РЕМОНТ КАК ТОЧНАЯ НАУКА. 9. ПО КРАСКАМ И КИСТИ

Кандидат химических наук А. КОЛОТИЛКИН.

В предыдущей статье (см. "Наука и жизнь" № 9, 2006 г.) по ремонту мы говорили о красках и эмалях. Теперь речь пойдет об инструментах для их нанесения. Для того чтобы малярные работы из достаточно тяжелого труда превратились в удовольствие, нужно точно знать, где, чем и как красить. ("Ремонт как точная наука" см. также "Наука и жизнь" №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 2005 г.)

Наука и жизнь // Иллюстрации
Кисти, валики, притирки - этих нехитрых инструментов и приспособлений достаточно, чтобы приступить к малярным работам.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Шубки малярных валиков могут обеспечивать не только оригинальный рисунок окрашиваемой поверхности, но и рельеф.
Кисть-макловица.
Флейцевые кисти.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Краскопульты с нижним и верхним расположением бачка.

ОТ РУЧНИКОВ ДО МАКЛОВИЦ

Кисть - древнейший инструмент. Вряд ли когда-нибудь удастся определить, когда она появилась и кто ее изобрел.

И если в промышленном строительстве валики и различные средства механизации несколько потеснили кисти, то для домашнего мастера они по-прежнему остаются самым привычным и удобным инструментом при работе с медленно высыхающими лакокрасочными материалами. Тем более что за прошедшие века конструкция малярной кисти доведена до совершенства, не говоря уже о том, что было создано несколько их типов, различающихся по устройству, размерам, используемым при изготовлении материалам и области применения.

Чаще всего встречаются и используются кисти-ручники, предназначенные для грунтовки и окрашивания оконных переплетов, плинтусов, наличников, дверей и других небольших поверхностей. В основном круглые или овальные. Отечественными производителями они выпускаются трех видов - КР (кисть ручная), КРС (со скругленной поверхностью щетины), КРО (овальная с плоской поверхностью). Кроме того, все они различаются по диаметру пучка (от 20 до 60 мм с шагом 5 мм), при этом его длина варьируется от 37 до 89 миллиметров. Общая длина кисти с ручкой - от 20 до 28 сантиметров.

Для изготовления пучка кистей-ручников применяют тянутую щетину. Щетину вымачивают, растягивают и сушат, после чего она уже не деформируется от влаги. Сам пучок может закрепляться с помощью клея непосредственно в ручке или в металлической обойме.

Лучшие кисти получаются из свиной хребтовой щетины, изначально имеющей конусообразную форму и раздвоенный кончик волоса. Они вбирают в себя большое количество окрасочного состава и удерживают его внутри так, что краска не стекает. Кисти более низкого качества изготавливают из смеси щетины и конского волоса, ну а самые обыкновенные - из одного конского волоса. Они гораздо дешевле, но менее практичны и долговечны.

Есть в продаже и кисти, в которых щетина и конский волос заменены искусственными волокнами, в основном капроновыми. По качеству они существенно уступают кистям из натуральных материалов.

Для грунтовки, окраски и покрытия лаком небольших поверхностей используют также плоские кисти. Их ассортимент очень велик, только отечественным стандартом предусмотрено девять типоразмеров от КП35 до КП100, где цифра означает ширину пучка в миллиметрах. Для их изготовления используется та же щетина, что и для круглых кистей-ручников.

Ну а для сглаживания следов от других кистей на свежеокрашенных поверхностях применяют флейцевые кисти, плоские и узкие. Их используют и тогда, когда нужно получить глянцевое покрытие. При изготовлении флейцев используют щетину высокого качества или барсучий волос. Стоит обратить внимание, что у нас выпускается девять типоразмеров таких кистей от КФ25 до КФ100 - тут цифра обозначает не ширину, а длину пучка в миллиметрах. Ширина же пучка колеблется от 9 до 18 мм.

Для нанесения узких полосок краски (филенок), отделочных операций и окрашивания поверхностей, недоступных для кистей-ручников, используют филеночные кисти. В России они выпускаются четырех типоразмеров с круглыми пучками длиной от 25 до 35 мм и диаметром от 6 до 18 мм.

У всех перечисленных кистей ручки прямые, но есть и изогнутые. Это так называемые фигурные кисти, которые используют для окраски радиаторов отопления с тыльной стороны и стен за радиаторами.

Пока мы говорили только о небольших кистях, которыми работают одной рукой, но есть малярный инструмент и гораздо больших размеров.

Маховые кисти используют для грунтовки и окрашивания значительных площадей - стен и потолков. На изготовление этих кистей идет конский или коровий волос, возможно, с добавлением до 30% синтетики. Пучок волос в такой кисти связан или укреплен в металлическом кольце. Минимальный диаметр пучка составляет 60 мм, при этом длина ворса чаще всего бывает 100 мм, но может быть и в 1,5-2 раза длиннее (до 180 мм). Чтобы кистью было удобно работать, волос подвязывают до такой длины, чтобы после сгибания он немедленно выпрямлялся. Маховая кисть насаживается на ручку длиной 1,8-2 метра. Работают такими кистями двумя руками.

Для фасадных и потолочных работ применяют особую разновидность кистей - макловицы. Они похожи на швабры: собранный в пучки ворс рядами вставлен в прямоугольный корпус. Их используют для нанесения на большие поверхности грунтовочных и пропитывающих составов, а также окраски больших поверхностей дисперсионными и известковыми красками на водной основе. Так же как и маховыми кистями, макловицей работают двумя руками.

Последний тип кистей, который нужно упомянуть, это даже уже не кисти, а щетки - щетки-торцовки. Ими наносятся слабые равномерные удары по свежеокрашенным поверхностям, в результате чего поверхность становится матово-шероховатой.

ОДЕЖКА ДЛЯ ВАЛИКОВ

Если кисти все же используют для окраски небольших поверхностей, то для работ с размахом используют малярные валики. Их разновидностей также существует немало, и каждая предназначена для вполне определенного вида работ. Кроме предназначения они различают ся по размеру и по материалу шубки.

Валики бывают пластмассовые, деревянные или алюминиевые. На цилиндр надета мягкая шубка, которая впитывает краску и затем при прокатывании переносит ее на окрашиваемую поверхность. А конструкцию из ручки и изогнутого металлического стержня, на который и надевается валик, называют станком или просто рукояткой. Сам стальной стержень называется бюгель.

Как и на все в нашей стране, на валики существует Государственный стандарт (ГОСТ 10831-87 "Валики малярные. Технические условия"). Согласно этому документу все выпускаемые отечественной промышленностью малярные валики делятся на четыре группы со своей буквенной маркировкой: первая буква всегда В (валик), вторая определяет материал, из которого сделана его шубка, а третья, если она есть, - область применения. Приведя расшифровки маркировок, мы определим, каким именно валиком лучше всего наносить те или иные лакокрасочные материалы. Первая группа - ВМ - валики с меховым покрытием для окраски поверхностей практически любыми лакокрасочными составами, вторая - ВМП - валики с меховым покрытием для окраски полов, третья - ВМУ - валики с меховым покрытием для окраски вогнутых углов и последняя, четвертая группа - ВП - валики с пенополиуретановым (поролоновым) покрытием для работы с водно-клеевыми составами.

Есть в продаже и множество самых разнообразных импортных валиков. В зависимости от длины и диаметра шубки, диаметров посадочного отверстия и стержня станка (бюгеля) и области применения их делят на: мини-валики, миди-валики, универсальные, профессиональные, фасадные, каркасные и специальные. При этом различие между универсальными и профессиональными валиками весьма условно - для профессиональных валиков характерно более высокое качество шубки. Особенностью фасадных валиков являются увеличенный диаметр и наличие внутренней промежуточной набивки. А специальные подразделяются на валики для пола, для волнистых поверхностей, для агрессивных и структурных составов, а также для ламинирования и для обоев. Каркасные валики пока мало известны в России, хотя они очень удобны в работе и на 20-35% дешевле традиционных валиков. Их цилиндр не сплошной. Его каркас сделан из упругой проволоки, которая пружинит при работе, обеспечивая лучший контакт с поверхностью. Это лишь одна из многих классификаций валиков. Ведущие производите ли малярных инструментов имеют собственные классификации.

Но самое важное в малярном валике - это все же материал, из которого сделана его шубка. Из натуральных материалов (их маркируют латинской буквой N) используют мех овцы, ламы, козы, а также велюр, мохер, войлок и каучук. С синтетическими материалами ситуация совсем непростая, ведь примерно одним и тем же материалам разные фирмы дают свои специфические названия. А, кроме того, даже шубки, выполненные из одного материала, могут различать ся между собой по плотности и качеству. При этом они обычно отличаются по цвету и, естественно, по цене. И, конечно, выбирая импортный валик, кроме качества самой шубки обязательно нужно обращать внимание и на совместимость ее материала с тем лакокрасочным материалом, который вы собираетесь использовать.

