ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ФИАЛКИ
М. БЫСТРИЦКАЯ.
среди поляны -
Тончайшего искусства образец,
Не допустил
ваятеля резец
Ни одного
малейшего изьяна.
Как скудно мы общаемся
с цветами,
Меж красотой
и суетными нами
Лежит тупая
жирная черта.
Но не считай цветенье
их напрасным,
Мы к ним идем,
пречистым и прекрасным,
Когда невыносима
суета.
Владимир Солоухин
Родилась я в те стародавние времена, когда не было ни цветного телевизора, ни тем более компьютеров и мобильных телефонов. Да и первый черно-белый телевизор появился у нас, когда мне исполнилось уже 13 лет. А потому глаза и уши детей того времени целиком принадлежали матушке-природе. Рядом с нашим домом находился парк, где впервые и увидела душистую фиалку. С каким нетерпением я ждала каждую весну, когда она расцветет! На эти свидания всегда бегала одна. Потом появились другие влюбленности - гусиный лук, купальница, гвоздика-травянка, любка двулистная. Сколько себя помню, меня больше тянуло к диким растениям, я всегда хотела знать, как что называется, но окружающие либо не знали, либо отмахивались. Спасибо, родители отправили меня учиться на биофак университета, где на свои вопросы я получила исчерпывающие ответы. С тех пор из всех многочисленных поездок я привозила засушенные растения.
Работа с цветами стала способом выразить личные эмоции, собственные понятия о красоте.
Сейчас то, чем я занимаюсь, называется коллажем с использованием прессованных растений. Этот вид декоративно-прикладного искусства существует во многих странах, в Японии, например, он называется ошибаной. И сколько людей, столько и почерков, стилей. С помощью прессованных растений можно изготовлять закладки для книг, открытки, картины и картинки, светильники. Ручной труд по-прежнему ценится везде, ведь человек вкладывает душу в свое творение.
Растительного материала требуется много. Так легче осуществлять свои идеи. Но иногда из ста листиков бывает необходим только один.
Засушиваю цветы в ненужных книгах, тонких или средней толщины: в толстых книгах они задыхаются, теряют краски. Страницы должны быть из дешевой бумаги, которая хорошо впитывает соки. Сверху ставлю груз, на первые два дня - большой (примерно 16 кг). Процесс засушивания обычно длится от 4 до 12 дней. Мелкие растения нуждаются в меньшем сроке засушивания, большие - наоборот. Если необходимо досушить, перекладываю растительный материал в другие книги. Хорошо засушенные цветы легко отстают от страниц. Перекладываю их на плотные листы бумаги с помощью пинцета. Храню растения не на свету, в сухом помещении. Периодически проверяю свои запасы, так как моль и жук-притворяшка также любят цветы и могут съесть лучшие коллекционные экземпляры. Для борьбы с этими разбойниками можно использовать антимоль, гвоздику, корки апельсина и т.д.
Наклеиваю растения с помощью клея ПВА, причем выбираю густой. У меня три кисточки: белка №№ 1, 2, 4. Ножницы тонкие, парикмахерские. Бумагу покупаю в магазинах для художников, по цвету она может быть любой, только не белой. При оформлении готовых работ беру рамки, которые соответствуют сюжету, но своей яркостью не подавляют его. Хорошо выглядит работа, оформленная с помощью паспарту. Готовые картины необходимо беречь от прямых солнечных лучей и повышенной влажности.
Для тех, кто захочет заняться коллажем, есть одно непременное условие - любовь к растениям.
Обзаведитесь обязательно Атласом - определителем высших растений. Достаточно будет школьного издания. (Один из таких атласов вышел в 1991 году в Москве в издательстве "Просвещение", авторы-составители В. С. Новиков, И. А. Губанов.)
Не собирайте цветы в дождь.
Не вырывайте растения с корнями, старайтесь максимально щадить их: листик берите с одного, цветок - с другого.
Конечно же не трогайте растения, занесенные в Красную книгу.
Не приклеивайте рядом с цветами насекомых, это несовместимо.
Готовую картинку можно отсканировать на память, тогда она станет неподвластна
времени.
Читайте в любое время