Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

НАЗОЙЛИВЫЙ ЗАПАХ КОММЕРЦИИ

В материалах рубрики использованы материалы следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft", "Natur + Kosmos", "PM Magazin" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "Bulletin of Atomic Scientists" (США), "Archeologia" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Как обнаружили психологи, запахами можно существенно влиять на поведение человека. Особенно интересуются этим открытием специалисты по рекламе и торговле. Утверждают, что запахи кофе и пива усиливают аппетит, побуждая людей увеличивать свой заказ в ресторане или кафе и брать больше продуктов с полок супермаркета. Приятные ароматы свежескошенной травы или просохшего на солнце белья заставляют посетителей дольше задерживаться в магазине и конечно же тратить лишние деньги. Запахи перечной мяты и грейпфрута усиливают концентрацию внимания, что может быть полезно при расплате на кассе перед выходом из магазина. Ароматы апельсина и лимона можно использовать для маскировки неприятных запахов - это легче, чем устранять их реальные причины.

Такие колонки, заряженные синтетическими запахами, монтируются в немецких магазинах, кафе и офисах, на вокзалах, в выставочных залах и других общественных местах.

Запахи воздействуют на самую древнюю часть нашего головного мозга - ствол, где находится так называемая лимбическая система, доставшаяся нам от далеких предков и ведающая инстинктами и эмоциями. Обонятельные ощущения через лимбическую систему могут действовать на поведение человека, минуя его разум, сознательный анализ ситуации. Активируемые запахом области мозга, кроме того, непосредственно связаны с центрами хранения памяти. Мимолетный запах может вызвать яркие воспоминания забытых, казалось бы, периодов жизни.

Поэтому во многих магазинах, ресторанах и офисах появились ароматизаторы - серебристые колонки с отверстиями, через которые в воздух выпускаются малые дозы тех или иных ароматических соединений, как правило, синтетических. Важно, чтобы дозы были именно малыми: нельзя, чтобы запах "бил в нос", он должен держаться чуть ниже порога восприятия, чтобы действовать на подсознание. С тех пор, как ароматизаторы появились, например, в одном из супермаркетов немецкого городка Кирхзееон, продажи овощей выросли на 30 процентов.

Однако аллергологи, дерматологи и экологи возражают против рекламного насыщения воздуха в общественных местах синтетическими ароматами. Немецкий дерматолог Аксель Шнух полагает, что сейчас в Германии более миллиона человек страдают непереносимостью некоторых ароматов и аллергией к ним. В США таких страдальцев 20 миллионов. В тяжелых случаях запахи могут вызывать воспаление слизистых оболочек, тошноту, затруднение дыхания, головокружение, необъяснимую усталость и другие неприятные симптомы. Бывает, что такие больные вынуждены сидеть дома, поскольку на улице, на работе и особенно в общественном транспорте их окружают запахи духов, одеколона, шампуней, пены для бритья… Некоторые вынуждены ездить на работу в пять часов утра, когда транспорт еще не наполнен пассажирами.

Медики озабочены постоянно растущим насыщением окружающей нас среды искусственными ароматами. Их добавляют не только в лосьоны, дезодоранты, шампуни и зубную пасту, но и в стиральные порошки и моющие средства, даже в пасту и гель для шариковых ручек. А в Японии начали выпускать сотовые телефоны, подающие сигнал вызова вместо звонка каким-либо приятным запахом.

В новом списке разрешенных в Европе к использованию в косметике примерно 2500 пахнущих соединений 26 отмечены как "часто вызывающие аллергию". В их числе, например, синтетическое соединение с запахом гвоздики изоэвгенол или вполне натуральный экстракт дубового мха, придающий запах одеколону "Шипр". Новые правила требуют указывать содержание ароматных добавок на упаковке товара и не превышать определенную концентрацию. Однако нет никаких предписаний относительно ароматизации воздуха в помещениях, и это вызывает особую озабоченность врачей и экологов: в отличие от косметики, от которой можно отказаться, если ее аромат для вас опасен или просто не нравится, уклониться от запаха, витающего в воздухе, вам не удастся. Немецкие общества защиты потребителей уже несколько лет требуют, чтобы магазины и другие предприятия, использующие ароматизацию воздуха, вывешивали у входа особое предупреждение, но пока это требование остается безрезультатным. Зато некоторые немецкие фирмы начали выпускать стиральные порошки без отдушки.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки