КРУГ ЧИСТОЙ ВОДЫ. ЗАМЕТКИ С VI ВСЕРОССИЙСКОЙ ВЫСТАВКИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ
Борис РУДЕНКО.
Павильон, в котором разместилась выставка, располагался довольно далеко от Главного входа, поток добравшихся до него посетителей ВВЦ изрядно редел, однако те, кто туда заходил, задерживались надолго. Здесь в самом деле было много чего интересного - от привычных уже точнейших макетов авиалайнеров и космических кораблей прошлого, настоящего и будущего до всевозможных технических разработок в самых разных отраслях промышленности, пригодных к немедленному внедрению; оригинальных бытовых приборов, новых технологий, авторских компьютерных программ, результатов теоретических исследований в области точных, естественных, экономических и гуманитарных наук. Десятки стендов. Около тысячи экспонатов.
На выставке представлены работы разного уровня и разной степени сложности. У студентов высших учебных заведений со всех концов страны - научны, фундаментальны, актуальны: "Автоматизированная система проектирования промзданий из металлоконструкций комплектной поставки" (Петрозаводский государственный университет), "Программная динамическая электрическая стимуляция кишечника" (Воронежская государственная медицинская академия), "Свой" и "чужой" в этнопсихологическом восприятии кавказцев и россиян" (Дагестанский государственный университет), "Беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки" (Московский авиационный институт).
У школьников, учащихся колледжей проекты часто романтичны и устремлены в будущее: "Ракетный катер" (Ставропольский центр детско-юношеского технического творчества), "Транспортная космическая система для хозяйственного освоения Луны" (Королёвский колледж космического машиностроения и технологии). На стенде Детского центра технического творчества Москвы можно было даже познакомиться с "действующей моделью Ноева ковчега".
Каждый из этого множества экспонатов достоин отдельного рассказа, однако сделать это по понятным причинам в журнале невозможно. Потому ограничимся лишь некоторыми и, может быть, даже не самыми эффектными внешне, но созданными самыми юными участниками выставки.
Сосновый Бор - совсем небольшой город в Ленинградской области, построенный рядом с АЭС. Но в городе есть Центр развития творчества учащихся, а при нем Клуб юных изобретателей. Создал его в 1993 году и руководит бессменно патентовед Николай Петрович Колчев. В клубе активно занимается человек пятнадцать. Это очень много! Повторюсь, город-то небольшой, а творцов много по определению не бывает. Все творцы - школьники, совсем еще мальчишки. Но уже - настоящие изобретатели.
Кирилл Дивщепольский - семиклассник. У него есть уже несколько запатентованных изобретений, но одно показалось мне просто великолепным. Зимой прошлого года в Сосновом Бору, как и во множестве населенных пунктов России, многие дома остались без тепла. Беда стала трагедией для тех горожан, в домах которых к тому же батареи замерзли и лопнули. Таких домов оказалось более трех десятков. Тогда Кирилл придумал, как сделать, чтобы батареи не замерзали. Изобретение чрезвычайно простое и тем красивое. На входе напорной трубы в дом ставится клапан из металла с памятью формы. Такие же клапаны ставятся на дренажную трубу, выходящую в атмосферу, и на сливную. В нормальном режиме первый клапан открыт, второй и третий закрыты. Как только температура поступающей воды падает до опасного предела, клапан перекрывает ее ток. Одновременно открываются слив и дренаж, и остывшая, но не успевшая замерзнуть вода благополучно сливается из системы. В доме, понятно, все равно будет холодно, зато трубы не лопнут! Чем не спасение для коммунальных служб и городских властей? Не отыщется металл с памятью? Сойдет на худой конец и клапан с термодатчиком - все дешевле, чем менять батареи во всем доме.
Еще Кирилл придумал энергогенерирующую установку на низкопотенциальном источнике тепла. Вода из охладителей Сосновоборской АЭС с температурой от 30 до 50 градусов круглый год сбрасывается в Финский залив, существенно меняя микроклимат местности. В зоне АЭС за прошедшие десятилетия эксплуатации даже появились растения и рыбы, обычно обитающие в намного более теплых водах Мирового океана. Суммарная энергия сброса примерно равна производимой в виде электричества. Нельзя ли это бросовое тепло употребить на пользу?
В линейном электрогенераторе используется материал с памятью формы. Из него сделан шток поршня. Нагреваясь, он заставляет поршень двигаться, охлаждаясь, возвращает его в прежнее положение. Движение преобразуется в электричество. Прожектерство? Фантазия? Нет, это результат работы творческой мысли. Кирилл получил на свое устройство патент как на полезную модель.
