БЮРО ИНОСТРАННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. СЕНТЯБРЬ 2001 №9

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" (Германия), "New York Times", "Scientific American" и "Wired" (США), а также сообщения агентства LPS (Англия) и информация из Интернета.

ЧЕЛОВЕК-ПАУК

Человек-паук.
Кактус против ожирения.
Роботы демонтируют.
Замок открывается пальцем.
Древнейшее млекопитающее.

В Государственной академии строительных искусств в Штутгарте (Германия) создан прототип аппарата, позволяющего человеку ходить по отвесным стенам.

Устройство, весящее 25 килограммов, названо его создателями "геккомат" в честь геккона, ящерки, способной бегать по вертикальным поверхностям. На руках и ногах человека укрепляются крупные присоски, каждая из которых может удерживать груз в 250 килограммов. Присасывающая сила создается насосом, который работает от сжатого воздуха из баллонов на спине "гекконавта". При контакте со стеной из присоски начинает автоматически откачиваться воздух. Чтобы отлепить ее от стены, достаточно слегка потянуть присоску вверх. Всем процессом управляет компьютер, не позволяющий одновременно отцеплять от стены более одной присоски.

"Геккомат" способен двигаться по стенам из бетона, песчаника, дерева, по оштукатуренной поверхности и по гладким стенам из стекла или металла. Воздуха в баллонах хватает на полчаса хождения по бетону. "Гекконавт" постоянно получает информацию о работе системы, о прочности закрепления каждой присоски и об остающемся запасе воздуха.

Предполагают, что это изобретение найдет применение у пожарных, полицейских, строителей, а возможно - и как щекочущий нервы аттракцион.

КАКТУС ПРОТИВ ОЖИРЕНИЯ

Охотники племени кунг из Южной Африки во время длительных переходов по следам добычи закусывают худией - похожим на кактус растением, которое подавляет чувство голода. Взрослому мужчине достаточно в день съесть кусок стебля размером с огурец, чтобы больше есть не хотелось. Недавно английские биохимики выделили из худии соединение, названное Р57. В экспериментах показано, что оно подавляет аппетит и может применяться для лечения ожирения. Новое средство помогает также диабетикам. Английская компания "Фтифарм" купила участки пустыни Калахари и заложила там плантации худии. Пилюли с Р57 должны появиться на рынке к концу 2003 года.

На снимке показан небольшой экземпляр худии. Растение достигает в высоту двух метров, в толщину - метр и живет до 20 лет.

НИКОТИН УБИВАЕТ ДАЖЕ МИКРОБЫ

Как обнаружили микробиологи из Флоридского университета, малые дозы никотина убивают туберкулезные палочки. Причем никотин губителен даже для тех туберкулезных бацилл, которые выработали устойчивость ко всем известным антибиотикам.

Открытие было сделано случайно. Один из сотрудников лаборатории внедрил в листья табака ген, вырабатывающий антибиотик, и стал проверять действие экстракта из трансгенного табака на микробы туберкулеза. Выяснилось, что экстракт действует. Но обычный табак оказался столь же эффективным, и ученые поняли: дело не в новом гене. Чистый никотин в дозе 0,27 микрограмма на миллилитр убивает палочки туберкулеза.

Однако ученые не рекомендуют курить для лечения болезни. Во-первых, неизвестно, будет ли никотин так же действовать и в организме человека, во-вторых, в сигаретах дозы слишком высоки, в-третьих, избавившись курением от туберкулеза, можно заработать рак легких.

РОБОТЫ ДЕМОНТИРУЮТ

На первый взгляд ничего особенного на этом снимке не показано: роботы ведут сборку какого-то агрегата. На самом деле все совершенно наоборот - это идет разборка старой стиральной машины.

Если роботизированная сборка стала обычным делом на тысячах предприятий всего мира, то автоматический демонтаж устаревших и сданных в утиль бытовых приборов - это новинка, над разработкой которой инженеры Берлинского технического университета трудились шесть лет. Пилотная система, пущенная в ход несколько месяцев назад, разбирает старые стиральные машины. Раньше их сдавали в металлолом, целиком переплавляя на металл. Но металл получался низкого качества, сборный сплав сталей, чугуна и цветных металлов. Потом начали разбирать на детали, часть из которых годится для повторного использования, а другая часть идет на переплавку. Но ручная разборка, тем более старых, местами заржавевших устройств, - тяжелое и трудоемкое занятие.

Создатели роботизированного участка разборки особенно гордятся универсальной отверткой, которой снабжены их роботы. Она справляется с любыми винтами, шурупами, болтами, какой бы формы ни были их головки и щели в них.

ЗАМОК ОТКРЫВАЕТСЯ ПАЛЬЦЕМ

Чтобы открыть этот дверной замок, выпущенный южнокорейской фирмой "Боготек", надо приложить к отверстию, защищенному сверхпрочным стеклом, большой палец руки. Если рисунок ваших папиллярных линий совпадает с одним из ста, которые способен запомнить замок, дверь откроется. Изучение рисунка пальцевой подушечки занимает полсекунды. Вероятность, что устройство не пропустит зарегистрированного человека, составляет менее одной тысячной, а что пропустит чужого - менее одной десятитысячной.

При попытке взлома замка начинает выть сирена.

ЖИЗНЬ НА КОНЧИКЕ СТРЕЛЫ

Яд, которым зулусские охотники смазывают наконечники своих стрел и копий, способен уничтожать злокачественные новообразования.

Этот яд, добываемый из коры корневищ капской ивы, может стать действенным средством борьбы с наиболее распространенными и пока неизлечимыми формами рака. К такому выводу пришли ученые Онкологического исследовательского центра США и химического факультета Аризонского университета, когда протестировали экстракт капской ивы и ряд других растительных препаратов, широко применяющихся африканскими знахарями. В отличие от многих известных средств, уничтожающих без разбора и больные, и здоровые клетки, зулусский яд действует только на кровеносные сосуды, формирующиеся внутри опухоли. Причина такой избирательности пока не известна, но яд препятствует поступлению в больные клетки кислорода и питательных веществ, и в итоге опухоль начинает чахнуть. Новое лекарство уже испытано на людях в Великобритании, и оно оказалось эффективным и безопасным. Ранее считалось, что на опухоль действуют только большие дозы, смертельные для человека, но теперь это мнение опровергнуто. Даже микроскопически малых доз достаточно, чтобы на 50% сократить приток крови к опухоли. В конце этого года намечено провести клинические испытания нового средства в сочетании с традиционными препаратами. В случае успеха уже в ближайшие три года можно будет излечивать многих больных раком легких, толстой кишки и яичников.

ПОРА ОТМЫВАТЬ ДОЛЛАРЫ

Питер Эндер, глава отдела инфекционных болезней в медслужбе американских ВВС, взяв 68 долларовых бумажек из касс продуктового магазина и местного спортзала, окунул их в питательный бульон и оставил там на 24 часа. Затем Эндер и его коллеги исследовали бульон под микроскопом.

Всего на долларах оказалось 93 вида бактерий. Около 94% банкнот несли на своей поверхности патогенные микробы, способные вызвать болезнь у человека, особенно если иммунная система у него ослаблена. На 7% долларов проживали особенно опасные виды - возбудители воспаления легких, фурункулеза и пищевых отравлений.

ДРЕВНЕЙШЕЕ МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ

Ученые из Музея естественной истории в Питтсбурге (США) опубликовали результаты исследований, доказывающие, что 195 миллионов лет назад, на 45 миллионов лет раньше, чем науке было известно, на Земле уже обитало животное размером с канцелярскую скрепку, обладавшее важнейшими чертами современного млекопитающего. Это открытие позволит заполнить пробел в наших познаниях об эволюции млекопитающих, считают ученые. Малюсенький череп животного раннеюрского периода был найден еще в 1985 году в китайской провинции Юннань, но до сих пор считалось, что это - лишь мелкий осколок какой-то кости. После тщательной очистки ученые увидели, что анатомическое строение этой окаменелости заметно отличается от черепов зверообразных рептилий, имевших сходство с млекопитающими и обитавших в ту эпоху. Новый вид уже получил наименование Hadrocodium wui. Длина черепа не превышает 12 миллиметров, но, несмотря на скромные размеры, животное значительно опережало в эволюционном развитии своих современников и, скорее всего, представляло одну из ранних ветвей эволюции млекопитающих. Hadrocodium наделен основными признаками млекопитающего - относительно большим мозгом и тремя косточками в составе среднего уха.

ИНТЕРНЕТ- БУДИЛЬНИК

Некая Мэри Смит Дьюи из Далласа (США) запатентовала будильник, который, посоветовавшись с Интернетом, сам решает, когда будить своего хозяина.

Приобретя такой будильник, надо ввести в него кое-какую основополагающую информацию: местонахождение вашего дома и вашей работы, а также адреса сайтов в Интернете, на которых можно получить текущие сведения о погоде и состоянии автодорог. Затем вводится время, когда вас обычно надо будить, и время, когда вам приходится просыпаться, если, например, на дорогах заторы, выпал снег или образовался гололед, то есть добираться до службы придется дольше. Будильник может также соединиться с местным вокзалом и узнать, не отменили ли электричку, которой вы обычно пользуетесь. Тогда он разбудит вас к ближайшей подходящей электричке.

БАТАРЕИ В РУЛОНАХ

Американская аэрокосмическая корпорация "Локхид - Мартин" запатентовала "энергетическую ткань" - топливный элемент в виде гибкого полимерного листа. Известные до сих пор топливные элементы представляют собой ящики разных размеров - от грузового контейнера, способного питать электроэнергией целый дом, до спичечной коробки, пригодной для питания радиоприемника или сотового телефона.

В середине тонкой мембраны находится слой кислого полимера, служащего электролитом. Кроме того, в ее толще имеются слои платиновой пыли, служащей катализатором. И с двух сторон этот "пирог" окаймлен слоями тонкой металлической сетки - они служат электродами. На одну сторону мембраны подается водород. Просачиваясь через слои мембраны, он реагирует с кислородом воздуха, образуя водяные пары, в результате на металлических сетках возникает разность потенциалов.

Почему эта батарея разработана на авиафирме? Изобретатели предлагают делать из новой ткани оболочку дирижаблей. Водород, обеспечивающий подъемную силу, будет потихоньку просачиваться через оболочку, по дороге генерируя электроэнергию для двигателей воздушного корабля. Рассчитано, что оболочка подобного дирижабля длиной четыре метра, предназначенного для наблюдения с воздуха за дорожным движением, несущего телекамеры и систему спутниковой навигации, будет весить всего три килограмма. Оболочка такого дирижабля будет вырабатывать 200 ватт электроэнергии, он сможет парить над нужным районом в течение нескольких дней, а то и недель без посадки.