СМЕРТЬ В КАБИНЕТЕ (ДЕТЕКТИВ С РАЗВЕТВЛЕНИЯМИ)

Т. БОНЧ-ОСМОЛОВСКАЯ.

Любая детективная история вплоть до самого конца расследования позволяет делать множество разных предположений о дальнейшем развитии действия. А в этом рассказе можно самостоятельно выбирать сюжетные ходы, создав два десятка самостоятельных произведений. Для этого следует воспользоваться схемой на следующей странице, где сюжетные ходы показаны стрелочками. Например, начальный эпизод рассказа (1) может иметь три исхода (2, 3 и 4), а следующий за ним эпизод 5 - целых шесть вариантов развития событий. Главки рассказа можно скопировать на отдельные карточки с номерами и перекладывать их, создавая связное повествование, например: 1, 3, 5, 8, 13, 14, 12.

Схема сюжетных ходов детектива.

1. Вы приглашены в гости к Сергею, известному арт-дилеру. Всего приглашены пять человек, все - его близкие друзья или родственники: партнер Николай, врач Сергея Владимир, бывшая жена Жанна (теперь она замужем за Владимиром), сын Иван, исполняющий обязанности секретаря у отца, дочь Жанны и Владимира Ксения, молодая художница. Вы - один из гостей Сергея.

Вы подходите к дому:

Вовремя - переход на 2.

Заранее - переход на 3.

С опозданием - переход на 4.

3. Конечно, заранее, ведь вы Иван, сын Сергея и помогаете ему организовать прием. Вы открываете дверь своим ключом и вносите пакеты с закусками и шампанским, сгружаете продукты на кухню, где хозяйничает Жанна, ваша мать, бывшая жена Сергея. Она тоже пришла помочь Сергею устроить вечеринку. Вы чмокаете ее в щеку и идете в кабинет. Там Сергей позирует для Ксении, молодой художницы, вашей единоутробной сестры. Когда вы входите, пес Сергея, огромный лохматый сенбернар, виляя хвостом, бросается вам на грудь. Сергей поднимается навстречу. Вы киваете Ксении:


- Хороший колорит, краски очень необычные.

Она заливается румянцем:

- Ты заметил? Для папиного портрета я заказала в Мадриде краски, аутентичные временам короля Карла IV.

- Это не те, от которых пострадал Гойя? - замечаешь ты. - Он оглох, кажется?

- Нужно соблюдать осторожность, вот и все, - обижается Ксения, - ты ж не маленький, чтобы тянуть кисточки в рот.

- Это мне нужно было соблюдать осторожность, - вмешивается в разговор Сергей, - сумасбродка заказала безумные краски, безумные, я имею в виду по цене, чтобы сотворить такую мазню. Да ей место на помойке! Только зря я платил за учебу этой девчонки.

У Ксении на глазах выступают слезы. Сергей продолжает, не обращая на нее внимания:

- И чего только я слушаюсь этих баб? Художницами они хотят быть! Живопись - не женское дело, говорил я тебе. Баба дожна выходить замуж как можно раньше и рожать детей, сколько муж позволит. А эта дурища доросла до тридцати лет, а все барышню из себя строит.

Он повернулся к вам, не обращая внимания на Ксению, которая, захлопнув чемоданчик с красками, в слезах выбегает из комнаты.

- Ты принес шампанское? - спрашивает Сергей. - Какое?

- Французское, Вдова Клико.

- Нет, нет и нет! - кричит Сергей. - Только не вдовушку. Быстро гони за Моэт Брют Империал. Кто в своем уме пьет Вдову Клико?

- Но, папа... - начинаешь ты.

- И не смей называть меня папой! - взрывается Сергей. - Бегом за шампанским, пока зарплаты не лишил.

Вы торопливо уходите и на лестнице встречаете Николая, старинного друга и компаньона Сергея.

- Что с тобой, Ваня? - спрашивает Николай, увидев ваше пошедшее красными пятнами лицо. - Отец обидел?

Вы молча машете рукой и скатываетесь вниз по лестнице. А когда через час возвращаетесь с бутылками нужного шампанского, на подходе к дому слышите громкий хлопок. Вы вбегаете в дом, мчитесь в кабинет.

Сергей лежит за столом, вокруг головы расплывается кровавое пятно. Рядом с ним стоят Николай и врач Сергея, Владимир. В руках у него дымящийся старинный дуэльный пистолет.

Переход на 5.

2. Разумеется, вы приходите вовремя. Вы же Николай, деловой человек, партнер Сергея по арт-бизнесу. Во дворе вы сталкиваетесь с сыном Сергея Иваном. Молодой человек явно расстроен, его лицо покрыто красными пятнами, вы пытаетесь с ним заговорить, но он пробегает мимо вас и убегает за ворота. Вы заходите в дом. Из кабинета слышны громкие голоса. Вы слышите, как Жанна, бывшая жена Сергея, выговаривает ему, что тот третирует Ивана и ее дочь Ксению.

- Девочка прибежала вся в слезах, ты опять говорил гадости про ее работу. А она так старается, даже портрет твой вызвалась написать.

Вы подходите ближе. Портрет стоит здесь же, на мольберте. Он совсем свежий, видно, что Ксения только что закончила работать с ним.

- Неплохо, в стиле испанских мастеров, - говорите вы.

- О, прекрати, - отрезает Сергей. - Обычная дамская мазня. Шарик, фу!

Шарик, лохматая псина породы сенбернар, вертится у вас под ногами, облизывает ваши руки, машет хвостом так, что едва не сшибает вазу с журнального столика и портрет с мольберта.

- Стой, глупое животное, - хватает его Сергей, - ну вот, хвост в краске вымазал. Теперь перепачкаешь всю мебель.

Он берет со стола нож для резки бумаги, хватает собаку за хвост и отрезает испачканный клок. Затем он выбрасывает грязную шерсть в корзину для бумаг, вытирает руки носовым платком и только потом поворачивается к Жанне.

- Где бутерброды? Я надеюсь, икру хоть этот оболтус нормальную купил? Ты представляешь, принес мне Вдову Клико вместо Моэт и Шандона. Он бы еще Советского шампанского притащил!

- Подавись ты своими бутербродами, - разъяряется Жанна, - вон они, на столе. На мальчика налетел ни за что ни про что.

Так вот отчего Иван был такой расстроенный, киваешь ты.

- В самом деле, Сергей, что ты на него налетел, что плохого во Вдове Клико?

- Мальчишку надо воспитывать; избаловался, думает, прикормится у меня, халява ему тут настанет.

- Как же, халява, выдумал тоже, - фыркнула Жанна, - от тебя дождешься; по заслугам бы когда ценил, а то - халява!..

Она выходит из комнаты, громко хлопнув дверью.

Сергей, вытирая руки, приглашает тебя за стол:

- Садись, перекуси бутербродом, пока бабы поесть соорудят. Только не начинай, - он поднимает руку, заметив, что вы хотите что-то сказать, - не начинай за них вступаться. Надоели эти дамские слезы, обиды.

- Ты в самом деле груб с ними, - киваете вы, - ты просто-напросто срываешь на них зло. Но я хотел говорить с тобой не об этом, а о наших делах. Ты знаешь, что они весьма и весьма плохи. Последний Вермер, которого ты купил по знакомству, у своего венгерского дилера, оказался грубой подделкой. Мало того, что мы потеряли на этом состояние, наше имя вымарано в грязи. Ты знаешь, такие вещи в нашем бизнесе бесследно не проходят.

- Допустим, не наше, а мое грязное имя, - хохотнул Сергей. - Я же засветился с этим чертовым венгром, а ты, как всегда, остался в белых перчатках. Так что это мне впору уходить из бизнеса. А может, из всего этого джаза тоже, а? - Он подмигивает тебе, наворачивая очередной бутербродик. - Опять эти бабы сделали бутерброды на один зуб. Ну, они-то вечно на диете, а мы при чем? - он схватил последний бутерброд.

- Давай для начала решим финансовые дела. За прошлый аукцион мы остались должны пятьсот тысяч. Деньги нужны завтра.

- И что ты предлагаешь? - поднимается Сергей. - Надеюсь, не продавать мою коллекцию дуэльных пистолетов?

Ты киваешь:

- Именно ее. Я понимаю, что, срочно реализуя ее, мы теряем по меньшей мере тридцать процентов, но ничего другого у нас на сегодня нет. Ты же не хочешь дом свой продавать?

- Я так понимаю, мне вообще лучше было бы умереть. Тогда все это добро перешло бы к тебе. Не так скоро, но с долгами ты бы расплатился. Ты же знаешь, что мое завещание составлено на тебя, а не на этих оболтусов?

Тебе показалось, или дверь немного скрипнула, и в коридоре послышались легкие шаги?

- Подслушивают, заботливые мои, - обернулся Сергей. - Пусть слышат, что рассчитывать им не на что. Сколько могут из меня выкачать - пусть при мне и стараются.

Вы поморщились. Сергей тем временем приносит тяжелые футляры со старинными дуэльными пистолетами, открывает один футляр и любовно поглаживает оружие.

- Смотри! - оборачивается он к вам. - Каков красавчик! Интересно, сколько человек из него убито?

Он в шутку наводит на вас пистолет, но вдруг бледнеет, пошатывается. Вы бросаетесь к нему, подхватываете. Он стоит на ногах, его шатает, бьет дрожь. Вы усаживаете его за стол и, испуганный не меньше его, бежите в смежную комнату налить воды.

Не успеваете вы вернуться, как из кабинета раздается выстрел. Вы в ужасе спешите туда. Сергей уронил голову на стол, вокруг его головы расплывается кровавое пятно.

Рядом со столом стоит Владимир, его врач и нынешний муж Жанны. В руках у Владимира пистолет, из дула которого вылетает легкий дымок.

Стакан с водой падает из ваших рук на пол, разбивается, и в эту же минуту в комнату врываются Иван, а за ним Ксения с Жанной.

Переход на 5.

4. К сожалению, дела задержали вас. Это и немудрено, ведь вы, Владимир, врач и кроме Сергея, вашего старинного приятеля и бывшего мужа вашей жены Жанны, у вас много и других пациентов. Подходя к дому, вы видите тени на занавесках окна, которое, как вы знаете, находится в кабинете хозяина дома. Тени, скорее всего, двух мужчин, которые не то борются, не то обнимаются друг с другом. Потом они отходят или падают внутрь комнаты и становятся не видны. Вы заходите в дом. На кухне - Жанна, ваша жена и по совместительству бывшая жена Сергея, и ваша дочь Ксения, молодая художница, ученица Сергея. Ксения чем-то расстроена, у нее красные глаза.

- Здравствуйте, девушки, - говорите вы с порога. - Что случилось, почему глаза на мокром месте?

- Ничего, па, просто лук резала, - отвечает Ксения.

Но Жанна шепчет вам на ухо:

- Опять Сергей ругал ее живопись. Девочка очень, очень расстроилась.

Вы проходите в кабинет. Там за столом, спиной к вам, сидит Сергей. Вы окликаете его, подходите поближе и тут замечаете, что в его руке старинный дуэльный пистолет, и эта рука, дрожа, поднимается вверх. Вы бросаетесь к Сергею. Раздается выстрел. Пистолет падает, как и голова Сергея. Вы подхватываете пистолет и глядите, как вокруг головы вашего друга и пациента расплывается кровавое пятно. Из смежной с кабинетом туалетной комнаты выскакивает Николай, партнер Сергея по арт-бизнесу. В его руке стакан воды. Увидев тело Сергея, он роняет стакан, тот разбивается именно в тот миг, когда в комнату вбегают сын Сергея Иван и Ксения с Жанной.

Переход на 5.

5. Вы впятером - Иван, Николай, Жанна, Владимир, Ксения - сидите за столом в гостиной. Тело Сергея осталось там, где оно лежало, в кабинете. Вокруг стола крутится хозяйский сенбернар Шарик, взбудораженный не меньше вас.

Наконец один из вас прерывает долгое молчание:

- Я думаю, у всех у нас были причины желать ему смерти. Но не у всех была возможность осуществить свое желание. Вот Ивана, скажем, не было дома, когда это случилось.

Вы переглядываетесь. Кое-кто пожимает плечами.

- Но что теперь? - кричит Ксения. - Кто-то среди нас убийца, так?

- Я считаю, - дрожащим голосом произносит Жанна, - он сам себя убил.

- Что, совесть замучила? - спрашивает кто-то.

- Вряд ли. Его совестью можно было гвозди забивать, - сомневаетесь вы.

- Но ведь у него были финансовые трудности? - настаивает Жанна.

- Кстати, Николай, - говорит ваш сосед, - я думаю, его смерть была в твоих интересах, у вас ведь были проблемы не только финансовые, но и юридические. А с его смертью ты, единственный наследник, мог бы легко поправить свои дела.

- Его наследник? - ахает Ксения.

- Да, - кивает Жанна, - я в курсе: все остается партнеру, не Ване. И Ваня об этом знал, он же, как секретарь, сам помогал Сергею составить завещание. Так что у него не было причины желать отцу смерти.

- Кроме того, что он унижал тебя по сто раз на дню. Но это, разумеется, не причина, - говорите вы Ивану.

- Он не такой, мой мальчик не будет никому мстить, - вступается Жанна.

- Ну, разумеется. Зачем это ему, коли у него есть мать... - говорит ваш сосед вполголоса, однако достаточно громко, чтобы все услышали.

Ксения разражается слезами. Она рыдает и никак не может остановиться.

"И ее Сергей унижал, - думаете вы, - что ни говори, у нее была серьезная причина его ненавидеть и даже желать ему смерти. Но осмелилась бы она?.. Не знаю".

- Кажется, только Владимир у нас вне подозрений, - заключает другой ваш сосед. - Но как раз у него в руках был пистолет, из которого убили Сергея. Странно, не правда ли?

Вы знаете, что не убивали Сергея. Но кто же сделал это?

Сам Сергей, это самоубийство - переход на 6.

Владимир - переход на 7.

Иван - переход на 8.

Николай - переход на 9.

Жанна - переход на 10.

Ксения - переход на 11.

6. - Итак, мы решили, что это самоубийство, - говорите вы, - все согласны?

Все кивают.

- Тогда мы можем вызвать милицию и рассказать, что он покончил с собой.

Переход на 12.

7. Врач спокойно наливает себе вина.

- Я не убивал Сергея. Хотя все вы и видели меня с пистолетом у его тела. Дело в том, что впоследствии я осмотрел тело и увидел, что пуля не причинила ему вреда. Я даже не уверен, что в пистолетах были пули, а не холостой заряд. Смерть наступила по иной причине. Я полагаю, от яда, и экспертиза подтвердит мое мнение.

Переход на 13.

13. - А кровь? - вскрикивает Ксения.

- Он поранился об острые бумагодержатели на столе. Помните, те, в виде богини Ники? Просто расцарапал лоб.

Все помолчали. Наконец один из вас продолжает:

- Мне кажется, мы должны выслушать всех присутствующих здесь, особенно Николая и Владимира: под подозрением в первую очередь они. Женщины были на кухне, а Иван выходил из дома, так что основное подозрение падает именно на них.

- Если смерть наступила в результате отравления, убийца мог осуществить свой замысел заранее, - возражаете вы. - Но я согласен, что каждому нужно рассказать, что и когда он делал. Я и начну.

Если вы - Иван, вспомните о своих приключениях (номер 2) и расскажите о них. Потом выслушайте рассказы Николая (история 3) и Владимира (история 4).

Теперь идите на 14.

Если вы - Николай, вспомните о своих приключениях (номер 3) и расскажите о них. Потом выслушайте рассказы Ивана (история 2) и Владимира (история 4).

Теперь идите на 14.

Если вы - Владимир, вспомните о своих приключениях (номер 4) и расскажите о них. Потом выслушайте рассказы Николая (история 3) и Ивана (история 2).

Теперь идите на 14.

8. - Я не убийца, - возражает Иван, - меня даже не было дома, когда это случилось, этот выстрел...

Его речь прерывается.