Евгений Логунов на два года старше. Он придумал безопасный утюг. Если хозяйка забудет его на белье, утюг тут же перевернется, аккуратно встанет на торец. Тоже все очень просто и абсолютно выполнимо в металле.
У Димы Сошнова три патента на конструкции одноразовых шприцов, которые действительно одноразовые - их просто невозможно повторно использовать. На стенде - его же макет устройства для сбивания сосулек. Оно устанавливается на скат крыши и катится по нему на колесиках. Горячая металлическая проволока разрезает сосульку, подвижный соленоид сбивает ее ударами.
- Большинство устройств, ну, которые сделаны, - немного волнуясь, объясняет Дима, - они опасны для жизни из-за высокого напряжения. Другие слишком тяжелые. А свое устройство - я старался сделать его безопасным, и оно совсем легкое…
Дирижабль на солнечных батареях, шляпа от жары - из двух слоев, наружного и внутреннего, правда, на шляпе тоже должны быть солнечные батареи. Можно улыбаться, но физика понятна. Холодные слои батареи - около головы, они ее и охлаждают. А горячие - отдают тепло в воздух.
Ролики, которые сами катят, потому что в подошвы встроены пьезоэлементы. Вы вырабатываете электроэнергию, она помогает катить ролики. Это не вечный двигатель - мальчики прекрасно знают фундаментальные законы физики. Они просто пытаются использовать свои знания с максимальной эффективностью для людей.
Учащиеся профессионального лицея № 30 из г. Перми привезли на выставку макет не самолета, не космического корабля, а универсальной транспортной коляски. Эта коляска для тяжелых больных. Она может съезжать по крутым ступенькам, ее можно превратить в передвижное инвалидное кресло, в кресло стационарное, больничную койку и носилки. Не так важно, что смотрится макет довольно неуклюжим - ребята делали его из того, что смогли отыскать на городских свалках. Дело в принципиальном техническом решении. А главное в том, что ребята занялись именно этой проблемой.
Константин Назаров, 11-й класс, лицей № 1 г. Тулы. О своей работе рассказывает солидно, с достоинством. Неудивительно: проблема серьезная, решение - элегантное.
При штамповке часто возникают локальные разрушения геометрии рельефа. Попросту говоря, если металл не соответствует прилагаемому усилию, он лопается. Константин предложил наносить на испытываемый образец миллиметровую делительную сетку, после чего образец отправляют на испытание по методу Эриксона, то есть давят. Сетка после испытания показывает интенсивность деформаций. И даже при небольшом увеличении видно, где в результате деформаций образуются трещины. Остается обработать результат и дать рекомендации, какие штампы применять, какие должны быть нагрузки на данный металл, чтобы изделие не разрушилось при штамповке и отслужило по максимуму. Где это важно? Да хотя бы в автопроме, где кузова машин и многие детали штампуются. При изготовлении теплообменников сложной формы. Да и вообще в любом массовом штамповочном производстве.
Дизайнер из г. Новошахтинска девятиклассница Элина Чернышева (студия "Мода и дизайн", руководитель Инна Соханина) привезла дизайн-проект оформления здания школы. Здорово сделано - красиво, современно. Это не только мое личное мнение, потому что проект понравился заказчикам и уже реализуется.
Одиннадцатиклассники из г. Надыма Антон Ковалев и Вячеслав Венев на выставку сами не приехали - далеко и дорого, на поездку денег не нашли. Их экспонат привез руководитель Центрального дома творчества г. Надыма Валерий Долинский. Это действующий робот-сапер с дистанционным управлением, оборудованный миноискателем, телекамерами беспроводной связи. Робот обнаруживает место закладки бомбы, передает картинку оператору и в случае необходимости ликвидирует бомбу путем подрыва специального заряда. Разумеется, подобные роботы давно уже есть на вооружении спецслужб, но этот в сравнении с прочими чрезвычайно дешев в изготовлении, надежен и прост в эксплуатации. Именно такую техническую задачу ставили себе старшеклассники и блестяще ее решили.
Странное чувство возникло в душе после посещения этой выставки: этакая смесь надежды и грусти. Надежды, которую рождает убежденность: среди этих детей и юношей, среди многих их коллег по созиданию наверняка есть те, кто в свое время будет способен изменить судьбу страны, подтолкнуть цивилизацию к следующему шагу в будущее. Грусти, приходящей с осознанием того факта, что сегодняшней власти эти дети, а также их творения, в сущности, не очень-то и нужны. Еще не кончились в стране нефть и газ, недоделены до конца ресурсы и территории…
Но время их придет неизбежно. Таланты будут востребованы, их оценят и воздадут им должное. Я искренне верю в это, потому что другого пути просто не существует.
Читайте в любое время