ГОЛОС ДРЕВНИХ КАМНЕЙ
В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: «Focus» (Англия), «Bild der Wissenschaft», «Natur + Kosmos», «PM Magazin», «Psychologie Heute» и «VDI-Nachrichten» (Германия), «Recherche» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.
Летом 2003 года в Кембриджском университете (Англия) состоялась конференция специалистов в новой области археологии - археоакустике. На самом деле область эта настолько нова, что и название для нее родилось только на конференции, после долгих споров.
Археоакустика изучает акустические эффекты в пещерах, где люди каменного века оставили свои настенные фрески. Похоже, что древние художники учитывали акустику пещер и выбирали места для рисунков в соответствии со звуковыми эффектами.
Пионерами новой области исследований стали французские ученые под руководством профессора Парижского университета Егора Резникова, специалиста по старинной музыке. В конце 80-х годов прошлого века он обнаружил интересные акустические эффекты во многих французских пещерах, украшенных рисунками древнего человека. Места для фресок человек палеолита часто выбирал исходя из звуковых свойств пещеры. Нередко на стенах пещер можно найти красные точки, нанесенные охрой. Смысл этих меток был непонятен, пока профессор Резников не обнаружил, что так отмечены места, отличающиеся сильным эхом или интересным резонансом, если крикнуть либо запеть, стоя в этом месте. В одной из пещер, украшенной фресками бизонов, если громко крикнуть, стоя перед рисунком, многократное перекрывающееся эхо превращает крик в звук, похожий на рев бизона. Это своеобразная "звуковая дорожка" к изображению, о которой позаботились создатели рисунков. Измерения, проведенные в пещерах Ласко, Руффиньяк и Ла-Мут, показали, что звук отражается особенно сильно от тех стен, на которых имеются фрески.
Видимо, в пещерах проходили какие-то магические ритуалы. Колеблющееся пламя факелов и плошек с горящим жиром словно заставляло двигаться нарисованных животных. А звуки, издаваемые жрецами, которые, по-видимому, могли пользоваться и примитивными музыкальными инструментами (в некоторых пещерах находят флейты из костей животных; могли использовать ся и бубны), многократно отражаясь от стен и потолка, создавали мощное звуковое сопровождение. Несомненно, такие "представления" оставляли глубокое впечатление.
Другой акустический феномен, известный во многих местах обитания древнего человека, - это звучащие камни. Некоторые сталактиты и сталагмиты в испанских и французских пещерах, если по ним ударить, звучат как колокола. Они разрисованы фигурками животных и геометрическими орнаментами, и на них видны следы от ударов. Подобные сталактиты найдены и в пещерах Центральной Америки, где их использовали жрецы народа майя.
Почти две тысячи лет назад греческий путешественник и писатель Павсаний описал камень в Мегаре (Греция), издававший "лироподобный звук", если по нему ударяли. Аналогичный камень с петроглифами бронзового века известен на побережье Онежского озера. Глубокий звук, возникающий от удара по нему, можно слышать за несколько километров. В Калифорнии (США) встречаются валуны с процарапанными на них в доколумбово время знаками. При ударе эти камни издают музыкальные ноты. Один из них, весом семь тонн, перевезли к зданию музея в городе Санта-Ана. Известны подобные музыкальные камни в Шотландии, во Франции, в некоторых странах Африки. Любопытно, что их много в горах Пресели на юго-западе Уэльса, откуда создатели загадочного Стонхенджа доставляли часть материала для этого мегалитического сооружения (см. "Наука и жизнь" № 6, 2003 г. ).
Более развитые цивилизации не ограничивались естественными акустическими свойствами природных объектов вроде пещер и скал. Знаменитая ступенчатая пирамида в Чечен-Итца (Мексика), созданная народом майя как храм бога Кукулькана, изображавшегося в виде пернатой змеи, в дни равноденствия (21 марта и 21 сентября) на закате отбрасывает на стену соседнего строения зазубренную тень, напоминающую узор на спине гремучей змеи. На стене, служащей экраном, в том месте, где начинается зазубренная тень, изображена голова змеи, так что получается законченный рисунок. Но, так как змея все же пернатая, как бы имеющая отношение к птицам, зрительный эффект дополняется звуковым. Если, стоя на определенном расстоянии от северной грани ступенчатой пирамиды, громко хлопнуть в ладоши или произвести другой резкий звук, возникает "рваное" эхо, очень похожее на крик священной птицы кетцаль, перьями которой и украшена в древних мифах пернатая змея.
Группа английских археоакустиков объездила английские мегалитические памятники, состоящие, как Стонхендж, из поднятых торчком каменных блоков. Во многих из них камни расставлены так, что концентрируют звук внутри кольца. Обнаружены точки, где располагались во время церемоний жрецы и музыканты, - оттуда звук особенно хорошо распространялся на толпу, собиравшуюся , видимо, внутри кольца.
Эта же группа исследователей обнаружила, что залы одной из пещер Шотландии резонируют на частотах звука 95-120 герц, а особенно сильно - на частотах 110-112 герц, что соответствует баритональному диапазону голоса взрослого мужчины. Причем эти цифры одинаковы во всех залах пещеры, несмотря на то что залы различаются размерами и формой. Похоже, люди каменного века специально выбивали в стенах этих пещер ниши-резонаторы и расставляли большие камни, отражающие звук, благодаря чему добивались наилучшего резонанса. Подземные залы, видимо, должны были усиливать голоса людей, собиравшихся здесь для каких-то ритуалов.
Итак, есть серьезные основания полагать, что наши далекие предки знали некоторые законы акустики и учитывали их в своей жизни.
Читайте в любое время