УЛИЦА ПОКРОВКА
В. СОРОКИН. Фото Н. Домриной.
у Покровских ворот;
ул. Чернышевского (1940-1993)
Левая сторона
1. Угол Армянского переулка. В середине XVII века здесь было два владения: одно - Ключаревых, другое - Ляпуновых. В 1716 году объединенный участок находился в семье князя Сергея Борисовича Голицына. Дети Голицына Мария и Алексей построили каменные палаты торцами к двум переулкам - Армянскому и Девяткину. С 1740-х годов до конца XVIII века владение принадлежало тайному советнику Я. Л. Хитрово. Затем оно делится на два участка. Левая сторона принадлежала сенатору Федору Ивановичу Левашову. В доме Левашовых с сентября 1819-го до 1821 года жила семья Льва и Ивана Яковлевых - дяди и отца Александра Ивановича Герцена. В конце 1830-х годов правая часть переходит к купцам Карзинкиным, а левая - к купцам Фроловым. В 1839 году Карзинкины приобретают все владение. Это старейшая московская купеческая семья. Среди них были представители чайной торговли, учредители Ярославской мануфактуры. Им принадлежало имение в Троице-Лыкове. Сергей Сергеевич Карзинкин содержал "Большую Московскую гостиницу". Многие представители этой семьи известны как благотворители, попечители ряда учебных заведений и больниц. В 1879 году И. И. Карзинкину принадлежало и соседнее владение (Девяткин пер., 9). Главный дом сохранил классические формы: сводчатые потолки, тяжелые колонны в парадном вестибюле. В круглом зале размещалась картинная галерея. Владели имением Карзинкины до 1909 года.
Затем владение приобрел Иван Никитич Шинков, намеревавшийся сломать постройки и возвести большой доходный дом по проекту Ивана Андреевича Германа, но этот проект не был осуществлен, и под руководством архитектора И. Н. Шибанова началась коренная реконструкция главного дома и двухэтажных соседних, выходивших на Покровку. На втором этаже появился кинозал. В 1923 году здание арендовано для РОСТА. Потом в доме разместили заочный институт искусств, еврейскую школу для девочек, несколько мастерских, булочную, кафе.
3. Угловое владение, левой стороной выходящее в Девяткин (в древности Котельнический) переулок, в XVIII веке принадлежало стольнику Семену Ивановичу Львову, а позднее его вдове Ульяне Ерофеевне и их сыну Михаилу. Сын продал дом соседу, купцу Ивану Михаиловичу Сверчкову, и его родственнице Калушиной. Правая, большая часть владения, выходившая на Покровку, в 1762-1781 годы принадлежала графине Екатерине Петровне Толстой, урожденной Гагариной, и ее мужу - графу Борису Ивановичу Толстому, опекуну Воспитательного дома. Затем владелицей стала Мария Петровна Мещерская, в начале XIX века - купец П. Почепин.
Левое владение, выходящее в переулок, от Сверчковых переходит к князю Федору Александровичу Долгорукому. В 1796-1822 годы владение числится за Иваном Афанасьевичем Сокольским, священником церкви Козьмы и Дамиана, находящейся напротив, на другой стороне Покровки. Священник в 1815 году издал книгу "Разрушение Коперниковской системы" на 99 страницах под псевдонимом С. I. А. Автор резко нападал на господствующую в науке теорию гелиоцентризма. Его сын, Григорий Иванович Сокольский (1807-1886), родившийся в этом доме, окончил медицинский факультет Московского университета, стал выдающимся врачом и сделал ряд открытий в области кардиологии; был другом Николая Ивановича Пирогова. В 1841 году большое владение Почепиных, выходящее на Покровку, приобретает подполковник Сергей Михайлович Забелин, а потом владение переходит к Сергею Сергеевичу Забелину (директору "печатни С. П. Яковлева"), а от него к его детям. Здесь бывал известный писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, родственник Забелиных со стороны матери.
В 1870 году расширяется главный дом, оба владения объединяются. В 1891 году от Забелиных владение переходит к члену правления Императорского общества для содействия русскому флоту, капитану Михаилу Павловичу Куприянову, который живет здесь до 1917 года. Здание, выходящее в Девяткин переулок, построено в 1877 году архитектором К. Н. Борниковым. В доме помещалась литография Э. Лилье. С 1866 до 1890-х годов во владении находились два органных заведения - Егора Бруггера и Егора Фуртвенклера, потом объединившиеся. Они выпускали и чинили оркестроны для трактиров и ресторанов, салонные музыкальные машины, выпускали будильники, исполнявшие мелодию песни "Прощай, Москва, златые главы, прощай, кремлевские колокола". В 1850-х годах здесь жили артист и педагог Федор Федорович Тюхнер, профессор Лазаревского института Г. А. Халатянц. В доме находился популярный чайный магазин Григория Сабанеева, в начале ХХ века - магазин гравюр, рисунков. В 1920-е годы работали пекарня "Литовский хлеб", мастерская "Трудкооппромышленность". В левом трехэтажном доме до 1917 году были меблированные комнаты "Компания". В начале 1920-х года второй и третий этажи этой гостиницы Моссовет передает под жилье молодым литераторам, группировавшимся вокруг журнала "Молодая гвардия", и здесь организуется один из литературных центров того времени. В этом доме А. А. Фадеев писал повесть "Разгром", Юрий Либединский - "Комиссары", Артем Веселый - "Россия, кровью умытая", Михаил Светлов и Иван Доронин - стихи. Заходили сюда В. Маяковский, Н. Асеев, М. Шолохов, И. Уткин, Э. Багрицкий и другие писатели.
