БНТИ, 2000, №3
Общеизвестно, какой экологической катастрофой становится каждая авария какого-либо крупного танкера. Разливаясь по поверхности воды на многие километры, нефть становится причиной гибели множества рыб и морских животных. А теперь представьте себе, что танкер разламывается пополам, но вместо нефти из него вываливаются полиэтиленовые пакеты с желеобразным веществом, которые любое судно легко может собрать с поверхности моря. И это не фантастика: в России разработан и производится уникальный препарат, способный в считанные секунды превращать любые нефтепродукты в гели - полутвердые массы, напоминающие желе. И хотя загустители углеводородов были известны и ранее, а этот - новый - всего лишь быстрее и эффективнее прочих, но есть у него одна важная особенность. Эта особенность - другой препарат - "компаньон", который возвращает гель в исходное состояние, то есть в нефтепродукты, без изменения их свойств.
Состав обоих препаратов (разработчики называют их структуропреобразователями углеводородов) представляет собой ноу-хау, но уже ясно, что для завоза, например, топлива в отдаленные районы они просто незаменимы. Вместо огромного количества бочек, которые дешевле выбросить, чем везти порожняком обратно, можно будет применять возвратную мягкую тару. К тому же новые препараты применимы практически в любых климатических условиях, поскольку процесс структурирования идет почти без выделения тепла при температурах от -70 до +70°С, а образующиеся гели стабильны от -196°С до температуры кипения соответствующего углеводорода.
Весьма полезна эта технология и для хранения нефтепродуктов, причем не только благодаря своей пожаробезопасности, но и по причине резкого снижения потерь от испарения, а следовательно, немалой экономии.
Интересно и то, что при помощи структуропреобразователя можно переводить в гелеобразное состояние и обратно не только практически любые углеводороды и нефтепродукты, но и галогено- и нитропроизводные и даже сжиженные газы.
"ГРОТ" - ПОДЗЕМНЫЙ ГЛАЗ
До нескольких десятков метров вглубь удается видеть при помощи нового прибора, разработанного на одном из московских конверсионных предприятий. Этот прибор - георадар "Грот" - представляет собой переносной радиолокатор, смонтированный на раме с двумя "лыжинами" - антеннами. Передняя "лыжина" - это передающая антенна, на которой укреплен передатчик, а задняя - приемная, и на ней установлен антенный усилитель, соединенный кабелем с приемником радиолокатора. Сам приемник на раму не крепится, а надевается оператором на шею - с тем, чтобы он мог непосредственно наблюдать за результатами измерений на экране приемника. Малые габариты и небольшой вес прибора, в совокупности не превышающий 10 кг, позволяют производить все эти измерения одному человеку.
По мнению разработчиков, георадар "Грот" станет незаменимым помощником строителям и в частности дорожникам. Ведь с его помощью можно определять состояние дорог, исследовать толщину насыпи и ее структуру, наличие подземных пустот и уровень фунтовых вод.
Использование этого прибора дает возможность определять состояние туннелей и фундаментов, мостов и опор, обнаруживать пустоты, карстовые полости и тектонические нарушения. Он позволяет наблюдать расположенные под землей любые виды металлических и неметаллических коммуникаций (кабели, трубы), фундаменты и траншеи, а также границы раздела разных геологических слоев. "Грот" может быть полезен и при поиске любых захороненных в земле предметов и объектов, включая экологически вредные отходы, а также при определении загрязненных почв.
Все полученные радиолокационные профили изображаются на жидкокристаллическом экране прибора в темпе проводимых измерений. А результаты этих измерений заносятся в собственную память прибора объемом 4 мегабайта и при необходимости могут перезаписываться во внешний компьютер для дальнейшей обработки.
Читайте в любое время