КОСМОНАВТИКА БЕЗ ЦИОЛКОВСКОГО
Д. УСЕНКОВ (Москва).
Среди прочих публикаций "Науки и жизни" ставшая уже традиционной "Занимательная библиография" важна особенно: здесь журнал не только служит сам по себе источником информации, но и рекомендует, что лучше всего прочитать по тому или иному вопросу. Роль ответственная: указанные в приведенном списке книги действительно должны быть не просто занимательными, но и полезными для читателей, среди которых прежде всего школьники и студенты.
Но, думается, журнал не должен ограничиваться лишь перечислением изданий, иногда требуется критическая оценка. Вот, например, Детская энциклопедия одного из издательств, посвященная космонавтике. Яркие иллюстрации, простой и доходчивый текст - книга явно переводная. Но посмотрим внимательнее: что это? Вся история космонавтики начинается здесь с высадки человека на Луне! То есть не было ни первого космического спутника, ни Гагарина, ни первого выхода в космическое пространство. Ни, разумеется, Циолковского... Вообще говоря, это характерно для "внутренней" идеологии некоторых зарубежных стран - широко пропагандировать собственные успехи (что вполне резонно) и "забывать", замалчивать чужие. Но уж наши-то издатели должны бы критически оценивать то, что собираются выпустить в свет!
Или другой пример. "Наука и жизнь" уже не раз публиковала обращения Российской академии наук по поводу "расплодившихся" в последнее время ненаучных и даже откровенно антинаучных направлений; их предлагалось запрещать чуть ли не в административном порядке. Но даст ли запрет тот результат, который хотелось бы видеть? Думается, слишком велик риск новых гонений на нестандартные, еще не вышедшие из "детского возраста" перспективные научные направления, как это уже было с генетикой и кибернетикой; административные запреты никогда не приводили ни к чему, кроме как к росту бюрократии.
Единственным действенным способом борьбы с "суевериями XXI века" может быть только активная пропаганда научных знаний среди самых широких слоев населения России. Сегодня не всем доступны хорошие книги, цены на которые составляют не один десяток рублей; завтра, возможно, многим станет недоступно "коммерциализированное" высшее образование. Так что соответствующим министерствам неплохо было бы позаботиться и об организации бесплатных (или почти бесплатных) популярных лекций, и об издании дешевой и массовой популярной литературы. Да и специальные дотации можно предусмотреть для тех издательств, которые приняли бы на себя подобное бремя.
Тем же, кто приводит в качестве возражения довод о необходимости следовать интересам читателя, заметим: "следовать" - это не означает потакать. "Кроме целей развлечь, взволновать, воспитать чувства перед искусством стоит задача воспитания идей и правил поведения", - писал профессор Китайгородский, работы которого, и не только в области физики, известны во всем мире. К литературе и средствам массовой информации это относится в еще большей степени, их задача - вести за собой читателя, зрителя, слушателя вперед, а не самим следовать за наиболее низменными (но зато активными, хорошо заметными) интересами толпы.
Что же касается журналов, и особенно журнала "Наука и жизнь", который действительно является своего рода связующим звеном между наукой и повседневной жизнью, то они, по моему мнению, должны не только пропагандировать знания и давать библиографические рекомендации (или, если требуется, "контррекомендации"), но и активно, настойчиво формировать и общественное мнение, и в какой-то степени - сегодняшние издательские тенденции.
Читайте в любое время