. Не менее нужны разнообразные фонари, которые обозначают автомобил ь в пространстве и информируют окружающих о намерениях водителя. Эти функции выполняют светосигнальные приборы: габаритные огни, сигналы торможения, сигналы поворота, задние противотуманные фонари, фары заднего хода, лампы освещения номерного знака и фонари открытых дверей. Они бывают двух видов: активные (с источником света внутри) и пассивные (отражающие свет внешнего источника, их называют световозвращателями или катафотами).
Цвета светосигнальных приборов строго определены правилами, едиными для всех стран - участниц Европейской конвенции по безопасности дорожного движения, куда входит и Россия. Эти же правила существуют в Японии, а в США они несколько отличаются (см. таблицу).
Световой поток сигнальных фонарей может формироваться установленными в корпусе отражателем и рассеивателем или только одним рассеивателем. Во втором случае рассеиватель представляет собой сложную комбинацию большого количества маленьких линз и призм.
В современных автомобилях задние сигнальные фонари чаще всего делают совмещенными, располагая все лампы в одном корпусе. Впрочем, передние габаритные огни и указатели поворота тоже часто совмещают с фарами - это так называемые блок-фары. В задних фонарях всегда устанавливают световозвращате ли. На некоторых моделях легковых автомобилей их располагают и на бортах (например, на "Ниве" ВАЗ 21213), и на торцах дверей (ВАЗ 2108).
На машины длиной более 6 метров (тягачи, прицепы и полуприцепы) обязательно ставят боковые катафоты оранжевого цвета. Задние, оранжевые или красные, световозвращатели в форме равностороннего треугольника вершиной вверх устанавливают на прицепы. Отражающая поверхность световозвращателей сделана из множества прямоугольных пирамидок, попавший на них свет от внешнего источника отражается точно в обратном направлении, то есть в сторону того же источника. Благодаря этому в свете фар своего автомобиля можно заметить на дороге или обочине машину с выключенными габаритными огнями.
В светосигнальных приборах источником света служат в основном лампы накаливания. В последние годы стали применять фонари на светодиодах. У них есть существенные преимущества перед традиционными лампами: больший срок службы, быстродействие, меньшая нагрузка на бортовую сеть, более высокая надежность, лучшая цветовая контрастность и большая яркость. Впрочем, до полного перехода светосигналь ной аппаратуры на светодиоды пока далеко.
Лампы для светосигнальных приборов бывают с одним или двумя цоколями со специальными штырьками для фиксации лампы в патроне. "Пальчиковые" лампы с двумя цоколями ставят в габаритные огни, повторители указателей поворотов, фонарь освещения номерного знака и в плафоны освещения салона. Мощность их чаще всего бывает небольшой - 5 Вт. Для освещения салона, как правило, используются 5-ваттные цилиндрические двухцокольные лампы категории С5W (см. "Наука и жизнь" № 2, 2001 г.). Лампы этой же категории, но мощностью 21 Вт(С21W) ставят обычно в фонари освещения номерных знаков. По размеру и те и другие совершенно одинаковые, но во внутрисалонные фонари ставить мощные лампы не следует, поскольку в большинстве случаев освещение салона включается непосредственно выключателем или дверными кнопками и пусковое реле в цепи не предусматривается. Если использовать слишком мощные лампы, могут подгореть контакты выключателей да и пластмассовые рассеиватели салонных ламп быстро оплавятся, а там недалеко и до пожара.
Лампы с одним цоколем диаметром 8 миллиметров, мощностью от 1 до 5 Вт используют в габаритных огнях и повторителях поворотников, а в некоторых старых моделях автомобилей ими подсвечиваются панель приборов и прикуриватель. Лампы с цоколем диаметром 15 миллиметров бывают с одной и двумя нитями. Двухнитевые используют в совмещенных фонарях, например на "Жигулях" первых выпусков. Их нужно вставлять в патрон в определенном положении, так как фиксирующие штырьки расположены на цоколе на разном уровне. Иногда приходится временно заменять двухнитевой лампочкой однонитевую. Делать это стоит только в самых крайних случаях, поскольку фиксирующие штырьки на цоколе такой лампы могут повредить патрон.
Обычно более мощные лампы ставят в указатели поворотов, стоп-сигналы, фонари заднего хода и задние противотуманные фонари, менее мощные - в габаритные фонари, плафоны освещения салона и фонари номерного знака. В большинстве современных машин электронная система управления указателя ми поворотов устроена так, что при перегорании одной из лампочек частота мигания остальных увеличивается вдвое. Мощность ламп основных передних и задних указателей поворотов обычно составляет 20-25 Вт. Если в поворотники вставить маломощные лампы, они тоже начнут мигать чаще.
Лампы меньшей мощности (5 Вт) устанавливают в повторители указателей поворотов и габаритные огни. Если же в габаритные фонари поставить более мощные лампы, то их рассеиватели, скорее всего, расплавятся. Кроме того, предохранители, которыми защищены цепи габаритных огней, могут не выдержать нагрузки. Иногда сами предохранители остаются целыми, но подгорают их цоколи или плавится пластиковая вставка, и цепь все равно перестает работать. Чтобы избежать таких неприятностей, нельзя забывать о том, что лампы светосигнальных приборов должны точно соответствовать электрической схеме машины.
Читайте в любое время