ИСЦЕЛЯЮЩИЙ ТЕАТР
Е. ГОЛЬЦМАН.
Во времена Месмера чрезвычайно велик был интерес к магнетизму и электричеству. Человек с характером Месмера не мог оставаться в стороне.
В январе 1775 года Месмер сообщил о своем открытии: магнитными свойствами обладает не только железо, но также бумага, хлеб, шерсть, шелк, кожа, камни, стекло, вода, многие металлы, дерево. Когда намагниченное тело приближается к больному, оно вызывает в суставах, шее, руках и голове удары, подобные электрическим, и тем самым избавляет пациента от болезни.
Месмер вдохнул новую жизнь в туманную теорию, которой увлекался еще Парацельс. По этой теории, человек заболевает, если действующий в организме каждого человека флюид распределен неравномерно. Лечение основано на передаче пациентам дополнительных флюидов и восстановлении гармонии в больном организме. В феврале 1778 года Месмер снял большой дом в Париже с множеством салонов и кабинетов, парком и бассейном. Говорят, что театр начинается с вешалки, театр Месмера начинался с улицы. Перед его домом швейцарские гвардейцы в великолепных мундирах регулировали уличное движение.
Число желающих испытать на себе новые методы постоянно возрастало. Тот, кто обладал туго набитым кошельком, мог за большие деньги сам приобщиться к теории и практике "животного магнетизма". Однако большинство парижан не стремилось лечить других. Им достаточно было испробовать чудодейственный метод на себе.
Весь Париж хотел побывать у доктора, творившего чудеса. Вскоре Месмер уже не мог заниматься каждым пациентом отдельно. Поэтому ему пришлось разработать сложный и тщательно соблюдавшийся ритуал коллективного лечения. В дубовый чан, заполненный металлическими опилками и толченым стеклом, помещались бутыли с намагниченной водой. Из отверстий в крышке чана торчали железные прутья, соединенные друг с другом проволокой. Посетители становились в цепочки, в которых каждый больной большим и указательным пальцами держал большой палец своего соседа. Кроме того, пациенты касались друг друга коленями и бедрами.
Верно ли было утверждение Месмера о том, что флюиды текли по живым цепочкам больных, никто проверить не мог, но все видели: у больных что-то вызывает конвульсии. Пациенты вели себя по-разному. Одни застывали, словно окаменев. Другие опускались на пол и засыпали. Некоторые нервно смеялись, зевали, бились в судорогах, бросались друг на друга или на стены, и их приходилось успокаивать. Кого-то приводили в чувство на месте, кого-то относили на мягкие диваны в соседние комнаты. Многие, когда приходили в себя, чувствовали, что болезнь отступила.
Для того чтобы бедняки тоже могли избавиться от недугов, Месмер намагнетизировал дерево на бульваре, и оно помогло исцелить немало больных. Об этом говорил весь город. За пять лет Месмер намагнетизировал восемь тысяч человек. Затем интерес к нему пропал. Всеобщее восхищение сменилось недоброжелательством и насмешками.
В 1784 году Людовик XVI учредил две комиссии, состоявшие из самых выдающихся ученых Франции, для изучения животного магнетизма. Обе комиссии пришли к выводу, что никакого флюида не существует и метод Месмера опасен для здоровья. Лишь один из членов комиссий осмелился отказаться поставить свою подпись под отзывом. Это был директор Парижского ботанического сада Антуан Лоран де ЖюсьЈ (1748-1836), считавший, что не следует с ходу отвергать месмеризм. Надо отделить в нем главное и ценное от побочного и незначительного. Ведь Месмер нередко помогал больным.
Месмер не случайно имел успех в предреволюционной Франции. В Париже он оказался как нельзя более кстати. Парижане жили в тревоге, в предчувствии событий, которые должны были сломать все общественные нормы и устои. Никто не мог с уверенностью сказать, что готовит ему грядущий день.
Страх и непонимание, откуда следует ждать опасность, ведут к повышенной внушаемости. В переходную эпоху люди, как никогда, нуждаются в человеке, который им поможет. С таким человеком они хотят составлять единое "мы". "Его драма" становится "их драмой". Неопределенность можно устранить, либо сняв напряжение, как это делал Месмер, либо доведя его до предела, как это делали политические вожди. Когда парижане пошли за политиками, потребность в Месмере отпала.
Месмер был далеко не единственный целитель ХVIII века, использовавший внушение и театральное действие для лечения. Католический священник немец Иоганн Йозеф Гасснер (1727-1779) также весьма в этом преуспел. Он был тяжелобольным человеком - его мучили сильнейшие головные боли, астма и резь в желудке. Врачи не смогли помочь, и ему оставалось только молиться. Во время молитв он впадал в религиозный экстаз. Молитвами Гасснер добился того, чего не могли сделать врачи, - ему стало легче. Тогда он решил, что нашел способ избавить человечество от всех недугов.
Гасснер не собирался отбивать хлеб у врачей. Он брался за дело лишь в том случае, когда считал, что недуг вызван вмешательством дьявола. С помощью театрализованного молитвенного обряда Гасснер во время своего пребывания в монастыре Салем за семь недель вылечил 20 тысяч больных. О своем методе новоявленный целитель написал небольшое руководство, которое с увлечением читала вся Германия. За четыре года эта книжечка выдержала 12 изданий. Она стала слишком популярной, вызывала брожение умов в обществе, и папа Пий VI решил ее запретить.
В период споров о том, в чем суть метода Гасснера, власти обращались за разъяснениями ко многим специалистам. Попросили отзыв и у Месмера. Тот заявил: "Все, что делает Гасснер, не обман, но и не чудо. Речь идет лишь об определенном методе снятия болезненных состояний". 28 ноября 1775 года заслуги Месмера в медицине были оценены не в пример деятельности Гасснера. Месмер стал членом Баварской академии наук.
Читайте в любое время