О том, какая шубка для каких работ и для какой краски годится, можно судить по нанесенным на нее полоскам. Одна полоска - для мелких домашних работ, три - для маляров-профессионалов. Наиболее универсальны валики из полиамидов (РС) и полиакрилов (РА) - их можно использовать для нанесения практически всех наиболее часто используемых красок и лаков. Полиэфирные (РЕ) шубки подходят лишь для водоэмульсионных, алкидных и масляных красок.

В заключение несколько слов о станках для валиков. Есть станки с короткими (примерно 30 см), средними (40-45 см) и длинными (более 50 см) рукоятками. Выпускаются и специальные рукоятки-удлинители длиной от 70 сантиметров до 4 метров.

КОГДА БРЫЗГИ НЕ ПОМЕХА

Для окраски очень больших поверхностей используют пневматические распылители (краскопульты) и агрегаты безвоздушного нанесения красок.

Краскопульты можно разделить на две основные группы по расположению емкости с краской. В моделях с верхним ее расположением подача краски к соплу происходит за счет силы тяжести, а количество краски регулируется возвратно-поступательным движением запирающей иглы или изменением давления воздуха. При нижнем расположении емкости краска подается за счет разрежения, создаваемого струей сжатого воздуха. Есть также модели, в которых часть сжатого воздуха отводится в емкость с краской для создания избыточного давления.

По конструкции краскопульты делятся на агрегаты воздушного распыления высокого давления с пневматическим мембранным двигателем и устройства низкого давления, в которых источником сжатого воздуха являются не насосы, а электрические турбины различной мощности. Краскопульты высокого давления используются в основном в промышленности.

Выбирая систему воздушного распыления, нужно иметь полную информацию о том лакокрасочном материале, который предполагается использовать, а особое внимание следует обратить на плотность, вязкость и сухой остаток, характерные для материала. Исходя из этих показателей подбирают диаметр проходного канала сопла и компрессор. Для красок с высокой вязкостью (например, обычной масляной краски) используют сопла большого диаметра и высокопроизводительные компрессоры.

В последнее время при окраске больших площадей все шире используют системы безвоздушного нанесения, когда краска выбрасывается под давлением непосредственно рабочих поверхностей насоса. Такие системы снижают потери краски и дают большую плотность покрытия. Сейчас используются два основных типа безвоздушных распылителей: с насосами мембранного и плунжерного типов. Плунжерные насосы более просты в обслуживании. Для устройств на их основе характерны более высокая надежность в сравнении с мембранными, что позволяет им работать с красками как обычной, так и повышенной вязкости. Но такое оборудование обычно используется на промышленных предприятиях и в строительстве, а мы говорим все же о домашнем ремонте.

Бюро справок

Малярный валик был изобретен в 1940 году жителем Торонто Норманом Брики. Можно сказать, что его изобретение совершило маленькую революцию в быту, существенно облегчив самостоятельное проведение ремонта владельцам домов и квартир. Норман Брики очень рассчитывал на коммерческий успех своего изобретения, однако особых капиталов не нажил, хотя малярный валик в кратчайшие сроки завоевал огромную популярность во всем мире, сделавшись привычным и обязательным инструментом как для профессионалов, так и для любителей.

Советы специалиста

Натуральная щетина идеально подходит для масляных красок, лаков и эмалей на органических растворителях, но для нанесения водоразбавляемых материалов такие кисти использовать нельзя. Поглощая воду, щетина теряет упругость, и работать становится очень неудобно. Синтетические волокна не впитывают воду и прекрасно подходят для водоэмульсионных красок. В результате в последнее время для создания универсальных кистей используют щетину, состоящую из комбинации натуральных и синтетических волокон. Такие кисти могут быть использованы для нанесения большинства типов современных красок.

Выбирая малярную кисть, обратите внимание на длину ее рабочей части. Если волос слишком длинный, краску не удастся ни растушевать, ни тем более положить ровным слоем. Кисть с коротким волосом вместо растушевки сдерет краску, оставляя следы. Длина волоса должна быть примерно равна диаметру кисти. Тогда упругость волоса и нажим руки уравновешиваются, и достигается равномерность нанесения слоя краски. Чтобы укоротить ворс, его обвязывают до нужной длины бечевкой или шпагатом. При этом внутрь рабочей части кисти нужно вставить деревянную пробку такого же диаметра, как и рукоятка, иначе обвязка будет сползать.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки