ВСЕ ЭТО - БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД
О. ШУЛЯКОВСКИЙ, генеральный директор Балтийского судостроительного завода. Литературная запись М. Алексеевой.
Первая русская подводная лодка "Дельфин", линкор "Севастополь", крейсер "Свердлов" и еще 325 подводных и надводных кораблей, составляющих гордость российского флота, - все это Балтийский завод. Даже в Петербурге, славящемся своими судостроительными предприятиями, он сумел стать лидером отрасли, завоевав свое особое место прежде всего как создатель военных кораблей и особо сложных судов гражданского и специального назначения.
Продолжены эти традиции и в наше время. В последние четверть века здесь созданы уникальные корабли для исследования космоса, серия атомных ледоколов и атомных крейсеров. Укрепил славу питерских судостроителей и тяжелый атомный крейсер "Петр Великий" - самый мощный по составу вооружения надводный корабль современности.
Почти за полтора столетия своего существования (завод был основан в 1856 году) предприятие знавало разные времена. Но особенно трудно пришлось балтийцам, работавшим главным образом по госзаказу, в годы экономических реформ. Своеобразным напоминанием об этом до сих пор служит атомный ледокол "50 лет Победы", строившийся для Мурманского морского пароходства. Из-за недостаточного финансирования и отсутствия механизма льготного кредитования строительство этого судна растянулось с четырех до десяти лет. И хотя недавно предприятие за счет своих средств возобновило работы на ледоколе, до окончательного решения проблемы еще далеко. Определенный оптимизм внушает, правда, обещание правительства включить в федеральный бюджет финансирование строительства ледокола для ввода его в эксплуатацию в 2003 году.
По мнению специалистов, главным фактором, позволившим предприятию выжить, стала его многопрофиль ность. Еще в советские времена металлургическое производство завода, цеха машиностроительного и энергетического профиля обеспечивали своей продукцией не только пол-России, но и более двадцати стран мира. И в самый критический момент отсутствия заказов именно они приняли основную производственную нагрузку, обеспечив в конечном итоге выживаемость предприятия и его коллектива, костяк которого удалось сохранить.
Сегодня суда, построенные на Балтийском заводе, хорошо известны на мировом рынке. Первыми проложили дорогу за рубеж химические танкеры для немецких заказчиков, затем настала очередь фрегатов для военно-морских сил Индии.
Другим важным направлением работы Балтийского завода стали атомные ледоколы, без которых просто немыслимо дальнейшее развитие Севморпути, поддержание нормальной жизнедеятельности районов Крайнего Севера, освоение нефтегазовых месторождений на шельфе северных морей. Вот почему наряду с достройкой атомного ледокола "50 лет Победы" решено создавать атомные ледоколы нового поколения, задача которых - заменить в течение ближайших десяти лет те суда, что уже выработали свой ресурс.
Важное значение приобретают и ледоколы-снабженцы, концепция создания которых была отработана вместе со специалистами ЦКБ "Айсберг". На долю этих судов выпадает задача обслуживания и поддержки северных транспортных потоков.
Непосредственно с Севером связан и проект создания атомных и плавучих теплоэлектростанций, которые справедливо считаются на заводе важнейшим из перспективных заказов. Ведь задача этих объектов - обеспечить светом и теплом более двадцати миллионов человек, проживающих в отдаленных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. По оценкам экспертов, эти энергетические установки отвечают всем современным требованиям экономичности, надежности и экологической безопасности. Поэтому проекту "Энергоблоки - свет и тепло", осуществленному в сотрудничестве с партнерами и прежде всего с "Росатомэнерго", уделяется первостепенное внимание. Тем более, что без надежной энергетической поддержки создать полноценную функциональ ную транспортную систему в условиях Крайнего Севера вряд ли возможно.
В отличие от атомных электростанций, оптимальным образом решающих проблему энергообеспечения удаленных российских регионов, плавучие дизельные электростанции имеют преимущество с точки зрения географии их использования и минимизации затрат на их строительство и эксплуатацию.
Завод совместно со своими партнерами разрабатывает проект плавучих дизельных электростанций мощностью 10-50 МВт, предназначенных для обеспечения электроэнергией потребителей прибрежных и островных районов. Эксплуатация электростанций ведется как в автономном режиме, так и в составе энергетичес кого узла совместно с другими энергоисточниками.
Комплексная программа развития и поддержки удаленных регионов России дала Балтийскому заводу толчок к идее разработки и строительства плавучих нефтеперерабатывающих установок малой мощности (20-100 тысяч тонн нефти в год), предназначенных для переработки нефти, сопутствующего газа и газового конденсата в нефтепродукты. Подтолкнули к этой идее и постоянные перебои в снабжении топливом, которые провоцировали неуправляемый рост цен и соответственно установление лимитов и квот на него. География нефтепромыслов во многих случаях благоприятствовала тому, чтобы приблизить процесс нефтепереработки непосредственно к источникам добычи, используя для этого морские и внутренние водные пути.
Проявляя заботу о том, как помочь северянам в обеспечении топливом, балтийцы подумали и о защите природы в случае разлива нефти или нефтепродуктов. Мы предложили проект судна-нефтесборщика, которое может не только собирать, но и перерабатывать нефть, обеспечивая нефтепродуктами местных потребителей.
В планах балтийцев создание нового проекта опреснительного комплекса, производящего 40-60 тысяч кубических метров пресной воды в сутки. По данным МАГАТЭ, о бедственном положении с пресной водой официально заявили 20 государств Азии и Африки. И Балтийский завод готов предложить им помощь в решении этой острейшей проблемы современности.
Конечно, большие планы требуют немалых вложений - и Балтийский завод к ним готов.
См. в номере на ту же тему
В. АЛЕКСАНДРОВ - От бригантины до атомохода
У нас в гостях журнал "Сегодня"
Читайте в любое время