НОВЫЕ ДАННЫЕ ПО ИСТОРИИ ТКАЧЕСТВА
Л. СМИРНОВА. Проколки (хронология и функциональное назначение). "Археологические вести" № 7, 2000, стр. 236-246.
Кости животных использовали наши предки для изготовления самых разных вещей. В Северной Европе, например, еще с железного века и вплоть до Средних веков были широко распространены булавки из фибульных (малых берцовых) костей свиньи. В том числе в Древнем Новгороде, где при раскопках собрано более 400 таких булавок. Но еще больше найдено там заостренных орудий, именуемых проколками и изготовленных из костей овцы, козы, лошади, собаки, лося или других животных. Особенно пригодными для этих целей были так называемые грифельные кости лошади и лося (рудиментарные косточки вблизи копыта, остатки пальцев), которые и без обработки кажутся изделиями человека.
Наибольшее число новгородских проколок относится к самым древним горизонтам X века, меньше их оказалось в слоях XI века, а количество еще более поздних и вовсе незначительно. То же характерно и для других центров Древней Руси. Если предположить, что такие заостренные кости применялись как инструмент, прокалывающий кожу, то уменьшение их количества могло быть связано с появлением более совершенных орудий. Этого, однако, не наблюдается.
Скорее всего, проколки служили инструментом ткача, подбивавшего им нити утка и, кстати, для той же цели могли использоваться мечевидные деревянные орудия, обычно принимаемые за детские игрушки. Уменьшение числа и тех и других в более поздних археологических слоях, по-видимому, связано с периодом усовершенствования ткацкого производства. Дело в том, что такая подбивка была нужна лишь при работе на вертикальном станке, где полотно ткали сверху вниз. Такие станки - благодаря своей исключительной простоте - имелись буквально в любом хозяйстве, ведь вся одежда была в те времена домотканой. С появлением же горизонтального станка изменилась сама технология ткачества: специальное решетчатое устройство стало равномерно распределять нити основы и прижимать нити утка (см. "Наука и жизнь" № 2, 1995 г.).
Горизонтальный станок был уже значительно эффективнее и принадлежал обычно ремесленнику-профессионалу. В Западной Европе он получил распространение в XI веке - с появлением первых крупных центров текстильной индустрии во Фландрии, Англии и на севере Франции.
Археологические свидетельства появления горизонтального станка немногочисленны: отдельные его детали находят в напластованиях XI века в Хедебю и Гданьске. И судить о его распространении чаще приходится по отсутствию в слое деталей вертикального станка - таких, как проколки и мечевидные предметы из Новгорода.
Читайте в любое время