"ТРЕХЛИКАЯ" ИКОНА
М. РЫБАКОВА, главный хранитель ФГУК "Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Александровская слобода".
Особенная и загадочная судьба Александровской слободы - загородной правительственной резиденции первого русского царя Ивана Грозного - притягивает к себе внимание не только ученых, но и просто любителей истории. Кто-то из них восхищается архитектурой дворцовых построек, многие интересуются историческими перипетиями, чье-то внимание приковывают редкие экспонаты музея. Туристы, неоднократно бывавшие в музее, могли заметить, что в экспозиции, посвященной истории Александровской слободы, сейчас недостает одного необычного памятника иконописи - "трехликой" иконы.
Эта икона вызывала изумление и восхищение сотен тысяч посетителей музея-заповедника "Александровская слобода". Видимо, поэтому икона стала приманкой для криминального мира. Вот уже почти 10 лет сотрудники уголовного розыска стремятся найти тех, кто совершил дерзкое вооруженное ограбление. Трагедия разыгралась 3 сентября 1997 года в 17 часов 10 минут. В конце рабочего дня было совершено разбойное нападение на смотрителей экспозиции, где находилась "трехликая" икона. В считанные минуты грабители оборвали сигнализацию, вырвали из металлического крепления икону и скрылись среди прихожан Успенского монастыря. Через ворота, которые открывались на время службы в Троицком соборе, они покинули территорию музея. С тех пор икона находится в розыске.
Настоящее название иконы - "Благовещение. Господь Саваоф". Оригинальность иконы заключается в том, что она написана на 16 тончайших (толщиной около 1,5 мм) деревянных пластинах, закрепленных в деревянной раме по вертикали, под прямым углом к традиционной плоскости изображения. При смене ракурса иконы неожиданно, как бы чудесным образом, возникали друг за другом три разных изображения - три лика. При взгляде на икону справа зритель видел изображение Богоматери в серо-синем мафории (покрывало) с тремя белыми звездами на плечах и на лбу. Те, кто стоял слева, видели изображение архангела Гавриила в облике цветущего юноши со светло-русыми волосами в светло-голубом одеянии с широкими пышными рукавами и с красным цветком в правой руке. На второй справа пластине внизу - белильная надпись с датой: "1791". Перед теми, кто стоял прямо относительно иконы, возникала только центральная фигура - лик Саваофа. Этот образ представал в виде седовласого и седобородого старца со скипетром, из уст которого исходил в белом сиянии Святой Дух в облике голубя.
Мастер исполнил икону следующим образом: пластинки (из дерева хвойных пород) он залевкасил - покрыл тонким слоем грунта с обеих сторон - и тесно прижал одну к другой таким образом, что они составили единую плоскость, на которой и были написаны оба изображения: сначала на одной, потом на другой стороне. Затем пластины были вставлены параллельно одна другой в прорези верхней и нижней планок подрамника, сделанного из той же древесины, что и сами пластины. Расстояния между двумя соседними прорезями равнялись ширине пластины. Ребра пластин остались незакрашенными, поскольку не представлялось возможным сделать это так, чтобы красочный слой относился одновременно и к одной и к другой стороне составной иконы.
Впечатление слитности, цельности изображений возникало при взгляде зрителя на икону под углом, близким к 45 градусам, и с расстояния не менее трех метров. При приближении зрителя к иконе образ как бы распадался; при удалении же, напротив, эта раздробленность лика скрадывалась, и образ выглядел цельным.
Такая необычность оформления в иконографии встречается достаточно редко. Поэтому, когда в 1953 году в Бакшеевском сельсовете Александровского района обнаружили эту уникальную икону XVIII века, она не могла не заинтересовать сотрудников Александровского краеведческого музея (тогда он имел такой статус). Кстати, село Бакшеево расположено в пяти километрах от Александрова по дороге в Лукьяновскую пустынь. Состояние иконы оказалось аварийным: первоначальная живопись центрального образа, написанная на тонком деревянном основании темперой, была почти полностью утрачена, не сохранилась и первоначальная рама с резьбой и лепным левкасом. Но несмотря на это, икону сразу же приобрели в музейное собрание. В конце 1950-х годов директор музея А. В. Шутов, не имея финансовой возможности провести реставрацию иконы, поручил местному художнику-копиисту скопировать почти разрушенный облик Саваофа, чтобы представить это произведение иконописи в экспозиции. B. C. Жученков повторил первоначальное изображение центральной иконы на холсте и подновил изображения пластин в тон оригиналу. Конструкцию с пластинами, несущими изображения Благовещения, и холст вставили в новую раму из простых массивных профилей. Икона обрела вторую жизнь.
Изучение "трехликой" иконы в 1996 году В. М. Сорокатым - экспертом и ведущим научным сотрудником Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - подтвердило уникальность произведения неизвестного мастера.
Дата возникновения пластин иконы не вызывает сомнения - 1791 год. Изображения Богоматери и архангела исполнены на высоком качественном уровне и вполне традиционны для живописи Москвы или Петербурга конца XVIII века.
Уникальным же икону делает принцип ее пространственного построения. Иконописец вызывает иллюзию внезапного возникновения образов, прежде невидимых; происходит трансформация одного образа в другой - создается эффект ожидания чуда. Подобное сочетание элемента художественной игры свидетельствовало о принадлежности мастера к искусству Нового времени. В России подобные составные пространственные иконы появились под влиянием деревянной резной скульптуры и театрально-декоративного искусства.
Безусловно, грабители "трехликой" иконы знали об ее уникальности и оригинальности. Возможно, икону похитили по специальному заказу. В 1990-х годах по многим музеям и церквам страны прокатилась волна грабежей древнерусских икон и старопечатных книг, которыми пополнялись частные коллекции.
В 2003 году появилась надежда найти икону. 17 апреля телевизионно-информационная компания "Eвро Ньюс" в разделе новостей рекламировала художественные выставки, где фрагментарно была показана икона, внешне очень напоминавшая украденную. Через телекомпанию "Agenda" музей обратился к автору телесюжета американской журналистке Валери Забродской, предположившей, что, возможно, эта икона находится в амстердамской коллекции "The Wealth of Stroganoff". Руководство музея обращалось в соответствующие инстанции, но, к глубокому сожалению, пока безрезультатно.
Существует устное предание, что рано или поздно икона возвращается туда, откуда ее похитили.
Сотрудники музея-заповедника "Александровская слобода" надеются, что икона найдется, и будут весьма признательны за любую информацию о ней.
См. в номере на ту же тему
В. ПЕТРАКОВ - Как вернуть миллион?
А. АРАЛИНА - Три в одном и два в одном
Читайте в любое время