КАК ОТЛИЧИТЬ НАУКУ ОТ ЛЖЕНАУКИ?
КАК ОТЛИЧИТЬ НАУКУ ОТ ЛЖЕНАУКИ?
Многовековая война науки и лженауки переживает сегодня новый этап, связанный с полным и свободным от контроля доступом к любым видам массовой информации. Реки лженаучных статей обрушиваются на головы любознательных читателей миллионными тиражами газет и книг. И это особенно опасно в России, поскольку у нас до сих пор в большой мере сохранилось традиционное доверие к печатному слову.
Еще большим рупором стали для лженауки радио и телевидение. Эфир буквально заполнен выступлениями псевдоученых, которые убеждают сограждан в научности астрологии, лозоходства или, к примеру, реинкарнации, обещают излечение от любых болезней, включая рак и СПИД, прогнозируют будущее и каждого человека в отдельности, и целых сообществ, определяют для них неблагоприятные дни и даже часы. А за последние годы возникли целые организации, именующие себя академиями, но имеющие в числе своих членов экстрасенсов, магов и колдунов.
Появились даже попытки объявить некоторые лженаучные направления высокими технологиями, что неудивительно, поскольку на эксперименты в области таких технологий государство выделяет немалые средства. Между тем и в Государственной Думе есть падкие на сенсации сторонники подобных "направлений в науке", что для Думы, как среза общества, вполне естественно, но для государства небезвредно.
Значительную опасность представляет, наконец, лженаука и для нашего будущего. Выходит множество книг, претендующих на имя учебников и даже носящих такое имя и начиненных при этом массой непроверенных данных. Авторы подобных книг даже обладают иногда учеными степенями, но только не по профилю самого "учебника".
Медик, к примеру, или металлург сообщает об открытии нового "фундаментального закона природы" в области физики, а математик перекраивает всю мировую историю. А сомнительного свойства курсы появляются теперь даже в самых уважаемых вузах, и все это может иметь весьма неблагоприятные и долговременные последствия. В обществе, его государственных и силовых структурах воцарят невежество и дикость.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, комиссия Российской академии наук предложила ввести ряд мер (см. "Наука и жизнь" № 11, 1999 г.). Во-первых, все появляющиеся проекты создания новой техники, основанные на применении не известных традиционной науке законов природы, должны проходить обязательную экспертизу в РАН. Во-вторых, все издающиеся в стране учебники и учебные пособия должны подвергаться совместной экспертизе специалистов РАН и Минобразования. И, наконец, совершенно необходимо более широкое и, по возможности, популярное освещение в СМИ действительных достижений науки и ее роли в научно-техническом прогрессе.
Проблемы борьбы с лженаукой. Обсуждение в президиуме РАН. "Вестник РАН" том 69, № 10, 1999, стр. 879-904.
Читайте в любое время