Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ.

С каждым годом количество легковых автомобилей в нашей стране растет более чем на миллион: около 900 тысяч легковушек выпускают отечественные заводы, да из-за рубежа ввозят почти 200 тысяч. Практически синхронно растет и армия водителей. Увы, современные автошколы в большинстве случаев дают своим выпускникам навыки, достаточные лишь для успешной сдачи экзамена в ГИБДД, и более или менее уверенное знание правил дорожного движения. В результате, получив "права" и выехав на дорогу, многие новоиспеченные водители испытывают серьезные трудности - настолько мало общего у того, чему их учили, с реальностью. Поначалу наибольшие затруднения вызывает огромное количество автомобилей на дороге. Ведь в автошколах занятия проходят на закрытых площадках и тихих улицах, где транспорта немного, и только на один-два последних урока инструктор вывозит курсанта на настоящую трассу.

Опасные зоны, в которых водитель ничего не видит ни в зеркала, ни невооруженным глазом.
Зона обзора в вертикальной плоскости должна начинаться у заднего колеса.
'Мертвые зоны' обзора с места водителя.
Перед любым маневром оглядите пространство вокруг машины в зеркала.
При выезде из гаража задним ходом 'мертвые зоны' (в которых с места водителя ничего не видно) оказываются значительно большими, чем при выезде передним ходом.
При маневрах задним ходом берегите борт, противоположный направлению поворота. При маневрах передним ходом берегите борт, в сторону которого поворачиваете.
Выезжая из узкой подворотни, включите габаритные огни и фары, дождитесь, пока проезжая часть освободится от помех.
При выезде на перекресток подумайте, что может скрываться в 'мертвых зонах'.

Первое занятие нашей автошколы мы посвятим нескольким простым приемам, которые помогут вам чувствовать себя уверенно и спокойно в плотном транспортном потоке. Начнем же с того, что машину не нужно бояться. Во-первых, это всего лишь несколько кусков металла, пластика и стекла, собранных в определенном порядке. В автомобиле нет ничего загадочного и непредсказуемого, если обращаться с ним аккуратно и грамотно. Во-вторых, в мире насчитывается более 800 миллионов автомобилей и почти вдвое больше водителей. И все они совершенно спокойно разъезжают на своих железных конях. Вы ничем не хуже, а по многим параметрам даже лучше остальных, поэтому смело садитесь за руль и поезжайте.

Мы предполагаем, что в автошколе вас научили содержать в чистоте стекла, зеркала, фары и фонари, проверять перед поездкой уровень масла, охлаждающей и тормозной жидкостей, проверять работу тормозов, электроприборов и стеклоочистителя, и не будем об этом напоминать.

Итак, вы сели за руль, запустили двигатель и собрались ехать. Стоп! Запомните обязательную последовательность действий: пристегнуть ремень безопасности, включить сигнал поворота (это нужно делать автоматически, всегда, даже в чистом поле), включить первую передачу, снять машину с ручного тормоза и, убедившись в том, что никому не мешаете сейчас и не помешаете через несколько секунд, начать движение.

Водитель всегда должен знать, что происходит вокруг его машины. Один старый инструктор называл эту способность "осмотрительностью". Постарайтесь привыкнуть правильно пользоваться зеркалами заднего вида. Внутрисалонное зеркало нужно ставить так, чтобы в него было видно все заднее стекло и небольшое пространство правее машины. Многие водители предпочитают пользоваться панорамными зеркалами, поле зрения в них значительно шире. Но не стоит увлекаться слишком большими "панорамами". Они перекрывают чуть ли не половину ветрового стекла, мешают нормально пользоваться противосолнечными козырьками, да и расстояния до идущих сзади машин искажаются. Боковые наружные зеркала в горизонтальной плоскости нужно отрегулировать так, чтобы в них был виден край борта своей машины, а в вертикальной - чтобы изображение дороги начиналось в районе вашего заднего колеса. Однако даже оптимальная регулировка оставляет у зеркал почти всех моделей машин так называемые "мертвые зоны". Есть "мертвые зоны" и в поле зрения водителя. Это, как правило, пространства за задними стойками кузова, за задним бортом, перед передними стойками ветрового стекла. Научитесь настраивать зеркала так, чтобы те зоны, которые не просматриваются с водительского места невооруженным глазом, были в них хотя бы частично видны.

Обязательно учитесь пользоваться зеркалами в поездке. Прежде чем затормозить, обязательно посмотрите во внутреннее зеркало.

Перед троганьем с места посмотрите в правое зеркало, затем во внутреннее, левое, посмотрите вперед и снова в левое зеркало, поверните голову, еще раз взгляните налево назад и только после этого трогайтесь.

Примерно такая же последовательность действий должна быть при перестроении на дороге. Контроль обстановки вокруг машины нужно начинать с зеркала, противоположного направлению предполага емого поворота. То есть, если вы собрались перестраиваться в левый ряд, то смотреть сначала нужно в правое зеркало.

В понятие "осмотрительность" входит не только работа с зеркалами, но и внимательное наблюдение за контрольными приборами. Как минимум один раз в три-пять минут бросайте взгляд на панель приборов. Особенно внимательно следите за температурой охлаждающей жидкости, давлением масла, напряжением бортовой сети и уровнем тормозной жидкости. В любой машине все эти параметры измеряются или контролируются и на панель приборов выведены как минимум контрольные лампы, а иногда и показывающие приборы. А если на вашей машине нет, например, вольтметра или манометра, то их несложно поставить дополнительно.

Перейдем от теории к практике. Маневры в зоне с ограниченным пространством и плохим обзором сложны всегда. Но для неопытного водителя они могут представлять трудность даже в таких, казалось бы, безобидных ситуациях, как выезд из гаража или въезд в него.

Многие автомобилисты ставят машину в гараж "носом" вперед, считая, что выезжать задним ходом из узкого гаража удобнее. В некоторых случаях, например при небольшом расстоянии между гаражами или при узкой проезжей части перед воротами, это действительно так. Но обязательно помните, что, выкатывая машину из гаража задним ходом на расстоянии, равном примерно двум третям длины автомобиля, вы решительно ничего из того, что творится за воротами, не видите. Поэтому для начала лучше попросите кого-нибудь проследить, что вы никому не мешаете. Выезжая из гаража, не открывайте дверь машины. В самый неподходящий момент вы ее не удержите, она распахнется и в лучшем случае будет поцарапана, а в худшем - изрядно помята.

При маневрах в узких пространствах передним ходом берегите тот борт, в сторону которого поворачиваете, а задним ходом - противоположный.

Но вот вы выехали из гаража и добрались до выезда из двора. Элементарная на первый взгляд задача на деле может оказаться непростой. Если выезд узкий, то вам не будут видны ни тротуар, ни проезжая часть, на которую вы выезжаете. Да и вашу машину в такой ситуации с улицы не видно. Поэтому двигайтесь не спеша, с включенным ближним светом фар. Перед тем как выехать на проезжую часть, посмотрите внимательно налево и направо, начинайте маневр только тогда, когда не будет помех с обеих сторон, ведь при выезде из узкого проезда или подворотни вам потребуется больше места и времени для его завершения.

Сходная ситуация бывает и при проезде, казалось бы, вполне просторных перекрестков. Отъезжающие от пересечения и подъезжающие к нему машины могут почти полностью закрыть обзор. В такой ситуации тоже лучше не торопиться и дождаться того момента, когда вы сможете хорошенько все рассмотреть, проанализировать дорожную обстановку и уверенно рассчитать свои действия.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки