ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА
Е. ОСТРОУМОВА
В первые месяцы нынешнего года, в преддверии празднования 2000-летия христианства, в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина была организована выставка древней западноевропейской и русской деревянной скульптуры на евангельские темы.
Христианству как религиозному мировоззрению человечество обязано становлением тех духовных и нравственных норм, которые были восприняты миллионами последователей этой религии. Но христианство привнесло в мир еще и другое - бурный расцвет, особенно в период Возрождения, можно сказать, взрыв множества новых направлений в искусстве. Архитектура, монументальное искусство, живопись, музыка вот уже почти две тысячи лет черпают идеи из библейских и евангельских сюжетов.
Католические храмы принято украшать главным образом изваяниями святых - мраморными, гипсовыми, вырезанными из дерева.
На Руси деревянная скульптура появилась еще в далекой древности и была связана с язычеством, с его идолами. Может быть, борьба церкви с идолопоклонством в какой-то степени притормозила работы над скульптурными изображениями христианских святых. Но искусство деревянной скульптуры не умерло, оно возродилось в новых свежих направлениях.
Выставка, прошедшая в Музее изобразительных искусств, дает возможность сравнивать русские и немецкие, нидерландские, французские деревянные скульптуры, открывает возможности понять и общие их черты и различие.
Западноевропейская деревянная скульптура, собранная в музеях Германии, - это работы мастеров разных стилей и эпох. Каждая выполнена художником высочайшего класса. И любая скульптурная группа, композиция изображена так, что хочется долго и внимательно рассматривать детали, штрихи и все время открывать для себя что-то новое. Потому что каждый штрих действительно наполнен смыслом. Множество милых лирических деталей в циклах "детских" скульптур и совсем иных - драматических - в циклах страстей.
Христос идет на мучительную и позорную, по тем понятиям, казнь. Идет ради открывшейся ему истины. Но на провокационный вопрос Понтия Пилата "Что есть истина?" Христос отвечает молчанием. И вся двухтысячелетняя история христианской цивилизации - в сущности, история поиска ответа на этот вопрос, который и до сих пор остается открытым.
Пермская (восточноевропейская) коллекция деревянной скульптуры (350 скульптурных композиций) относится к XVIII-XIX векам. Это, пожалуй, самая большая коллекция не только в нашей стране, но и во всей Европе.
Почти всю ее собрал бывший директор Пермской художественной галереи Н. Н. Серебренников. Он не просто собрал эти бесценные памятники нашей истории и искусства, он спас их от гибели. Потому что это было в 20-х годах уходящего века, в те времена, когда соборы, церкви у нас в стране ломали, крушили беспощадно. Деревянные скульптуры, украшавшие храмы в городах и селах Прикамья, тоже были обречены на уничтожение.
Пермская деревянная скульптура - одна из школ древнерусской пластики, которая особенно пышно и самобытно расцвела в XVII-XVIII веках. Культовые деревянные образы святых тогда вырезали почти в каждом городе и во многих селах по берегам Камы. Авторами, создателями скульптур были мастера-самородки - крестьяне, охотники, сплавщики леса. Они не очень-то хорошо знали Священное писание, которое доходило до них не через книги, а главным образом в пересказах. Библейских героев резчики изображали по своему разумению. Не опасаясь как-то обидеть или оскорбить этим святых, наделяли их теми человеческими качествами, которые сами больше всего ценили в людях: силой, добротой, трудолюбием, справедливостью, решительностью, готовностью заступиться за слабых, обездоленных.
В таком же фольклорном толковании подавалась и главная тема - образ страждущего Христа. Его изображали в простой мужицкой одежде или полуобнаженным с терновым венцом на голове, а то и в кандалах. Он был мучеником, потому что безвинно приговорен к кресту. Ему "в ручки, в ножки гвоздики вбивали, на буйну головку терновый венец надевали". В этих словах не просто жалость, здесь - огромная эмоциональная сила образа. Высокая непреходящая ценность "пермских богов" именно в том, что они несут в себе черты живых людей.
"Каждая эпоха, каждая национальная культура по-своему прочитывала Евангелие, помещая его в свою историческую, социальную, географическую среду, в свои природные условия и создавала свой образ Христа-Вседержителя, Христа во славе. Но чаще - Христа-Страстотерпца, подвергаемого насилию, унижениям, побоям, крестным пыткам... Чаще - потому что такой Бог ближе, человечнее, потому что "Бог - немощный и слабый все равно остается Богом, Богом от людей".
Так написал Юрий Домбровский, один из тех, кто прошел "крестным путем" через тюрьмы и лагеря нашего XX века.
Читайте в любое время