ПОДРУЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ
У каждого автолюбителя есть свое представление о том, что должно входить в набор инструментов для машины. В этом смысле многомиллионную армию российских автомобилистов можно условно разделить на три группы: "пользователи", "умельцы" и "мастера".
К "пользователям" относятся те автовладельцы, чье общение с автомобилем помимо езды сводится к заправке его бензином, подкачке шин или, в крайнем случае, замене проколотого колеса. Все остальные работы, от мойки машины и чистки салона до ремонта любой сложности, "пользователи" предпочитают сами не проводить, а обращаются за помощью к специалистам. Профессиональные ремонтники любят водителей этой категории за то, что они не лезут во "внутренности" автомобиля и не ломают ничего лишнего. Скажем сразу, что в нашей стране "пользователей" пока меньшинство.
"Умельцы" самостоятельно меняют масло в двигателе и трансмиссии, могут прокачать тормоза, заменить ремень генератора и даже стартер. Многие из них отважно залезают в мотор и в коробку передач, меняют сцепление и крестовины карданов, правда, не всегда без потерь для этих агрегатов и узлов. После такого самостоятельного ремонта зачастую не остается ничего другого, как обратиться к профессионалам. Там, где требовалось всего лишь отрегулировать свободный ход педали сцепления, после вмешательства "умельца" профессионалу приходится заменять весь механизм, а в случае, когда можно было вовремя заменить термостат, дело доходит до капитального ремонта заклинившего в результате перегрева двигателя. Впрочем, многие "умельцы" могут вполне квалифицированно определить неисправность и, оценив свои возможности, вовремя отказаться от самостоятельных попыток починить автомобиль. Как правило, при сложном ремонте они обращаются на станцию техобслуживания.
"Мастера" почти никогда не пользуются услугами сервиса, они стараются все работы проводить самостоятельно. Среди представителей этой, увы, немногочисленной категории автомобилистов много настоящих специалистов. Их машины работают как часы и редко ломаются. "Мастера" любят усовершенствовать свой автомобиль: частенько модернизируют электропроводку, устанавливают разнообразные дополнительные электрические устройства. Но если такая машина попадет к новому владельцу, ему, впрочем, как и профессиональному ремонтнику, будет довольно сложно разобраться в том, что сотворил с ней "мастер".
Насколько отличаются интересы и возможности автомобилистов, настолько разнятся их потребности в инструментах. "Пользователя" вполне удовлетворит самый элементарный набор: колесный ключ, домкрат с небольшой деревянной подставкой, насос с манометром, а лучше - компрессор, "свечной" ключ, ключи размерами 8,10 и 13 мм и две отвертки - крестовая и шлицевая.
Иное дело - "умельцы". Помимо уже перечисленных инструментов им нужны ключи размерами от 5 до 22 мм. Лучше всего пользоваться ключами, имеющими с одной стороны "рожковую" головку, а с другой - накидную. Накидные головки с 12-ю гранями удобнее шестигранных, особенно когда приходится иметь дело с болтами или гайками, расположенными в труднодоступных местах. Владельцам отечественных машин понадобятся ключи размерами 8, 10, 13, 17 и 19 мм, причем их нужно иметь в двух экземплярах. Второй ключ пригодится, например, при разборке узлов подвески (выполняя эту операцию, часто приходится откручивать гайки и одновременно придерживать головки болтов). Два ключа полезно иметь также при вывинчивании шпилек.
Не обойтись "умельцу" и без набора торцевых головок. Как и накидные, двенадцатигранные торцевые головки удобнее шестигранных. Наборы отечественных головок, например новосибирские, ничуть не уступают по прочности немецким, австрийским или итальянским и существенно лучше китайских, малазийских и турецких. Сменные торцевые головки надевают на специальные воротки-храповики, называемые трещотками. Отечественные трещотки в большинстве случаев не выдерживают больших нагрузок и поэтому недолговечны. Кроме того, шаг зубьев храповика у них достаточно велик, и работать ими в труднодоступных местах неудобно. Лучше не поскупиться и купить "фирменную" трещотку. Такие зарубежные производители, как "Snap-on" (США), "Stal-Wile" (Германия), "Metrinch" (Италия) и многие другие, выпускают первоклассный инструмент и дают на него пожизненную гарантию.
Набор инструментов "умельца" будет неполным без нескольких отверток: двух-трех шлицевых с жалом шириной 4, 6 и 8-10 мм, двух крестовых с цевкой диаметром 5 и 8 мм. Полезной может оказаться и так называемая ударная отвертка (специальное устройство, в котором закрепляется наконечник в форме жала отвертки). При ударе молотком по бойку такой отвертки жало поворачивается на небольшой угол. Без этого инструмента не обойтись, например, при ремонте дверей (ударной отверткой отворачивают петли) и коробок передач.
Нужны также два молотка: легкий весом 250-300 граммов и тяжелый весом 500-700 граммов на деревянных ручках. Пользующиеся спросом молотки с металлическими ручками хуже деревянных тем, что закрепить разболтавшийся молоток на металлической ручке труднее.
Не лишними будут и несколько измерительных приборов: обычная металлическая линейка длиной 500 мм, штангенциркуль на 130-150 мм, набор щупов для измерения зазоров и простейший автотестер, с помощью которого можно проверить напряжение, число оборотов двигателя, падение напряжения в цепи некоторых потребителей и угол замкнутого состояния контактов прерывателя. Неплохо иметь и омметр, но во многих случаях его может заменить обычная контрольная лампа. "Умельцу" нужны как минимум два ареометра: один - для измерения плотности электролита в аккумуляторной батарее, другой - для определения температуры замерзания тосола или антифриза.
"Мастера" кроме всего перечисленного пользуются еще и специальным инструментом. Прежде всего, это большие слесарные тиски и кувалда весом от 1 до 2 килограммов. Кроме этого им нужны набор специальных и универсальных съемников (без них зачастую не разобрать подшипниковые узлы, узлы подвески и рулевого управления) и несколько оправок для установки подшипников и монтажа сальниковых уплотнений.
Не обойтись "мастеру" и без динамометрического ключа. Они бывают нескольких типов. Некоторое время назад были распространены динамометрические ключи с длинной ручкой из пружинной стали со стрелкой и шкалой. Для завинчивания гаек этот ключ хорош, но точность определения момента затяжки у него невысокая. Более высокую точность обеспечивают ключи с "часовым" циферблатом, но из-за массивности корпуса пользоваться ими неудобно. Самый точный и удобный из известных динамометрических ключей - длинный ключ с трубчатой рукояткой, на одном конце которой крепится трещотка, а на другом - задатчик необходимого момента затяжки. Когда гайку затягивают до заданного момента, в ключе раздается громкий щелчок.
"Мастеру" наверняка пригодится компактная паяльная лампа или газовая горелка, например, при разборке старых приржавевших одна к другой деталей или запрессовке поршневых пальцев в шатуны у некоторых моделей двигателей.
Из измерительных инструментов "мастеру" нужны микрометры с пределами измерений 50, 75 и 100 мм и нутрометр (им измеряют внутренние размеры цилиндров). Для более точной регулировки клапанов многие водители из тех, кто делает это самостоятельно, предпочитают вместо щупов пользоваться специальными линейками с тензометрами. С помощью этого устройства можно вводить поправку на температуру двигателя и регулировать зазоры, когда он пребывает не только в холодном, но и в горячем состоянии. При этом важно знать температуру деталей. Сейчас это не проблема: многие современные электрические тестеры снабжены встроенными датчиками измерения температуры. И, наконец, "мастер" должен иметь стробоскоп для регулировки системы зажигания и манометр для измерения давления масла в двигателе.
Если "мастер" соберет у себя в гараже или мастерской все рекомендуемые нами инструменты, ему, скорее всего, не придется обращаться на станцию техобслуживания. С их помощью он сможет отрегулировать или отремонтировать свой автомобиль самостоятельно.
Читайте в любое время