5. В XVI веке возле Покровской дороги находилась слобода котельников, изготавливавших котлы и медную посуду, всякие вещи для бытового пользования. Здесь существовала деревянная церковь с кладбищем; приход был небольшой, до 80 человек. В 1652 году получено разрешение на построение каменного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но храм простоял недолго, на его месте на пожертвования богатого "гостя" прихожанина Матвея Сверчкова, жившего в каменных палатах по соседству, возвели великолепное сооружение. В новом храме среди колонн верхнего портала сохранялась надпись, сообщавшая, что в "лето 7214 (1696) октября 25 дня дело рук человеческих делал именем Петрушка Потапов". Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был одним из величественнейших сооружений в Москве. Тринадцать куполов его располагались на разных уровнях и составляли пирамиду, завершавшуюся средней величественной главой. Казалось, что храм составлен из нескольких церквей. Колокольня была такая же величественная, как и храм. Сохранились восторженные отзывы зодчих, писателей, искусствоведов - отечественных и зарубежных. По рассказам москвичей, не покинувших Москву в грозный 1812 год, храм сохранился потому, что пораженный дивной архитектурой Наполеон приказал своим офицерам и солдатам хранить его от расхищения, разорения и пожара, поставив здесь специальную охрану. Этот величественный шедевр русского зодчества в стиле московского барокко был разрушен в 1935-1936 годы. Процесс разрушения зафиксирован на киноленте, и пленка находится теперь в архиве кинофотодокументов. Белокаменные наличники окон разрушенного храма вмурованы в северную ограду Донского монастыря, где разместился музей архитектуры. В честь строителя этого выдающегося сооружения переулок был назван Потаповским. В соседнем по улице бывшем церковном доме в 1836 году жил Александр Ж. Дюбюк; будучи в звании канцеляриста, он брал уроки музыки у Джона Фильда, а потом стал известным пианистом и композитором. В 1870-х годах в одном из церковных владений жил Александр Андреевич Колли, магистр химии, служивший тогда в Высшем техническом училище.
7. Это владение, состоявшее в начале XVIII века из двух участков, вошло в историю частных старинных аптек. Здесь находилась аптека Г. Г. Соульса, которому Петр I выдал привилегию на ее содержание. Владение занимало территорию 14 на 40 саженей. По улице стоял каменный дом, флигелями выходивший в переулок. Г. А и Г. Г. Соульсы передали свое владение Б. А. и Б. Б. Таненбергам. В начале XIX века аптека перешла к И. Н. Янишу, а потом - к И. Е. Шильдкетту. С конца 1816 года ее арендует выдающийся русский ученый, профессор Московского университета Федор Федорович Рейсс, известный научными работами в области аналитической химии. Он проводил анализы кавказских и других минеральных вод, изучал действие хинной корки, исследовал дезинфекционные свойства хлора, а в 1817 году открыл явление катафореза. При содействии Рейсса в Москве, в районе Остоженки, было открыто Лечебное заведение минеральных вод. В этой аптеке по рецептам Рейсса приобретали составы из солей для приготовления дома вод различных наименований. Продавались здесь и многие целебные травы в сушеном виде. Изобретенный Рейссом "всецелительный розовый пластырь для домашнего лечения всех наружных повреждений" был полезен не только для людей, но и для домашних животных. Аптекой руководил уполномоченный Рейссом Густав Федорович Гельц. О лекарствах, изобретенных Рейссом, тогда часто сообщалось в "Московских ведомостях". Потом эта аптека от Рейсса перешла к семье Миндеров, стала именоваться Покровской аптекой и была переведена в дом № 10 на противоположной стороне улицы. Дом № 7 вскоре перешел в руки купца Хлебникова. Жители рассказывали, что в 1812 году Наполеон проезжал со своей свитой по Покровке и был обстрелян с чердака того дома, в котором помещалась аптека. Французы не нашли виновного, но заподозрили аптекарского ученика Штробеля. В наказание они запрягли его в сани с тяжелой поклажей и заставили тащить их до Девичьего поля. Ему не позволили даже одеться, он был без пальто и шапки. В угловом доме, уже перешедшем к купцу Соболеву, в 1850-х годах находились музыкальная торговля и мастерская Фуртвенклера. Дом славился гастрономическим магазином Петра Белова. В то время в доме жил П. И. Бартенев, известный издатель "Русского архива", но тогда еще служивший в архиве Министерства иностранных дел. В 1870-х годах здесь жил известный ботаник Алексей Николаевич Петунников. Он работал в Московской городской управе; был автором книг и статей по подмосковной флоре, заведовал московскими бульварами, являлся составителем известной справочной книги "Пути сообщения в Москве" с перечнем улиц, переулков и с объяснениями их названий (издана в 1915 году). В годы Первой мировой войны магазин шляп "Виолет" и другие помещения дома были приспособлены под мастерские по изготовлению противогазов. В 1928-1930 годы на месте этих строений воздвигнут жилой дом по проекту архитектора Константина Васильевича Аполлонова. В нижнем этаже разместилась редакция журнала "Красная звезда".
9. Переписные книги города Москвы сообщают, что это владение в XVIII веке принадлежало представителям старинного и знатного рода Собакиных. Их предок Ольгард (крещеный Дмитрием) выехал к великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому в 1294 году из датской земли. Один из бояр Собакиных был женат на сестре великого князя Ярослава Ярославича, правнук его служил у Иоанна IV. Марфа Васильевна Собакина была супругой Иоанна Грозного. Многие представители этого рода убиты в сражениях. Последний владелец участка в конце 1770-х годов - Михаил Григорьевич Собакин.
К северу от этого участка находилось владение, принадлежавшее известному архитектору Ивану Федоровичу Мичурину, составителю первого полного геодезического плана города Москвы. Во владении был разбит сад с оранжереями, прудом, беседкой. Затем владение перешло к сыну архитектора. В начале XIX века здесь находились четыре примыкающих друг к другу владения: мещанки Анны Елагиной, купца Евсея Лаврова, купца Тихона Щербакова и купчихи Екатерины Морозовой. Они стали общим владением купца Матвея Гавриловича Арбатского, хозяина экипажного заведения, находившегося в руках его потомков до 1917 года. Экипажное заведение Арбатских вошло в историю быта Москвы, упоминается в литературных произведениях. Потом одно из помещений заняла редакция газеты "Дерэнес". В глубине участка выстроен дом № 12 по Чистопрудному бульвару. В 1910 году во владении квартировал один из первых русских авиаторов Б. И. Россинский.
11. На этой территории располагались два владения. Владение с правой стороны примыкало к двору архитектора Ивана Федоровича Мичурина и принадлежало купцу Ивану Летошину, а потом вдове солдата Семенева. Следующим владельцем был Семен Иванович Соболев, которого в 1772 году сменил часовых дел мастер Оружейной палаты Григорий Павлов, а потом в начале XIX века владельцем стал университетский фельдшер Яков Алексеевич Батманов. После него владение перешло к Карповым, у наследников которых находилось до 1906 года. У них снимал квартиру выдающийся ученый Федор Алексеевич Слудский (1846-1897), механик и геодезист, выпускник Московского университета. Среди его работ по геодезии наибольшее место занимают исследова ния о силе земного притяжения. Учениками Слудского были Н. Е. Жуковский, И. С. Громыка и др. С 1886 года он стал вице-президентом Московского общества испытателей природы. Квартирантом дома был и другой выдающийся профессор - Петр Кондратьевич Худяков (1858-1935), ученый в области прикладной механики; окончил в 1877 году Московское высшее техническое училище и преподавал там. Основные его труды относятся к сопротивлению материалов и деталям машин. Руководства и атласы Худякова играли значительную роль в развитии отечественного машиностроения. В 1908 году на территории этого владения построен четырехэтажный дом (архитектор М. Н. Глейник), впоследствии надстроенный еще двумя этажами. В 1920-х годах во владении помещалось трудовое объединение "Коопхимтруд". В настоящее время в доме разместилась аптека.
13. Здание церкви Живоначальной Троицы "что на Грязех". Впервые она упоминалась в 1547 году как церковь Василия Кессарийского, деревянная, с престолом Покрова Святой Богородицы. В 1649 году на ее месте построена каменная церковь. На прилегающей территории разместились кладбище и деревянные постройки для "нищенской" богадельни, дававшие приют обездоленным людям. Ручей Рачка, вытекавший через отверстие, сделанное в стене Белого города, часто заливал церковные владения, что наносило большой ущерб строениям, стены давали трещины и рушились. Так было несколько раз. В 1861 году на средства прихожанина Евграфа Молчанова по проекту выдающегося архитектора М. Д. Быковского выстроен пятый по счету храм, в котором применено множество свай. Главный престол в честь Богоматери был особенно чтим прихожанами, а ее икона получила название "Трех радостей". В церкви находилось несколько икон, написанных известным художником В. В. Пукиревым. При храме было церковное училище. В советские времена храм закрыли, а колокольню разобрали до первого этажа. В 1992 году в храме возобновились богослужения.
Об угловом здании (№ 15) журнал рассказывал в № 3 за 2004 год ("Чистопрудный бульвар").
Читайте в любое время