ОТ ТРЕУГОЛЬНИКА ДО ЦЕНТРИФУГИ
Н. ПЛАКСИН, международный арбитр по шахматной композиции.
В 1926 году в Москве вышла книга "Поучительные примеры эндшпиля". Ее автор - швейцарский шахматный теоретик Ханс Фарни - был и опытным практиком - победителем международных турниров в Мюнхене (1909) и Сан-Ремо (1911). Рассмотрим небольшой фрагмент одной из его партий.
№ 1. Х. ФАРНИ - С. АЛАПИН
(Иллюстрация 1)
Ход белых
Если бы в этой позиции ход был черных, то они сразу же проиграли: на 1...Kpc7 последовало бы 2.Kpc5, а на 1...Kpd8 (или 1...Kpb8) - 2.Kpd6 Kpc8 3.c7 Kpb7 4.Kpd7 и 5.c8Ф. Передачу очереди хода черным белые осуществили следующим путем: 1.Kpd4 Kpd8 2.Kpc4 Kpc8 3.Kpd5! Белый король совершил треугольный круиз по маршруту d5-d4-c4-d5, и перед партнерами вновь возникла позиция № 1, но ход-то в ней оказался уже за черными...
"Метод треугольника" применялся неоднократно не только в практической игре.
76 лет назад на одном из международных конкурсов составления шахматных задач первым призом была отмечена следующая композиция:
№ 2. А. МОНГРЕДИЕН
("Chemnitzer Tageblatt", 1925)
(Иллюстрация 2)
Мат в 5 ходов
Продемонстрируем решение этой многоходовки. 1.Фg2, угрожая 2.Фс2x. Черные защищаются - 1...Cd4 (если 1...Фa4?, то 2.Ф:d5x). 2.Фh2, грозя 3.Фh5x, 2...Фе8, а на 2..Ce8? последует 3.Фс2x. 3.Фh1! - ферзь возвратился в угол, вновь присматриваясь к пункту d5 и вынуждая ответ - 3...Сс6, если же 3...Фс6?, то 4.Фh5x. А теперь белые повторяют свой первый ход - 4.Фg2, и после 4...Ca4 следует финальный удар - 5.Ф:d5x. Если 4...g3, то 5.Фh3x, а на любой иной ответ черных решает бросок по горизонтали - 5.Фс2x. Белый ферзь элегантно профланировал по треугольнику h1-g2-h2-h1. Задача № 2 обошла мировую шахматную печать. Заметим, что одновременно аналогичный мотив прозвучал и в следующей двухходовке, сконструированной в небольшом поселке Сыромяс Пензенской губернии.
№ 3. А. ТРОИЦКИЙ
("Chess Aamateur", 1925)
(Иллюстрация 3)
Мат в 2 хода.
Докажите, что все фигуры заняли свои места в более ранний период игры.
Решение здесь отнюдь не за семью печатями, оно элементарно: 1.Лb3++ Kpa4 и 2.Лa3x. И возникает недоумение: а для чего именно понадобились автору три белые ладьи и три черных слона? Позиция № 3, действительно, экстравагантна, но благодаря этому она легальна. Проследим за ее формированием. Все отсутствующие на диаграмме фигуры были взяты пешками. Черные пешки сделали три взятия a7:b6, b6:c5 и h:g; белые пешки били дважды - e6:d7 и g:h, превращаясь затем на h8 в ладью. После взятия e6:d7 черная пешка е7 проходила на е1 и превращалась в слона, который вышел с поля превращения через пункт f2, и для этого был сделан ход белой пешкой f2-f3. После взятий a7:b6 и b6:c5 черные чернопольные слоны могли проникнуть на b8 и а7 через поле b6. И лишь только после этого возможно было сдвинуть черную пешку b7 на b6, открывая белому королю доступ на поле а6. И перед этим непременно возникала вот такая позиция.
№ 3а. Критическая позиция
(Иллюстрация 4)
После хода Cb6-a7
Заметим, что ход b3-b4 был сделан раньше для прохода белых ладей на b2 и c2, а при положении белой пешки на b3 в левом нижнем углу образовался бы нелегальный фигурно-пешечный ретроузел. Далее же события развивались следующим образом: 1.Kpa5 Kb6 2.f4! - единственно возможный ход белых, 2...Ka8 3.Лb6 g5! - единственный ход черных, 4.Лb5 b6+ (последний пешечный ход) 5.Kpa6, и перед нами возникла позиция № 3... Но очередь хода в ней за черными.
Как же передать ход белым?.. Единственная возможность достижения этой цели состоит в неочевидном продолжении путешествия белого короля: 5...Kpa4 6.Kpb7 Kpa3 7.Kpc8 Крa4 8.Kpd8 Kpa3 9.Kpe7 Kpa4 10.Kpf8 Kpa3 11.Kpg8 (здесь и далее выделены ходы, которые приводят к потере темпа в треугольнике) Kpa4 12.Kph8 Kpa3 13.Kph7 Kpa4 14.Kpg8 Kpa3 15.Kpf8 Kpa4 16.Kpe7 Kpa3 17.Kpd8 Kpa4 18.Kpc8 Kpa3 19.Kpb7 Kpa4 20.Kpa6 Kpa3 - ход белых! Оказывается, метод треугольника замаскирован автором в прошлом позиции № 3. "Превосходный замысел: потеря темпа в треугольнике, проведенная в форме ретрозадачи - единственный известный пример", - не случайно отмечал английский проблемист Томас Доусон в журнале "Задачи и этюды" (Ленинград, 1928). Оригинальную ретроидею Троицкого творчески развил итальянский шахматный композитор Луиджи Чериани в монографии "Генезисы позиций".
№ 4. Л. ЧЕРИАНИ (1961)
(Иллюстрация 5)
Как возникла позиция?
Вначале проконтролируем материальные балансы обеих сторон. У белых 13 (фигур на диаграмме) + 3 (фигуры взяты черными пешками b:c, a7:b6 и h3:g2)=16. У черных 12 (на диаграмме) + 4 (взято f5:e6, c:d и d:c:d или d:e:d, обходя черную пешку d4)=16.
Поскольку балансы закрыты, то в них учтены и белая пешка а2, и черная пешка f7, которые превращались на а8 и f1. А проход к этим полям превращения им открывался после ходов а7:b6 и f5:e6.
Вот легко достижимая критическая позиция:
№ 4а. Критическая позиция
(Иллюстрация 6)
После хода Ch6
1.Kg5! Этот ход завершает построение обширного статического ретроузла с динамичес кими элементами - белым королем и черной ладьей е7 - главными персонажами дальнейшего маневрирования. 1...Лe8+ 2.Kpf7 Лf8+ 3.Kpg6 Лe8 4.Kpf5! Лf8+ 5.Kpe4 Лe8 6.Kpd3 Лf8. Король вырвался на простор, и теперь он может потерять темп - 7.Kpd2 Лe8 8.Kpd1 Лf8, но вернуться на g6 ему суждено другим путем, ибо хоженая тропа под прицелом черной ладьи, качающейся на восьмой горизонтали. 9.Kpe1 Лe8 10.Kpf2 Лf8+ 11.Kpg1 Лe8 12.Kph2 Лf8 13.Kph3 Лe8 14.Kpg4 Лf8 15.Kph5 Лe8 16.Kpg6 Лf8. Внимание, повторилась позиция, уже возникавшая после 3-го хода белых!.. Но тогда очередь хода была за черными, а теперь ход белых - 17.Лс8x, и перед нами позиция № 4. Такой необычный механизм потери темпа был назван "центрифугой".
Обратим внимание и на некоторые особенности приведенных иллюстраций. В № 1 и № 3 короли могли бы выполнить треугольные маршруты, двигаясь не только по ходу часовой стрелки, но и в противоположном направлении: в № 1 путем d5-c4-d4-d5, а в № 3 путем g8-h7-h8-g8. В задаче № 2 маневрирование ферзя h1-g2-h2-h1 дуали не допускает, но, увы, там отсутствует и точное эхоповторение позиции. А в № 4 и маршрут короля идет в одном направлении, и позиция повторяется дважды, но вот траектория, приводящая к потере темпа, весьма неоднозначна...
Наиболее ярко "принцип центрифуги", в эстетическом плане, реализовывался в задачах на так называемую ортореконструкцию позиции.
№ 5. ЧЕРИАНИ (1961)
(Иллюстрация 7)
Ход белых. Передать ход черным.
Заметим, что в композициях подобного рода передать ход черных надо в той же позиции, и задание это требуется выполнить в минимальное число ходов. Проследим за маршрутом черного кроля в № 5.1.Kb3+ Kpc6 2.Ka5+ Kpc7 3.Kb3 Ke2 4.Kd4 Kf4 5.Ke2 Kh3 6.Kf4 Kf2 7.Ke2 Kpb8 8.Kf4 Kpa7 9.Ke2 Kpa6 10.Kf4 Kpa5 11.Ke2 Kpa4 12.Kf4 Kpb3 13.Ke2 Kpc2 14.Kd4+ Kpd3 15.Ke2 Kpe3! 16.Kd4+ Kpf4 17.Kb3 Kpg5 18.Ka1 Kph6 19.Kb3 Kpg7 20.Ka1 Kpf8 21.Kb3 Kpe8 22. Ka1 Kpd8 23.Kb3 Kpc7 24.Ka1 Kpc6 25.Kb3 Kd3 26.Ka1 Kb4 27.Kb3 Kc2 28.Kd4+ Kpc5 29.Kc6+ Kd4 30.Ka5, и получилась позиция № 5 с ходом черных. Дуэт коней совместными усилиями перекрывал черного короля от шахов белого слона g1 и белой ладьи d1, которые связаны защитой белого короля. Траектория движения черного короля в этой задаче однозначна: с5-с6-с7-b8-a7-a6-a5-a4-b3-c2-d3-e3-f4-g5-h6-g7-f8-e8-d8-c7-c6 -c5. Впрочем, "центрифуга" в состоянии функционировать и без шахов. В следующей схеме предложена нестандартная кинематика передачи хода черным.
№ 6. Схема
(Иллюстрация 8)
Ход белых
Белый король и черные кони замурованы, а белый конь потерять (либо выиграть) темп не может, и вся идейная игра сосредоточена на "пятачке" а1-а3-с3-с1-а1 с неподвижной центральной осью b2. 1.Ke1-f2 Лc3-c2 2.Kf2-e1 Лb3-c3 3.Ke1-f2 Kpa2-b3! 4.Kf2-e1 Лa3-a2 5.Ke1-f2 Kpb3-a3! 6.Kf2-e1 Лc3-b3 7.Ke1-f2 Лc2-c3 8.Kf2-e1 Лc1-c2 9.Ke1-f2 Лb1-c1 10.Kf2-e1 Лa1-b1 11.Ke1-f2 Лa2-a1 12.Kf2-e1 Kpa3-a2! 13.Ke1-f2 Лb3-a3 14.Kf2-e1 Лc3-b3 15.Ke1-f2 Лc2-c3 16.Kf2-e1, и ход черных. Король потерял темп в треугольнике а2-b3-a3-a2, одновременно вращаясь с ладейной начинкой в "центрифуге"... А теперь перед нами пример работы подобного механизма в исполнении шахматного аналитика из Монтевидео:
№ 7. Л. ГАРАЗА (1961)
(Иллюстрация 9)
Ход белых. Передать ход черным.
1.Ka8-b6 Фf7-f6 2.Kb6-a8 Лf8-f7 (далее белый конь повторяет свои перемещения и указаны лишь ходы черных) 3...Лg8-f8 4...Лh8-g8 5...Лh7-h8 6...Kph6-h7 7...Фf6-h6 8...Лf7-f6 9...Лf8-f7 10...Лg8-f8 11...Kph7-g8 12...Фh6-h7 13...Лf6-h6 14...Лf7-f6 15...Лf8-f7 16...Kpg8-f8 17...Фh7-g8 18...Лh8-h7 19...Фg8-h8 20...Kpf8-g8 21...Лf7-f8 22...Лf6-f7 23...Лh6-f6 24...Лh7-h6 25...Фh8-h7 26...Kpg8-h8 27...Лf8-g8 28...Лf7-f8 29...Лf6-f7 30...Лh6-f6 31...Фh7-h6 32...Kph8-h7 33...Лg8-h8 34...Лf8-g8 35...Лf7-f6 36...Лf6-f7 37...Фh6--f7 38...Kph7-h6 39...Лh8-h7 40...Лg8-h8 41...Лf8-g8 (внимание, близок финиш) 42.Kb6-a8 Лf7-f8 43.Ka8-b6 Фf6-f7 44.Kb6-a8, вот и возникла позиция № 7 при очереди хода за черными. Задачу № 8 предлагается решить самостоятель но.
№ 8. Л. ГАРАЗА (1961)
(Иллюстрация 10)
Ход белых. Передать ход черным.
Внимание на поля с8, с4 и е6! Свое решение вы сможете проверить в следующем номере журнала.
Читайте в любое время