ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ

Н. ПЛАКСИН, международный арбитр по шахматной композиции.

В середине позапрошлого века один из сильнейших российских мастеров К. Яниш - автор капитального трактата-трехтомника "О приложении математического анализа к шахматной игре" и ученый секретарь Петербургского общества любителей шахматной игры - составил необычную задачу-многохо довку с символико-историческим подтекстом:

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл.8.
Илл. 9.
Илл. 10.
Илл. 11.
Илл. 12.

№ 1. К. ЯНИШ, 1849

(Иллюстрация 1)

Спертый мат в 10 ходов

Задание это действительно было отнюдь не традиционным: отыскать-то предлагалось не любой заурядный, а именно спертый мат, при котором все поля около черного короля занимали бы черные же фигуры. И хотя оригинальный замысел и воплощался форсированно - с жертвами под канонаду шахов - 1.f3+ gf 2.ed+ cd 3.Cf5+ ef 4.Ле6+ de 5.Лd4+ cd 6.a8C+ Фd5 7.C:d5+ ed 8.Kf6+ gf 9.Фе5+ fe 10.Kg5x, но в финале на доске возникал орнамент, поэтически окрещенный автором "Железная клетка Тамерлана". Клетка была квадратной.

№ 1а

(Иллюстрация 2)

После 10.Кg5x

Впечатляющая - картинная, как сказали бы ветераны-гроссмейстеры, - позиция... Нет, недаром, видимо, восклицал когда-то Иван Александрович Хлестаков: "Эх, Петербург! Что за жизнь, право!.."

Прошло 64 года, и неожиданно подобный сюжет реализовался в живописи. А было так... Работая над портретом дровосека, Казимир Малевич сообщал: "Дело в том, что один из вариантов "Лесоруба" я замазал - гнусно вышло, и я его превратил просто в черный квадрат. Думал поверх отрисовать одну идею, но этот холст у меня украли. На обороте моя подпись, боюсь, что его хотят использовать против нас..." Доктор искусствоведения И. Грамский, разыскавший автограф этой записки (адресованной Марку Шагалу в 1913 году), предположил, что Казимиру Севериновичу удалось найти украденный холст, "но после всех треволнений он решил ничего на нем пока не писать... и два года спустя показал его на выставке вместе с другими навеянными образом квадрата работами..."

А в это же время (в годовщину столетия Карла Андреевича Яниша) вдалеке от России промелькнул еще и другой квадрат: традиционный шахматный отдел британской "Gazette Times" опубликовал тысячную по счету диаграмму. И вряд ли ускользнул от внимания строгой пуританской аудитории правый верхний фрагмент этого юбилейного опуса:

№ 2. Т. ДОУСОН, 1913

(Иллюстрация 3)

Мат

И тут же, исподволь, читателям предлагалось выяснить, "как был дан этот мат, если черный король никогда не стоял дважды на одном и том же полеx.." Приведем решение этой задачи, записав его в ретронотации, то есть сперва последний ход, потом предыдущий и т. д. 1.Фh1-a8x Kpa8-a7 2.Лb7-b8++ Kpb8-a8 3.Лс7-b7++ Kpb7-b8 4.Лc6-c7++ Kpc7-b7 5.Лd6-c6++ Kpc6-c7 6.Лd5-d6++ Kpd6-c6 7.Ле5-d5++ Kpd5-d6 8.Ле4-e5++ Kpe5-d5 9.Лf4-e4++ Kpe4-e5 10.Лf3-f4++ Kpf4-e4 11.Лg3-f3++ Kpf3-f4 12.Лg2-g3++Kpf2-f3 13.Лg1-g2+ Kpe2-f2 14.Cg2-f1+ Kpd3-e2 15.Kc4-b2+ Kpc2-d3. Мы вернулись к так называемой критической позиции, легальность которой очевидна:

№ 2а

(Иллюстрация 4)

Критическая позиция

Шахи кончились, и черный король, посетив еще и поля d1, e1 и f1, может возвратиться на свое исходное поле, не забредая на уже пройденную зигзаг-тропу...

Прошло еще 55 лет... И знакомые мотивы прозвучали на просторах Скандинавии - между Англией и Россией: журнал "Stella Polaris" (издание проблемистов Шахматного союза северных стран) провел конкурс составления композиций на тему "Черный квадрат". Продемонстрируем успехи лауреатов этого заочного творческого состязания. Первый приз:

№ 3. К. ЛИНД, 1968

(Иллюстрация 5)

Кооперативный мат в 3 хода

В кооперативных задачах черные помогают белым заматовать черного короля. При ходе белых это достигалось бы так: 1.Ка3 с3 2.Кс4 с2 и 3.Кb6x. Но по канонам кооперативного жанра начинать-то обязаны черные, и поэтому декорации на шахматных подмостках перестраиваются иначе: 1.е3! Ка3 2.е4! Кb5 3.e5 Kc7x. Элегантные правильные эхо-маты в иллюзорной игре и решении навевают воспоминания о старинной скахографике Яниша...

№ 4. К. ВИДЛЕРТ, 1968

(Иллюстрация 6)

Кооперативный мат в 2 хода

А в этой задаче, отмеченной на том же конкурсе вторым призом, автор предусмотрел квартет решений, сопряженных единой тактической цепочкой: 1.dc c8Ф! 2.Крd6 Ф:с5x, 1.С:b5 c8Л! 2.Крd7 Лс7x, 1.Cc8 cdC+! 2.Kpd7 c6x и 1.С:b5 g5 2.Kd7 c8Kx! Гармоничный аккорд пешечных превращений в ферзя, ладью, слона и коня.

И еще один штрих. В начале 1997 года в Москве проходила выставка "Малевич - точка зрения - пространство", на которой художник Александр Панкин, давно работавший в стилистике авангарда и занимавшийся математическим изучением картин Казимира Малевича, обнародовал результаты своих исследований: "Оказывается, все супрематические композиции Малевича имеют абсолютно четкие пропорции, в основе которых лежит квадратный корень из золотого сечения. Ему кратны и площади фигур, и положение рисунка на холсте, и группировка элементов... Именно эта гармония воздействует на чуткого зрителя магическим образом..."

Присмотримся теперь пристальнее к иллюстрациям из творчества современных мастеров-проблемистов на ниве шахматной композиции.

№ 5. И. СОРОКА, 1999

(Иллюстрация 7)

Мат в 3 хода

В этом проекте решающим оказывается тихое вступление - 1.Се3, приводящее черных к досадному цугцвангу. Если 1...с3, то 2.Фb3+ c4 и 3.Ф:с4x. Если же 1...d3, то 2.Сg2! c3 и 3.Ф:d3x. Ну а на шах 2...d2+ последует несколько иная короткая реплика - 3.Ф:d2x - мат... По-иному разворачивается интрига в следующей задаче. Там комплекс решений завершается ударом ферзя в дальний от черного короля угол. Взгляните:

№ 6. А. СТЕПОЧКИН, 2000

(Иллюстрация 8)

Коопмат в 3 хода

1.Л:е7 Л:h3 2.Cf7 Л:h2+ 3.Kp:h2 Ф:h8x. Но это еще не все, поскольку у кооператива № 6 имеется позиция-близнец. Заменим ладью на поле h5 белым слоном, и теперь внимание на большую белопольную диагональ: 1.Сg8 C:f3 2.Лf7 C:g2+ 3.Kp:g2 Ф:а8x. Эффектная стратегия с жертвами белых фигур на фоне взаимного перекрытия черных и расчистки линий для матования короля.

Под сенью черных квадратов создавались шедевры и в практических партиях. В 1834-1835 годах в Лондоне разворачивалась борьба титанов: серия из шести матчей, в которых, по существу, решался вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. И там в одной из 85 партий между кумиром британских шахматистов и легендарным французским маэстро возникла следующая позиция:

№ 7. А. МАК-ДОННЕЛЛ - Л. ЛАБУРДОННЕ

(Иллюстрация 9)

После хода 35...е4-е3

Черными скомпановано два квадрата: один статический - на королевском фланге, а вершины другого совмещены с центрами полей е1, d2, e3, f2... Игра продолжалась недолго: 36.Фс5-с3 Фе1:d1! 37.Лf1:d1 е3-е2! Динамический черный квадрат схлопнулся в триумфально нокаутирующий пешечный отрезок, и белые сдались.

"Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства!" - декларировал Казимир Малевич в 1919 году. В живописи его работы уже давно классика. А на шахматных вернисажах и на сегодняшний день тема "Черного квадрата" далеко не исчерпана.

№ 8. А. КОРНИЛОВ, 2001

(Иллюстрация 10)

Раскрасить фигуры

Прежде всего обратим внимание, что конь g4 (все равно, белый ли он или же черный) атакует поля е3 и е5, на которых стоят короли. Значит, один из королей находится под шахом. И шах этот был дан либо ходом Кh2-g4+, либо ходом Кh6-g4+, но в любом случае он был не вскрытым и не двойным. И, очевидно, какие-либо иные шахи в этой позиции исключены.

Теперь вспомним, что в начале любой шахматной партии на каждой вертикали располагаются по две пешки: белая и черная. Если в процессе игры на какой-либо вертикали окажутся три пешки, то одна из них пришла с соседней вертикали, сделав минимум одно взятие. В позиции № 8, как видим, вертикаль "d" обогащена пешками (там их три), а вертикаль "с" обеднена: на ней только одна пешка. Поэтому было сделано минимум одно взятие - с:d. Кроме того, вертикаль "f" обогащена пешками дважды (там их четыре), а ближайшая свободная от пешек вертикаль - это "h". Значит, для расположения пешек на королевском фланге понадобилось сделать не менее четырех взятий: белыми - h:g, g:f и черными - h:g, g:f. Итак, общий минимум пешечных взятий равен пяти.

От пешек перейдем к фигурам. Полдюжины ферзей - явление неординарное, но в рамках шахматного кодекса вполне легальное. И поскольку на доске осталось 12 пешек (а в дебюте их было 16), то четыре ферзя (из шести) - превращенные, и другие превращения исключены. А проходили в ферзи две белые и две черные пешки, стоявшие на пустых ныне вертикалях "а" и "b", для чего двум из них необходимо было сделать минимум по одному взятию. И с учетом этого суммарно пешками было взято не менее семи фигур. Впрочем, не пора ли проконтролировать корректность этаких расходовx Проверим обобщенный баланс персонажей: 25 (фигур осталось на доске) + 7 (фигур было взято пешками) = 32. Баланс в ажуре: он не нарушен, хотя и полностью исчерпан - закрыт.

После мини-разминки в шахбухгалтерии попытаемся ликвидировать королевскую обезличку. Предположим, что король е3 - белый. Тогда пешки d4 и f4 тоже были бы белые (иначе лишние шахи). Но при этом черный король на е5 оказался бы под невозможным двойным шахом от этих белых пешек. Попытка оказалась абсурдной, но плодотворной, и маски с королей сорваны: Кре3 - черный, а Кре5 - белый. И сразу же проясняется: ферзи d5, e6, f5, кони с6 и g6, слон d6 и пешка f6 - белые, а конь с2 и пешки d2 и f2 - черные (иначе опять-таки набежал бы избыток шахов). Кроме того, припомнив, что с каждой стороны было только по два ферзевых превращения, закрепим за оставшимися ферзями с3, с5, g5 и за конем на g4 черный колер. И теперь легко выяснить генетику еще девяти пехотинцев. После взятия с:d оставшаяся на вертикали "с" пешка с4 и пешка d3 - белые, а пешка d4 - черная: все иные вариации их раскраски или спровоцируют дисбаланс, или приведут к нереальному расположению пешек по вертикали "d". На вертикали "е" взятий не было, и пешка е4 - черная, а е2 - белая. А вот пешка g2 не может быть белой, поскольку тогда белый белопольный слон, учтенный в балансе, погиб бы на своем исходном поле f1. Пешка g2 - черная! И однозначно обретают окраску оставшиеся пешки: f3 и g3 - белую, f4 - черную, а иначе дисбаланс либо нерасстыковка пешек по вертикали "f". Вот реставрация шах-холста и закончена:

№ 8а

(Иллюстрация 11)

Итог раскраски

А выставка продолжается новой композицией. На шахматном мольберте триптих квадратов. Но все ли они действительно черные?

№ 9

(Иллюстрация 12)

Раскрасить фигуры

Свои решения вы сможете проверить в следующем номере журнала.

(Ответ)

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки