Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВОКРУГ СВЕТА "ПРЫЖКАМИ"

Возможно, в будущем гиперзвуковые самолеты (скорость которых в 5—12 раз превышает скорость звука) будут перемещаться по принципу «блинчика» — но только не по воде, а вдоль верхних слоев атмосферы. Специалисты американской национальной лаборатории Лоуренса Ливермора предложили проект летательного аппарата, который позволит совершить перелет между любыми двумя точками земного шара менее чем за два часа.

Схема полета высотного самолета HyperSoar. Опускаясь с высоты 60 километров до 35 и отражаясь от плотных слоев атмосферы, он совершает прыжки длиной по 450 километров.

Разработчики назвали свое детище HyperSoar («сверхвысокий полет»). Это, по сути, гибрид самолета и ракеты, оснащенный комбинированным ракетным и воздушно-реактивным двигателем RBCC (см. www.nasa.gov). Взлетев с аэродрома и развив скорость порядка 10 М (10 скоростей звука — 3000 м/с), HyperSoar достигнет верхнего края атмосферы (примерно 40 км). Затем двигатель выключают, а самолет по инерции поднимется вверх до высоты 60 км, после чего начнет падать. Падение будет продолжаться до тех пор, пока самолет не «столкнется» с плотными слоями атмосферы примерно на высоте 35 км и не отскочит вверх — ну точно как «блинчик». Правда, в момент отскока двигатели вновь кратко-временно включатся (примерно на 20 секунд), чтобы скомпенсировать потерю энергии в процессе удара. За один прыжок длительностью 2—3 минуты HyperSoar преодолеет 450 км, и рейс, скажем, из Чикаго в Токио потребует примерно 18 «прыжков» и займет 72 минуты. При этом две трети времени полета он станет находиться в безвоздушном пространстве, что существенно снизит перегрев самолета, неизбежный при движении в атмосфере.

HyperSoar привлекателен не только высокой скоростью и грузоподъемностью, но и низким уровнем потребления горючего — вдвое меньшим по сравнению с обычными коммерческими самолетами. Планируется также использовать его для доставки грузов в космос: при достижении максимальной высоты с его борта будут запускать небольшой носитель, который выведет на низкие орбиты коммерческие и военные грузы (аналогичный проект — см. «Наука и жизнь» № 9, 1994 г.). А вот понравится ли HyperSoar пассажирам — еще вопрос. Ведь полет будет представлять собой чередование состояния невесомости и перегрузок до 1,5g. Тут уж не до прохладительных напитков!

Любопытно, что проект подобного самолета, предназначенного для бомбардировки Америки, предложил еще в 1943 году германский инженер Зенгер. Самолет должен был стартовать с территории Германии и, сбросив мощную бомбу на один из городов США, приземлиться в союзнической Японии или, полностью обогнув земной шар, вернуться на свой аэродром. Немецкие конструкторы намеревались создать самолет уже к 1948 году, но, к счастью, война закончилась и этим планам не суждено было сбыться. Остается надеяться, что, если проект осуществится, применение HyperSoar станет мирным.

См. в номере на ту же тему

А. ЗАЙЦЕВА - "Блинчики" на воде по-научному.

"Прыгающая" бомба.

Кое-какие расчеты.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки