Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

МАШИНЫ - СПАСАТЕЛИ

А. ГРАМОЛИН (г. Нижний Тагил). Фото С. Савина.

Один из самых мощных военно-промышленных комплексов России располагается в Уральском регионе. Здесь традиционно занимаются разработкой и производством вооружения. Но не только оборонные заказы выполняют уральские машиностроители. Высокие технологии, гарантирующие первостепенное качество и надежность изделий, успешно применяются в производстве "мирной" продукции - уникальной техники для спасения и защиты людей в районах стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Машина инженерно-технического обеспечения 'БРЭМ' эвакуирует с дороги автомобиль , поврежденный в дорожно-транспортном происшествии.
Противопожарная установка 'Штурм' гасит сжиженным азотом пламя на газовой скважине всего за 3-5 секунд.
Роботы-манипуляторы для обследования территорий, попавших в зону радиационного или химического заражения.
Миасские 'Уралы' продемонстрировали свою высокую надежность и проходимость на испытательном полигоне.
Гигантский гусеничный транспортер 'Витязь' может работать как вездеход и как амфибия. Несмотря на свой огромный вес, он оказывает на почву минимальное давление и не повреждает ее.

Нынешним летом машины-спасатели были представлены на первой Всероссийской выставке технических средств обороны и защиты, которая прошла на опытном полигоне Нижнетагильского института испытания металлов. В ней приняли участие ученые и машиностроители из 22 регионов России и гости из 14 зарубежных государств: США, Канады, Великобритании, Швеции и других. А посмотреть было на что: 186 предприятий показали свыше двух тысяч образцов спасательной техники, 32 экспоната участвовали в демонстрационных испытаниях, которые продолжались несколько дней.

Целое семейство машин-спасателей представил на выставке Уралвагонзавод. Среди них - инженерная машина разграждения ИМР-2 МА. Ее назначение - прокладывать дорогу сквозь непроходимые завалы в зонах разрушений и районах стихийных бедствий. Кран-стрела с манипулятором, грейферный ковш, прямая и обратная лопаты, трал, отвал бульдозера - орудуя всем этим навесным оборудованием, машина преодолевает каменные и лесные нагромождения, рвы и овраги, крутые прибрежные спуски, оставляя за собой проход для продвижения спасателей.

Отменные качества продемонстрировала машина инженерно-технического обеспечения "БРЭМ". Созданная на базе танка, она вобрала в себя его скорость, маневренность и высокую степень защиты экипажа. Разработчики снабдили машину краном, лебедкой, сошником-бульдозером и другими приспособлениями для буксировки и эвакуации поврежденной и неуправляемой техники.

Уникален в своем роде мостоукладчик МТУ-72. Он несет на себе колейный мост, который достаточно быстро и просто перекидывается через рвы, каналы и реки. По нему может двигаться тяжелая колесная и гусеничная техника.

Уралвагонзавод выпускает также небольшие универсальные погрузочные машины - ПУМы. Для них производится 18 видов навесного оборудования, благодаря которому погрузчик можно превратить в машину для уборки улиц, асфальтовый каток, бетономешалку или, например, в миниатюрный бурильный станок.

Были на выставке и новейшие образцы техники, которую используют при тушении пожаров и ликвидации последствий экологических катастроф. Всем запомнилась противопожарная установка "Штурм" совместного производства нижнетагильского ОАО "Уралкриомаш", московского опытно-конструкторского бюро "Гранат" и екатеринбургского производственного объединения "Уралтрансмаш". В это трудно поверить, но крупный пожар на газовой скважине "Штурм" тушит всего за 3-5 секунд. Таков результат испытаний установки на пожарах в местах газовых месторождений Оренбургской и Тюменской областей. Столь высокая эффективность достигается за счет того, что "Штурм" гасит пламя не пеной, порошком или водой, а сжиженным азотом, который выбрасывается в очаг пожара через сопла, установленные полукругом на длинной стреле. Азот оказывает двойное действие: полностью перекрывает доступ кислорода и охлаждает источник огня, не давая ему разгораться. А ведь обычными средствами огонь на нефтегазовых объектах порой не удается погасить месяцами. "Штурм" сделан на базе самоходной артиллерийской установки, которая без труда преодолевает самые сложные препятствия на пути к труднодоступным участкам газопроводов и нефтяным скважинам.

Внимание всех посетителей выставки привлек мобильный пункт управления "Купол", сконструированный и изготовленный на Ижевском электромеханическом заводе. Пункт управления оснащен всеми средствами связи, включая спутниковую, компьютерами, автономным тепло- и электрообеспечением. Есть в нем и комната отдыха для спасателей с полным набором бытовых услуг. "Купол" может работать длительное время в автономном режиме в любых погодных условиях.

Хорошо зарекомендовали себя гиростабилизированные оптоэлектронные системы, которые выпускает производственное объединение "Уральский оптико-механический завод". Их устанавливают на самолеты, вертолеты и морские суда для стабилизации "полей зрения" оптической аппаратуры в условиях сильной качки и ударных воздействий. Эти же системы помогают находить людей под завалами, обнаруживать дефекты в трубах нефте- и газопроводов, предупреждая тем самым серьезные аварии.

Челябинские инженеры и конструкторы привезли в Нижний Тагил роботы-манипуляторы для обследования территорий, подвергшихся радиационному или химическому заражению. Применяют их и для поиска и уничтожения взрывоопасных предметов. Эти машины управляются дистанционно, радиус действия на открытом пространстве более километра, а в населенном пункте - до 200 метров. Роботы могут брать пробы грунта и воздуха, делать их анализы, определять уровень радиации и химического загрязнения, с помощью специальных приспособлений обезвреживать взрывные устройства. Сейчас роботы-манипуляторы несут дежурство в атомных центрах Южного Урала - Озерске и Снежинске.

Свои большие возможности продемонстрировали на выставке знаменитые грузовики "Урал" Миасского автомобильного завода. На полигонной трассе они преодолевали многоступенчатые подъемы и спуски, перелетали ров, ныряли в глубокий брод, поднимались по косогору с лесным завалом, а выехав на дорогу, развивали скорость до 95 километров в час.

Ишимбайский завод транспортного машиностроения показал двухзвенный гусеничный транспортер "Витязь" грузоподъемностью до 30 тонн. Эта гигантская машина способна двигаться по бездорожью, болоту, снежной целине, не повреждая почву, поскольку сконструирована так, что оказывает давление на грунт не больше, чем нога человека. Транспортер может даже плавать, причем с приличной скоростью - 6 километров в час.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки