ЧУДО ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
Сентябрь 1997 года долго будут помнить в итальянском городке Ассизи. Шестибалльное землетрясение 27 сентября продолжалось всего 12 секунд, но оно сильно повредило базилику святого Франциска, возведенную около 750 лет назад в память святого, напоминавшего наших русских юродивых, - он читал проповеди зверям и птицам, называл Солнце своим братом, а Луну сестрой и завещал не хоронить себя, а просто положить голым на голую землю.
Базилика состоит из двух церквей - Нижней, построенной в романском стиле, и Верхней, в основном готической. Подземный удар разорвал весь свод Верхней церкви многочисленными трещинами, некоторые из них были такой ширины, что позволяли просунуть в них руку. Полностью обрушились четыре секции свода. Под обломками погибли четыре человека, находившиеся в этот момент в церкви. Со сводами обвалилось примерно 213 квадратных метров средневековых фресок, авторство которых точно не известно, но с большой вероятностью считается, что многие из них выполнены Джотто и Чимабуэ. Штукатурка с фресками рассыпалась на осколки, самые крупные из которых были размером с ладонь, а самые мелкие - с ноготь. Нижняя церковь почти не пострадала.
Практически сразу же было начато восстановление этого одного из самых значительных памятников раннего итальянского Возрождения. Участвуют 100 оплачиваемых рабочих и 500 добровольцев, которыми руководит квалифицированная команда архитекторов, инженеров, историков, реставраторов и священнослужителей. В конце прошлого года Верхняя церковь была открыта для служб и экскурсий, хотя пока не все фрески на месте, и работы продлятся еще не менее двух лет. Две зиявшие в потолке дыры сейчас заделаны 35 тысячами выполненных вручную кирпичей. Почти два километра трещин залиты известковым раствором специально разработанного состава. Снаружи стены Верхней церкви охвачены на высоте 7,5 метра от земли стальными поясами, которые должны сберечь здание от возможных землетрясений.
Если восстановить с помощью современной мощной техники стены и своды базилики было сравнительно несложно, то почти вся внутренняя роспись и посейчас кажется многим специалистам утраченной навсегда. Одни предлагают выставить найденные фрагменты в музее, а своды расписать заново. По мысли других, на своды надо проецировать цветные диапозитивы росписей (к счастью, незадолго до катастрофы были сделаны крупноформатные цветные фотоснимки всех фресок).
Но итальянские реставраторы под руководством Паолы Пассальаквы надеются сделать все возможное для восстановления росписей. Добровольцы вручную просеяли тонны обломков, отбирая фрагменты с частями живописи. Каждый фрагмент (а фрески Джотто, например, разбиты почти на сто тысяч осколков) сфотографировали цифровой фотокамерой, изображения перенесли в компьютер, и программа, созданная специалистами Римского университета, сейчас помогает складывать из этих кусочков единую картину. Более крупные фрагменты составляют вручную. В центре зала были выстроены леса из 30 километров стальных труб. Стоя на этих лесах, реставраторы укрепляют остатки фресок на своде и прилаживают склеенные внизу фрагменты штукатурки. С лесов нетрудно отличить реставрированные участки свода, но снизу разница незаметна. В Италии уже говорят о новом чуде Франциска Ассизского.
В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих иностранных изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" (Германия), "National Geographic" и "Smithsonian" (США), "Ca m'interesse" и "Science et Vie" (Франция), а также информация из Интернета.
Читайте в любое время