- Как врач, я должен вам сообщить, что смерть наступила не от выстрела. Я осмотрел тело и увидел, что пуля не причинила ему вреда. Я даже не уверен, что в пистолетах были пули, а не холостой заряд. Смерть наступила по иной причине. Я полагаю, от яда, и экспертиза подтвердит мое мнение.

Переход на 13.

9. - Я не убивал, - отрицает Николай, - я ведь был в туалетной комнате, когда раздался выстрел. Сергею стало плохо во время нашего разговора, и я вышел налить ему воды. Так что были причины или не были, но убил его Владимир.

- Как врач, я должен сообщить, что смерть наступила не от выстрела. Я осмотрел тело, и увидел, что пуля не причинила ему вреда. Я даже не уверен, что в пистолетах были пули, а не холостой заряд. Смерть наступила по иной причине. Я полагаю, от яда, и экспертиза подтвердит мое мнение.

Переход на 13.

10. Все смотрят на Жанну.

- Да, - наконец кричит она, - я ненавидела его! Потому что он ненавидел моих детей. Унижал их, и Ивана, и Ксению. Он был подлец, урод, и вы все это знали. Но я не убивала его. Я и пистолета в руках не держала. Я не убивала.

- Как врач, я должен вам сообщить, что смерть наступила не от выстрела. Я осмотрел тело, и увидел, что пуля не причинила ему вреда. Я даже не уверен, что в пистолетах были пули, а не немного пороха. Смерть наступила по иной причине. Я полагаю, от яда, и экспертиза подтвердит мое мнение.

Переход на 13.

11. Все смотрят на Ксению. Она молча плачет, слезы потоком катятся по щекам, плечи вздрагивают. Выглядит она просто жалко. Какая уж из нее убийца, думаете вы, и остальные, вероятно, считают точно так же.

- Как врач, я должен вам сообщить, что смерть наступила не от выстрела. Я осмотрел тело, и увидел, что пуля не причинила ему вреда. Я даже не уверен, что в пистолетах были пули, а не холостой заряд. Смерть наступила по иной причине. Я полагаю, от яда, и экспертиза подтвердит мое мнение.

Переход на 13.

12. Вы звоните в милицию и сообщаете о самоубийстве. Следователь принимает вашу версию. Дело закрывают.

Конец.

14. Все молчат.

Наконец вы произносите:

- Ну что ж, теперь, я полагаю, всем ясно, что произошло. Разумеется, пистолеты ни при чем. В них и пуль-то не было. Сергей погиб от отравления. И причиной тому были его собственная неосторожность и высокомерие. Он не обратил внимания на слова Ксении об аутентичных, чрезвычайно ядовитых красках, которые она использовала в работе над его портретом. Я полагаю, это были серебряные белила или фиолетовый кобальт, не так ли, дорогая?


Ксения только мотнула головой:

- Веронская зелень.

- Еще хуже, - продолжаете вы. - Мышьяковистая медь. Итак, Сергей испачкал в ней руки, когда вытирал шерсть Шарику, а потом съел ее достаточное количество вместе с бутербродами. Через полчаса яд начал действовать, ему стало плохо, организм был ослаблен и сопротивления почти не оказал. Смерть наступила хотя и болезненная, но довольно быстрая.

- Опять ему повезло, - буркнула Жанна.

- Ой, мама, а как же Шарик? - вскинулась Ксения.

- Бегом мыть его, не дай бог, твоя краска осталась!

Женщины с Шариком убегают.

Кто-то заглядывает в корзину для бумаг.

- Действительно, зеленая шерсть.

- Осторожно, - говорите вы, - только не прикасайтесь. Краска все еще может быть ядовита.

- Значит, это был несчастный случай, - протягивает ваш сосед. - Но милиция может обвинить бедную девочку.

- Не думаю, - возражаете вы, - мы подтвердим, что она приняла все меры безопасности и предупреждала всех и Сергея в том числе.

- Тогда это будет смахивать на самоубийство, - говорит другой ваш сосед.

- Может, это и к лучшему. Звоним в милицию?

Все соглашаются.

Переход на 12.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки