ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В НОЯБРЕ-ДЕКАБРЕ 2006 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

Начало нынешнего ноября - не слишком благоприятное время для астрономических наблюдений. Хотя вообще-то в средней полосе в это время года часто случаются ночи с поразительно чистой и прозрачной атмосферой. Но сейчас небосвод будет освещен ярко сияющей Луной, поэтому слабые звезды "исчезнут", а небо так по-настоящему и не потемнеет. Для тех, кто только начинает знакомиться со звездным небом, это не станет особой помехой. Яркие звезды хорошо видны даже в таких условиях. А очертания отдельных созвездий при этом порой даже легче различить, чем на темном небе, сплошь усыпанном мириадами звезд. Но опытным наблюдателям, которых больше интересуют слабосветящиеся небесные объекты - туманности, галактики, звездные скопления, придется ждать середины месяца, когда Луна не будет столь яркой и небо существенно потемнеет.

Вид звездного неба в первой половине декабря 2006 года.
Фрагмент звездного неба, показывающий, как три планеты соберутся в компактную группу.

Ноябрь - по-своему уникальное время для астронома-любителя. В этом месяце на небосводе можно видеть одновременно и летние и зимние созвездия. За долгую холодную, но ясную ноябрьскую ночь перед упорным наблюдателем откроется в небе много интересного. С вечера, когда на западе еще четко очерчен Летне-осенний треугольник, обозначенный главными звездами созвездий Лиры, Орла и Лебедя, близ зенита и высоко в южной стороне небосвода видны "летние" созвездия - Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас, ниже их, у горизонта, - огромный Кит. А на востоке уже появились Возничий, Телец, Близнецы. Вскоре взойдет Орион, еще чуть позже - Большой и Малый Пес, а за ними и Лев. Названия почти всех этих созвездий пришли из Древней Греции. Они связаны с мифами, которые живут уже десятки веков. И на первый взгляд может показаться, будто бы за это время в небе ничего не изменилось: светят все те же звезды, каждая на своем месте, лишь Луна да планеты, двигаясь в медленном хороводе, вносят небольшое разнообразие в эту застывшую картину.

Но современному человеку, вооруженному знаниями и приборами, известно, что космос живет своей бурной жизнью, а наша человеческая жизнь слишком коротка, чтобы замечать это. Однако тысячи лет даже в космических масштабах - все же ощутимый срок. За два последних тысячелетия астрономы сумели своими глазами увидеть ряд космических событий. Например, конец жизни нескольких звезд. Узнали, что при мощнейшем взрыве, которым заканчивается жизнь некоторых звезд, бывает время, когда яркость звезды возрастает в тысячи и миллионы раз. Китайские астрономы наблюдали такие вспышки в 1006 и 1054 годах в созвездии Тельца, европейские - в 1572 и 1604 годах - в Кассиопее и Змееносце. Каждый раз блеск сверхновой звезды превосходил блеск любой из остальных звезд неба. Например, в 1054 и 1572 годах Сверхновая была даже ярче Венеры! И теперь мы знаем, что такая же судьба ждет миллионы и миллионы старых звезд нашей Галактики. Это может произойти сегодня или через сотни тысяч, даже миллионы лет, но обязательно станет огромным событием для науки. В последние столетия произошло несколько и не столь масштабных вспышек (их называют "новыми звездами"). Первыми заметить появление в созвездии новой яркой звезды или, наоборот, исчезновение светила может только тот, кто хорошо знаком с очертанием созвездий, знает (хотя бы) все яркие звезды в каждом из них. Вот почему (и не только поэтому, конечно) полезно изучать созвездия и следить за видом неба, ведь оно может в любой момент открыть нам какую-нибудь из множества своих тайн…

Знакомясь со звездным небом, наблюдатель встречается еще и с "блуждающими звездами" - планетами.

В первой половине ноября этого года в небе видна только одна из них - Сатурн. Остальные четыре из пяти видимых невооруженным глазом планет находятся вблизи Солнца и потому недоступны земному наблюдателю.

Сатурн появляется после 2 часов ночи вместе с созвездием Льва (по нему он будет двигаться еще несколько лет). Так долго и так медленно - это потому, что Сатурн в это время находится очень далеко от нас - в диаметрально противоположной стороне Солнечной системы. Нашу планету и этого неторопливо перемещающегося гиганта (по диаметру он в 9,5 раза больше Земли) разделяют почти 1,3 млрд км (8,67 а.е.)! Блеск Сатурна в этот период - около 0,5m, и он заметно ярче, чем Регул, главная звезда Льва, вблизи которой будет видна планета-гигант.

В середине месяца рядом с Сатурном ненадолго появится Меркурий , ближайшая к Солнцу и, значит, самая быстрая из планет. Размер Меркурия по диаметру почти в 3 раза меньше Земли и почти в 29 раз меньше Сатурна, и очень занятно будет видеть их рядом как две почти одинаковые звезды! Незадолго до того шустрый Меркурий пройдет между Солнцем и Землей (на расстоянии "всего лишь" 101 млн км от нас), а 18 ноября он уже окажется на максимально видимом расстоянии от светила. Несколько дней до этого и примерно неделя после - наиболее благоприятный период для поиска "вестника богов". Только помните, что он всегда виден на фоне зари, поэтому лучше иметь при себе бинокль.

В начале декабря ситуация начинает меняться. Из-за Солнца покажутся Марс и Юпитер (это связано с тем, что Земля догоняет их в своем беге по орбите). Видимость Марса и Юпитера с каждым днем улучшается. Если в первые дни месяца они, как и Меркурий, будут залиты солнечным сиянием и не очень хорошо различимы, то к концу декабря мы уже сможем видеть их на темном небе вполне отчетливо. К средине месяца блеск Юпитера очень высок (-1,8m), и он, как всегда, станет "маяком" для поиска других, менее ярких небесных тел. Пока планеты будут видны сквозь зарю, тусклый Марс (1,5m) найти практически невозможно. Но тут, будто специально, чтобы помочь астрономам отыскать все три планеты, Юпитер, Марс и Меркурий соберутся в компактную группу. И это зрелище, которое астрономам уже никак нельзя пропустить! Расстояние между Юпитером и Меркурием 8 декабря будет всего лишь 3о, планеты видны в одном поле зрения любого бинокля. Неяркий Марс - чуть ниже в стороне. На следующее утро расстояние между членами группы станет еще меньше - 2о. Для астрономов это уже событие. Но в последующие двое суток все станет еще интереснее - стороны треугольника, который образуют три планеты, сделаются меньше 1о, и все три планеты уместятся в поле зрения окуляра даже любительского телескопа . Три планеты одним взглядом - такого не припомнят и бывалые наблюдатели! Если добавить, что в том же поле зрения, позади планет, будут видны и несколько достаточно ярких звезд созвездия Скорпиона, то картина окажется еще замечательнее. Жаль только, что все действо произойдет на уже довольно светлом фоне неба и низко над горизонтом (5-7о). Поэтому для наблюдения столь редкого "спектакля" постарайтесь заранее выбрать площадку, где юго-восточный сектор горизонта совершенно открыт. И, конечно, будем надеяться, что капризная зимняя погода не помешает нам.

Вскоре после этого события Меркурий вновь исчезнет в лучах восходящего Солнца. Условия видимости Марса и Юпитера еще на некоторое время останутся примерно теми же.

Луна, как мы уже упомянули, появится с самого начала ноября почти полной. Полнолуние (Ф = 1,0) наступит 5 ноября в созвездии Рыб. На следующую ночь Луна пройдет прямо через звездное скопление Плеяды. (Астрономы такое явление называют покрытием.) В другое время это могло бы стать очень интересным и важным событием для наблюдателей неба. Но на сей раз весь эффект зрелища будет потерян из-за того, что сильный свет почти полной Луны затмит слабые звезды скопления. Однако опытные наблюдатели советуют не упустить возможность посмотреть и такое покрытие.

Последняя четверть (Ф=0,5) наступит 12 ноября. Луна окажется вблизи известного еще с античных времен рассеянного звездного скопления Ясли (или Пчелиный рой) в созвездии Рака. Скопление это с трудом видно невооруженным глазом, но в бинокль оно выглядит замечательно.

Утром 13 числа Луна будет видна менее чем в 2о от Сатурна, а затем с каждым днем утончающийся серпик станет красоваться по утрам все ближе и ближе к горизонту. В последний раз его можно будет заметить 19-20 ноября, после чего он скроется в лучах утренней зари. Новолуние ожидается 20 числа (в Весах), и начнется новый лунный месяц.

Однако увидеть наш спутник можно будет не раньше 24 ноября, да и то с большим трудом: он окажется в созвездии Стрельца, то есть далеко в южных склонениях неба, значит, покажется лишь на несколько минут невысоко на юго-западе и снова опустится за горизонт. В последующие вечера, когда Луна появится сначала в Козероге, а затем в Водолее, условия ее видимости значительно улучшатся, потому что она поднимется уже довольно высоко в небе. Первая четверть (Ф=0,5) произойдет утром 28 ноября в Водолее, а полнолуние - 5 декабря - в Тельце, но перед этим, вечером 4 декабря, Луна вновь покроет Плеяды. 8 декабря ее можно будет видеть недалеко от яркой звезды Поллукс из созвездия Близнецов, 11-го - вблизи Регула (a Льва), а 15-го - недалеко от Спики (a Девы). 12 декабря наступит последняя четверть, а 20-го - новолуние в созвездии Змееносца. В Новогоднюю ночь Луну (Ф = 0,91) можно будет наблюдать почти всю ночь, она в созвездии Тельца, неподалеку от Плеяд.