Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

КИБЕРЗАМЕТКИ

Д. УСЕНКОВ.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРАВА

Компьютерные права от фирмы 'ЛАНИТ', полученные автором заметок на международной компьютерной выставке 'Комтек-2000'.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Робот, собранный из деталей конструктора LEGO MindStorms, и программируемый блок для управления им.
Ручка-сканер C-Pen пишет, сканирует, распознает, переводит.
Процессор Intel Pentium 4.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Портативная система Mimio фирмы Virtual Ink., включающая приемопередатчик, специальные маркеры и ластик (вверху), превращает обычную доску в электронную (внизу).

Без бумажки - ты букашка,
А с бумажкой - человек.

Народная мудрость

Вы, наверное, слышали термин "сертифицированный специалист". Сегодня для получения престижной и высокооплачиваемой работы, связанной с компьютером, уже недостаточно просто обладать неким объемом знаний, приобретенным различными путями. Необходимо иметь документ, который подтверждал бы вашу компьютерную квалификацию и высоко котировался как у нас в стране, так и за рубежом. Существует целый ряд фирм, занимающихся подготовкой и тестированием специалистов по единым для всего мира учебным программам и тестам с последующей выдачей международного сертификата, подтверждающего полученные знания. Как правило, такой сертификат выдается от имени фирмы, программное или аппаратное обеспечение которой вы изучали (например, свидетельство Сертифицированного специалиста Microsoft). Либо от имени какого-нибудь крупного учебного центра, обладающего достаточно весомым авторитетом в мировом сообществе (обычно это касается обучения нескольким технологиям различных фирм-разработчиков, как, например, программа сертификации Certified Internet Webmaster).

В России одна из ведущих фирм, проводящих обучение и сертификацию специалистов, - "Сетевая академия ЛАНИТ". В большинстве случаев преподают в ней сотрудники компании "ЛАНИТ", сами являющиеся сертифицированными специалистами, а вот тестирование и выдача сертификата проводятся уже на базе и от имени соответствующей организации, например Microsoft. Заметим, что стоят подобные услуги недешево - иногда порядка нескольких тысяч долларов, что большинству наших граждан, конечно, не по карману. Вероятно, желая устранить этот недостаток, компания "ЛАНИТ" предложила оригинальный и практически общедоступный вариант "малой сертификации", получивший название "Компьютерные права".

По аналогии с водительскими компьютерные права выдаются по одной из пяти категорий: "А" - "пользователь", "В" - "профессионал", "С" - "эксперт", "D" - "программист" и "Е" - "администратор". Получить их может любой желающий, посетив сайт www.testcenter.ru и пройдя четыре любых теста из набора, соответствующего той степени знаний и умений, на которую вы претендуете. Эта услуга также платная, но стоит сравнительно недорого - 5 долларов за тест. Во время выставки "Комтек", проходившей в Москве в апреле этого года, желающие могли получить компьютерные права бесплатно. Новоиспеченный документ носит пока неофициальный характер, так что обладание им не дает никаких преимуществ в профессиональной деятельности. Однако в будущем, возможно, компьютерные права станут весомым аргументом при приеме на работу (тем более, что удостовериться в их действительности можно на сайте компании "Ланит"). Ну, а для тех, кто просто хотел бы оценить свои знания, не требуя иных документов, кроме распечатки содержимого экрана компьютера, на сайте www.academy.ru предлагается набор бесплатных оnline тестов.

ВВОД ТЕКСТА ОДНОЙ КНОПКОЙ

Как ввести текст в компьютер или иное электронное устройство - "записную книжку", мобильный телефон, органайзер? Существуют "стандартные" способы: набирать текст с клавиатуры либо "писать" его специальным пером прямо на экране, чувствительном к нажатию. В первом случае приходится повсюду носить с собой громоздкую клавиатуру либо мучиться с чересчур маленькими клавишами ее компактных вариантов. Во втором - необходимо снабдить устройство сенсорным экраном, а также довольно сложной программой распознавания рукописного текста, что неизбежно ведет к усложнению и удорожанию самого электронного устройства. Есть, правда, и "промежуточный" вариант: на экране рисуется "виртуальная клавиатура", а текст набирается нажатиями на нарисованные "клавиши". Это позволяет упростить требуемое программное обеспечение, но потребность в чувствительном экране сохраняется, а "виртуальная клавиатура" занимает на нем слишком много места.

Теперь, похоже, найдено еще одно решение - столь же оригинальное, сколь и простое. Для ввода букв с его помощью нужно перемещать пальцем небольшой "ползунок", двигая его из стороны в сторону по определенному закону. Например, если сместить его влево-вниз-вправо, вводится буква "С", а если дополнительно толкнуть его вверх, получится буква "О". Устройство nScribe, разработанное британской компанией Со-operwrite, требует для своего обслуживания лишь простенькую программу длиной всего 25 Кб, а потому может применяться почти в любом "мобильнике".

Любопытно, что похожее приспособление для ввода текста - правда, не в компьютер, а в электрическую печатную машинку - было предложено нашим соотечественником Г. Загорельским еще в 1972 году. Об этом изобретении писали журналы "Изобретатель и рационализатор", а также "Наука и жизнь" (№ 5, 1973 г.). Предлагавшееся устройство - гезотайп - состояло из шести датчиков-"грибков" (четыре по вертикали в среднем ряду и два по бокам), которые можно было наклонять прикосновением пальца влево или вправо. Для ввода всех 32 букв русского алфавита достаточно было провести пальцем по траекториям, соответствующим написанию букв. Несложная электрическая схема "распознавала" текст по направлению и порядку наклона датчиков. К сожалению, изобретение не получило широкого применения.

РОБОТЫ, УПРАВЛЯЕМЫЕ КОМПЬЮТЕРОМ

Конструкторы LEGO, по крайней мере, их простейшие варианты, сегодня известны практически всем. Однако не все знают, что существуют "виртуальные конструкторы" LEGO - компьютерные игры, с помощью которых юные пользователи ПК могут сначала собрать здания, машины и различные фигурки из "трехмерных" деталей, изображенных на экране компьютера, а потом пуститься с ними в увлекательное приключение.

Но, пожалуй, наиболее увлекательны "комбинированные" варианты LEGO, в которых виртуальная реальность и действительность тесно переплетаются. Так, комплект LEGO MindStorms позволяет сконструировать роботов из набора реальных кубиков, блоков, движителей и датчиков, а потом управлять ими с помощью компьютера. Для этого роботы снабжаются "управляющим блоком" со встроенным микрокомпьютером RCX - своеобразным мозгом робота, позволяющим хранить в его памяти и выполнять программы, загруженные с персонального компьютера. Чтобы "оживить" робота, надо написать программу на компьютере, используя специальный язык программирования - RCX-код, в котором все команды похожи на обычные блоки-кирпичики LEGO, а затем при помощи инфракрасного передатчика загрузить ее в "мозг" робота. После этого кибернетическое создание начнет действовать, выполняя все ваши приказания. Можно заставить робота идти по следу, обходить препятствия, стремиться к источнику света и т. д.

Вы скажете: это только игры. Однако подобные технологии могут послужить хорошей технической поддержкой при проведении школьных уроков информатики. Кроме программ для построения роботов, компания LEGO, точнее ее образовательное отделение LEGO Dacta, выпускает целый ряд "более серьезных" комплектов. Так, комплект "Производство" позволяет создавать разнообразные модели станков и механизмов с электрическим приводом. Комплект "Пневматика" предназначен для моделирования устройств, приводимых в движение сжатым воздухом. Комплект "Управляемые машины" содержит программируемый пульт, к которому могут подключаться различные электрические элементы и который позволяет запоминать и воспроизводить простейшие программы управления ими. И, наконец, "ЛЕГО-лаборатория" - программно-аппаратный комплекс для создания различных устройств с автоматизированным управлением. Все эти комплекты, распространяемые в России Институтом новых технологий образования , снабжены методическими пособиями для учителей и карточками заданий для школьников.

РУЧКА-СКАНЕР

Представьте, что вам нужно быстро скопировать какой-либо "бумажный" текст, чтобы потом ввести его в компьютер. Потребуются сканер, программа распознавания символов и, конечно, сам документ или его копия. А как быть, если вы просматриваете газету, журнал или книгу в читальном зале библиотеки, а ксерокса поблизости нет? Брать с собой компьютер, даже если это ноутбук, не всегда удобно. Приходится поступать "по старинке": сначала переписывать текст ручкой на бумагу, а потом "набивать" его с клавиатуры, то есть выполнять двойную работу.

Однако подобные трудности уже можно считать "пережитком прошлого века". Шведская компания C Technologies AB предложила пользователям новую разработку - портативный текстовый сканер C-Pen 600МХ. Это устройство, по размерам и форме похожее на обычный маркер, представляет собой полноценный ручной сканер со встроенным микрокомпьютером (микропроцессор с тактовой частотой 100 МГц), жидкокристаллическим экраном и системой распознавания текста фирмы ABBYY . Достаточно провести "считывателем" вдоль интересующей строки - и она будет сфотографирована миниатюрной цифровой видеокамерой, запомнена во встроенной памяти и отображена на миниатюрном экране. И так - строка за строкой - можно отсканировать и распознать до 2000 страниц текста! А далее он легко "перебрасывается" в компьютер - настольный или портативный, причем для этого даже не потребуется подключать C-Pen к компьютеру: "общение" двух устройств производится по инфракрасному каналу. И это еще не все: ручка-сканер может сразу переводить отсканированный текст, например, с английского языка (словари можно скачать из Интернета). Имеется в этом устройстве и портативная картотека (адресная книга). Ну и, наконец, C-Pen позволяет просто... писать ею, как обычной ручкой: еще одно встроенное приложение отслеживает движения "считывателя" по поверхности бумаги и распознает их как начертания цифр или букв, которые либо запоминаются в качестве текста, либо служат запросом при поиске нужной карточки в адресной книге. Вот только цена... Но это, как вы понимаете, уже совсем другая история.

МАЛАЙЗИЯ ОБГОНЯЕТ РОССИЮ... НА "КИБЕР-АВТОБУСЕ"

Правительство Малайзии приступило к реализации нового проекта по приобщению всего населения страны к интернет-технологиям даже в самых отдаленных уголках полуострова. Основная часть проекта - создание "мультимедийного суперкоридора" (Multimedia SuperCorridor), высокоскоростного информационного канала, объединяющего всю страну в единую информационную сеть. Кроме того, планируется преобразовать все сельские почтовые отделения в своего рода интернет-кафе. Однако власти Малайзии понимают, что этих мер недостаточно: мало провести Интернет в каждый дом, нужно еще и научить людей им пользоваться. С этой целью созданы специальные "кибер-автобусы", в которых установлены 20 компьютеров с мобильным подключением к Интернету. Автобусы вместе с инструкторами курсируют по самым отдаленным уголкам страны и помогают всем желающим приобрести необходимые знания о пользовании компьютером, Интернетом и электронной почтой.

А ведь полтора десятка лет назад идея "компьютерных автобусов" - передвижных компьютерных классов - развивалась и в СССР с целью решить проблему обучения информатике в условиях нехватки вычислительной техники. "Компьютерные автобусы" экспонировались на многих выставках тех лет, а в одном из выпусков журнала "Наука и жизнь" (№ 4, 1988 г.) была опубликована заметка о них. Почему бы России вновь не вернуться к использованию "мобильных классов" - теперь уже укомплектованных современными персональными компьютерами и спутниковым доступом в Интернет? Думается, такой вариант может оказаться удобным и сравнительно дешевым - по крайней мере, для сельских школ. "Кибер-автобус", закрепленный, например, за областью или группой учебных заведений, мог бы переезжать из одной школы в другую в соответствии с расписанием занятий.

PENTIUM 4: ПРОЦЕССОР, УСКОРЯЮЩИЙ РАБОТУ С ИНТЕРНЕТОМ

Может ли процессор, установленный на локальном, то есть пользовательском, компьютере повлиять на скорость обмена информацией с сетью Интернет? Времена, когда процессор не успевал обработать полученные через канал связи данные, давно прошли, и сегодня "узким местом" стали телефонные линии, в большинстве случаев не позволяющие передавать данные со скоростью больше 28 килобит в секунду. Однако и теперь процессор способен повлиять на скорость работы с Интернетом. Дело в том, что в новейших моделях процессоров, таких как Intel Pentium 4, для этого реализованы специальные наборы команд. Их применение позволяет передавать по сети не сами объекты - например, высококачественные графические изображения, - а своеобразные "заготовки", "эскизы" и инструкции по их закрашиванию. При этом окончательное изображение формируется уже в компьютере пользователя из полученных "эскизов" согласно инструкциям. Таким образом, удается существенно уменьшить объем передаваемых данных и, следовательно, повысить скорость работы в Сети при неизменной скорости связи. Правда, для этого необходимо, чтобы просматриваемый сайт поддерживал такой режим работы.

Впрочем, по мнению автора, более подходящим было бы несколько иное решение, построенное по принципу "пополняемых библиотек образов" и по своей сути подобное работе человеческого мозга при генерации им сновидений. Для отображения интернет-объектов предлагается использовать набор неких унифицированных модулей - "кубиков", каждый из которых описывал бы определенное свойство объекта (форму, цвет) или способ его взаимодействия с пользователем. Более или менее полная коллекция таких "кубиков" могла бы устанавливаться на локальном компьютере, например, с лазерного диска, а пополняться при необходимости переписыванием того или иного нового модуля с соответствующего сайта. Тогда при работе с Сетью передаваемая на локальный компьютер информация содержала бы только "ссылки" на необходимые модули-"кубики", то есть указания их имен и способа размещения на экране. В этом случае объем передаваемой информации сократится еще сильнее, а скорость работы еще больше вырастет.

"ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА" ИЗ ОБЫЧНОЙ

Сегодня школьная доска, на которой пишут мелом и стирают написанное мокрой тряпкой, заметно устарела. Современные технологии позволяют создавать электронные доски, подключаемые к компьютеру, так что при рисовании на их поверхности специальными маркерами изображение сразу попадает в ПЭВМ и затем может быть обработано (например, программами распознавания рукописного текста), сохранено в файле, распечатано в требуемом количестве копий или отправлено по электронной почте. Недавно американская фирма Virtual Ink. выпустила портативное устройство Mimio, позволяющее легко и быстро превратить обычную белую доску (размерами до 1,25 х 2,5 метра) в электронную. Достаточно закрепить на краю доски небольшой приемопередатчик и подключить его к компьютеру через последовательный порт (или USB). Расположенные на панели устройства инфракрасные и ультразвуковые датчики отслеживают процедуры записи и стирания. В комплект Mimio входят четыре цветных маркера и специальный ластик, а также встроенная в один из маркеров указка mimioMouse, заменяющая компьютерную мышь.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки