О КИНОЛЮБИТЕЛЬСТВЕ
К. ОВЧИННИКОВ (г. Санкт-Петербург)
Наводя порядок в холодильнике, я в нижнем его отсеке, где всегда храню фотопленку, обнаружил две черно-белые кинопленки 2x8, о которых давно забыл. Срок хранения их истек, но выбрасывать было жалко. В магазинах кинопленка, как и другие кинотовары, уже не продавалась. Хотя я давно не держал в руках кинокамеру, решил все же эти пленки отснять, предчувствуя, что с их обработкой возникнут проблемы. Так и получилось: ни в одном ателье города кинопленку не проявляли, объясняя это тем, что нет заказов.
Пришлось вспомнить далекое прошлое и проявить пленки самому, благо сохранились бачок и нужные реактивы...
Сорок с лишним лет назад я впервые увидел любительский кинофильм, снятый на 8-миллиметровую пленку. Как забавно и интересно было увидеть на экране не профессиональных киноартистов, а своих друзей и знакомых. Тогда все это было в диковинку. Многие, и я в том числе, загорелись идеей стать обладателями кинокамеры АК-8 или "Пентаки", которые делались в ГДР (наши кинокамеры появились позже), снять собственный кинофильм, запечатлеть на память летние путешествия, любимое чадо, интересные события.
В середине 50-х годов человек с любительской кинокамерой привлекал внимание и вызывал зависть. Обладали этим техническим чудом немногие: дело не только в стоимости, это был еще и страшный дефицит. Мне все же удалось раздобыть сначала АК-8, а потом и более совершенную "Пентаку", и я стал кинолюбителем. Армия кинолюбителей стремительно росла, и к середине 60-х увлечение съемкой стало массовым.
Приобрести кинокамеру - это еще не все. Требовалось множество всяких приспособлений и аксессуаров, необходимых для изготовления кинофильма и его просмотра. Неизбежно возникали как технические, так и чисто творческие проблемы. Если технические решались относительно легко, то с творческими было сложнее. Многие вскоре убедились, что не так-то легко снять настоящий сценарный кинофильм, и ограничивались простой кинофиксацией. Кинолюбительство становилось "семейным киноальбомом". Но были и такие, кто хотел достичь большего.
И вот тогда возникла идея создания общества кинолюбителей. В Ленинграде оно возникло в начале 60-х, его члены собирались в бывшем Доме кино, затем в "Промке", как тогда называли Дом культуры им. Промкооперации. До позднего вечера смотрели и обсуждали любительские фильмы, обменивались техническими и творческими идеями. Были и конкурсы, и смотры, и кинофестивали.
В 70-е годы человек с кинокамерой стал обычным явлением, как и фотолюбитель. На полках фотомагазинов стояло множество разных кинокамер, появились и специализированные магазины "Кинолюбитель".
Однако в 80-е годы появляется серьезный конкурент - видеосъемка. По многим пунктам она превосходит кино: несложная обработка пленки, возможность многократной съемки на одну кассету, большая оперативность, меньшая требовательность к освещению, возможность синхронной записи звука и т. д.
Буквально на глазах одного поколения кинолюбительство сходит на нет, чему способствовало и прекращение выпуска кинотоваров. Кинокамеры никому не нужны. Какая-то небольшая их часть станет экспонатами музеев или частных коллекций. А как быть с многими километрами любительских кинолент?
Считаю, что любительские киноархивы достойны внимания. Ведь на пленках запечатлены моменты нашей жизни прошлых лет, среди них могут оказаться и ценнейшие фрагменты, представляющие исторический и архивный интерес. Бывали случаи, когда любительские киноленты становились единственной информацией о событиях. Вспомним хотя бы кадры убийства президента Кеннеди.
Мне кажется, что наиболее ценное следует переснять на видеопленку и сохранить для потомства.
Кинолюбительство умерло... Но его плоды не должны исчезнуть полностью!
От редакции. О том, как перевести любительский кинофильм на видеопленку, было рассказано в статье С. Величкина "Прощание с кинопленкой" ("Наука и жизнь" № 2, 1997 г.). Материал на эту тему опубликован также в первом выпуске приложения к журналу - "Человек с видеокамерой".
Читайте в любое время