НАШ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЕК
Кандидат биологических наук Н. РОМАШОВА, ведущий научный сотрудник Воронежского заповедника. Фото автора.
Стоял погожий июньский денек. На неспешной воде реки Усмани не колыхался ни один поплавок. Клева не было, но юные рыбаки не теряли надежды. Вдруг откуда-то донесся странный звук, похожий на слабое попискивание. Звук то усиливался, то затихал и явно принадлежал какому-то зверьку. Стало ясно, что кто-то нуждается в помощи. Так в нашем доме появилось крохотное новорожденное существо, которое почти на полгода изменило жизнь всей семьи.
Неизвестный зверек был найден на территории Воронежского заповедника в крайне тяжелом состоянии - на грани жизни и смерти. Холодное тельце усижено муравьями, движения слабые. Необходимы были срочные меры: обогреть детеныша и накормить. Но кто он? Чем питается?
Показали найденыша моим коллегам по работе - специалистам-зоологам. Сообща решили, что зверек - самочка американской норки, относится к хищным млекопитающим, семейству куньих, роду ласок и хорьков (Mustela). "Атрибуция" далась нелегко, так как в раннем возрасте детеныши куньих разных видов очень похожи. Мы нашли нашу норочку слепой с плотно прижатыми к голове ушками и мелкими молочными зубами во рту. Уплощенное, клиновидной формы тельце покрывал едва заметный новорожденный пух с тонким волосяным покровом бурой окраски. При длине тела 14 сантиметров зверек весил всего 65 граммов.
Вооружившись книгой В. Д. Терновского "Биология куницеобразных" (Новосибирск, 1977), определили, что возраст найденыша чуть больше двух недель. Обычно потомство у диких норок появляется в конце мая. При рождении малыши имеют массу 6-11 граммов и длину тела от 7 до 8 сантиметров. В первые недели жизни они совершенно беспомощны, нуждаются в постоянном обогреве. Из картонной коробки для найденыша сделали дом с "автономным отоплением" и подстилкой из мягкой материи. Настольная лампа и нагревательный столик для гистологических исследований, поддерживавший температуру в пределах +37°С, служили подогревом. В литературе по клеточному звероводству описывается кормление норок при промышленном разведении. Но как быть с таким малышом? У норок до 20-25 дней детеныши питаются только молозивом и материнским молоком, которое гораздо жирнее коровьего - оно содержит до 8% жира. Рацион и схему кормления подобрали экспериментально, учтя питание норок в дикой природе и пищевые предпочтения нашего малыша в таком возрасте.
Первые пять дней кормили норочку 6-8 раз в день через каждые 2,5-3 часа, включая и ночное время. При помощи пипетки с закругленным концом сначала просто закапывали в рот прокипяченные сливки из цельного коровьего молока, а потом к сливкам начали добавлять небольшое количество детской молочной смеси. После первых трех-четырех кормлений детеныш перестал кричать. Между кормлениями он сладко спал, лежа на спине, изредка вздрагивая во сне. Активность проявлял лишь при появлении чувства голода, подавая голос. Постепенно в жидкую пищевую массу стали добавлять подсолнечное масло, витамины, предназначенные для животных, раствор глюкозы. Процесс кормления занимал всех домочадцев. Каждому хотелось чем-то помочь найденышу, дочка-дошкольница просила хоть на минуточку дать ей подержать зверька.
Скоро детеныш сам уже хорошо сосал из пипетки, а к шестому дню начал есть самостоятельно творог и рыбный фарш из обваренной кипятком непотрошеной речной рыбы. Кашицеобразную смесь зверек захватывал ртом с руки или жадно слизывал. Кормление уже не занимало много времени. Спала норочка гораздо меньше, во время бодрствования активно перебиралась из одного угла домика в другой, исследуя мир вслепую. Особых хлопот не доставляла. Лишь настойчивым писком напоминала нам о времени кормления.
На десятый день содержания у норочки открылся один глаз, на следующий день - другой. Черные глазки-бусинки, казалось, с удивлением и восторгом смотрели на окружающий мир. К этому же времени расправились ранее прижатые ушки. Малышка стала не только видеть, но и слышать. Она реагировала на голос человека, резкие звуки, свет. Так как у детенышей американской норки глаза открываются примерно через месяц после рождения, мы смогли более точно определить возраст нашего зверька, а также узнать, в каком возрасте его нашли.
После двухнедельного вскармливания постепенно перешли на пятиразовое кормление, причем корм давали уже в мелко нарезанном виде. Норочка хорошо ела из блюдца, выбирая сначала самые лакомые кусочки. Наблюдать это было очень забавно. С этого времени рацион стали существенно расширять, включая в него кроме творога и рыбного фарша мясной фарш, кусочки сырой речной рыбы (окунь, карась), куриного мяса, моллюсков , морковь, зеленые побеги растений (крапива и лук). В пищевую смесь добавляли витамины. Любимыми кушаньями норки были, конечно, мясные и рыбные блюда. И немудрено, ведь она - представитель отряда хищных.
Интересно, как американская норка, обитающая на другом континенте, оказалась в Центральной России? Оказывается, зверьки были завезены из Северной Америки и акклиматизированы в СССР в 30-х годах прошлого столетия. К настоящему времени этот вид норки стал у нас многочисленным и широко распространенным. Места ее обитания - небольшие глухие проточные водоемы (реки, озера, ручьи) в лесах Центрального Черноземья. Норку можно увидеть в ольшанике, в озерах и болотах, по берегам заросших ивняком рек. В Воронежской области она встречается довольно часто, особенно многочисленна на реках Воронеж, Усмань, Битюг, притоках Хопра.
Жилищем норкам служат чаще всего пустоты между корнями деревьев в подмытых берегах, ольховые коблы (прибрежные островки, сформированные корневой системой дерева). Для временного укрытия или передвижения во время охоты норки нередко пользуются старыми бобровыми норами. Питаются рыбой, лягушками, раками и водяными полевками. В небольшом количестве поедают и других животных: насекомых, моллюсков, землероек, змей, изредка птиц. Образ жизни у норок сумеречно-ночной. Гон приурочен ко времени половодья, брачные игры можно наблюдать даже среди дня. Потомство появляется в конце мая - начале июня. В помете бывает от двух до семи детенышей. Врагов у норки почти нет. Лишь лесной хорек, горностай, енотовидная собака, лисица и некоторые виды хищных птиц могут составить ей конкуренцию в поисках пищи.
А что же наша норочка? Постепенно проблемы, как и чем накормить зверька, ушли на второй план. Детеныш хорошо прибавлял в весе и через две недели почти утроил его. Теперь надо было подумать, как дальше содержать этого вовсе не домашнего зверька, развитие которого шло бурными темпами. Он очень активно передвигался по коробке, пытаясь вылезти. Однажды утром нашего питомца не оказалось на месте. Приподнявшись на задние лапки, он перелез через край коробки и отправился путешествовать по комнате. Пришлось оборудовать для него небольшую клетку, но уже без постоянного подогрева: необходимость в этом отпала.
По мере роста у норки постепенно менялся волосяной покров. Он стал густеть и темнеть. В возрасте полутора месяцев начали возвышаться остевые волосы. На конце хвоста образовалась характерная кисточка. Вибриссы, проще говоря усы, выросли до 20 миллиметров. Норочка приобретала вид и окраску взрослого животного.
С самого начала мы решили, что никакой уход и кормление не могут заменить норке прелестей вольной жизни в природе. Оставшись без опеки родителей, она должна получить "уроки жизни", характерные для этого вида. Поэтому мы стремились создать условия для наиболее полного проявления врожденных инстинктов животного. Все домочадцы очень полюбили норочку. Она стала отзываться на кличку Масяня. Была очень подвижна и активна. Охотно шла на руки. Вела себя, как игривый маленький котенок. Очень ловко передвигалась по горизонтальным и вертикальным поверхностям, быстро залезала на стол или стул. Могла юркнуть в один рукав куртки, а вылезти из другого, чем вызывала неописуемый восторг у детей. Наибольшая активность проявлялась в вечерние часы.
У всех видов куньих хорошо развит инстинкт следования. Признав в нас родителей, Масяня бежала, следуя за движениями наших ног. Главным для нее был мой муж, который посвящал ей много времени. Зверек забирался ему на руки, плечи, ласково обнюхивал, иногда мог нежно попробовать "на зубок" ухо. Издаваемые при этом звуки, больше похожие на тихое горловое хрюканье, выражали высшую степень удовольствия. Запах также имел большое значение для норки. Она могла укусить чужого человека, а своими признавала только членов нашей семьи.
Вскоре содержать в квартире взрослеющего детеныша дикого зверя стало сложно, и мы решили перевести норку в клетку-вольер лабораторного помещения заповедника.
Характерная особенность норок - околоводный образ жизни. Добывание пищи у них происходит в основном в воде. Чтобы обучить Масяню этому "ремеслу", устроили ей в лаборатории "мини-бассейн" в виде таза с водой и проводили тренировки, запуская туда живую речную рыбу (перед тренировками зверька специально не кормили). В общем-то, особого обучения и не потребовалось. Норочка довольно легко и быстро поняла задачу. Каждую рыбу ловила, прикусывая около головы, обездвиживала и выкладывала на "берег". Затем утаскивала добычу далеко под шкаф и там, в укромном месте, съедала. Такие упражнения мы повторяли ежедневно. Дополнительным развлечением была игра с маленьким резиновым мячом. Представьте, как котенок играет с мячиком или бантиком на ковре, прыгая и кувыркаясь. Наша Масяня все это проделывала в воде. На большой скорости запрыгивала в таз, ныряла, кувыркалась, играла, а потом мокрая носилась по полу. Купание стало любимым занятием зверька (ведь вода - его стихия), а для нас чем-то вроде ежедневных цирковых представлений, на которые мы приглашали зрителей.
В возрасте почти двух месяцев мы попробовали вывести Масяню в естественный водоем - на реку Усмань. Самым волнующим моментом было первое знакомство с большой водой. На реке, в своей среде, норка чувствовала себя свободно: хорошо и долго плавала, ныряла на глубину до метра, исследовала дно, доставая моллюсков. Со временем заплывы стали достаточно продолжительными. Иногда, ожидая ее на берегу в течение получаса и больше, становилось тревожно: вернется ли? Но все обходилось благополучно. После купания зверек возвращался домой.
При взрослении у куньих изменяются поведенческие реакции, появляется резкий специфический запах. Это связано с выделением мускуса на внешние раздражители. Подобное начало наблюдаться и у нашей норки. На чужой голос, громкие звуки Масяня поднимала хвост, и разносился неприятный запах. Так же она иногда метила свою территорию.
Лето подходило к концу. Зверек вырос. Но клетка-вольер, наша привязанность, любовь
и забота не могли заменить ему прелестей вольной жизни. Однако что-то удерживало
нас просто отпустить своего питомца на "вольные хлеба". Наверное, это был страх
обречь его на гибель. Ведь норочка привыкла к людям и полностью им доверяла. По
предложению московских коллег мы отдали нашу Масяню в Биологический научный центр
по изучению поведения животных в городе Черноголовка. Расставание получилось нелегким.
Все домочадцы очень привязались к зверьку. Дети (двое сыновей и дочка) шмыгали
носами. Нам действительно было грустно. Но для дикой норки жить среди своих соплеменников,
конечно, лучше. Она сможет найти себе пару, создать семью и реализовать то, что
дано ей природой. На память о Масяне у нас сохранились теплые воспоминания, множество
фотоснимков и небольшой видеофильм.
Читайте в любое время