Старший среди наших братьев меньших

Г. МАРЬИН.

Cобачье население мира насчитывает несколько сотен миллионов, и оно представлено более чем 400 породами.

Как известно, родоначальником собаки был волк. Однако новейшая гипотеза утверждает: не человек приручил волка, а волки сами стали помогать человеку в охоте на диких животных. Случилось это много раньше, чем считалось до сих пор, не 14 000, а более 100 000 лет назад.

Собаки различных пород.
Ирландский волкодав вольфсхунд - волчья собака рядом со своим хозяином, шотландским лордом.

ОПАСНОСТИ ПОГОНИ ЗА ЧИСТОТОЙ ПОРОДЫ

Сегодня собачье население мира насчитывает несколько сотен миллионов, и оно представлено более чем 400 породами. Удивительно их разнообразие, вот только две крайности. Мексиканская чихуахуа вольготно чувствует себя в кармане хозяина, а среди сенбернаров или мастифов встречаются экземпляры, весящие 120-140 килограммов - вдвое больше, чем средний человек. Этого добились собаководы с помощью направленного отбора всего за несколько последних столетий. А вот в промежутке между 500 годом до нашей эры и 500 годом нашей эры человек вывел всего три породы: охотничью, сторожевую и пастушечью.

Трудно представить, сколько труда, терпения и фантазии вложили древние собаководы, превращая волка - дикого, злобного жителя лесов и степей - в друга и помощника человека. Надо отдать должное и природе: волк и его бессчетное собачье потомство оказались чрезвычайно пластичным материалом. В руках людей, задавшихся целью вывести ту или иную новую породу, животные легко принимали задуманные селекционерами характер, форму и окрас.

Хороший пример дает нам история происхождения столь распространенной породы, как доберман-пинчер. До 1870 года такой породы не было вовсе. Луис Доберман, житель немецкого городка Апольда, задался целью получить собаку - чуткого и смелого сторожа. Немецкий селекционер скрестил несколько собачьих пород: короткошерстного пинчера, французскую овчарку и гладкошерстную легавую. Довольно быстро он вывел совершенно новую породу, названную доберманом в честь ее создателя. Собака получила желаемые свойства. Она была красива, ее вид говорил о решительном нраве и независимом гордом характере.

С тех пор прошло немногим более ста лет, и вдруг 25 доберманов были закуплены Калифорнийским университетом (США) и отправлены в одну из лабораторий для опытов, которые могли помочь разгадать странность, проявляющуюся в поведении животных. Что могло случиться с этой "устоявшейся" породой? Чем она привлекла внимание исследователей?

Оказалось, что самые чистопородные доберманы имеют опасную особенность: при малейшем раздражении они тотчас погружаются в глубокий сон. "Мы даем животным немного еды, и они на наших глазах словно теряют силы, и на 30 секунд оказываются парализованными сном", - рассказывает руководитель лаборатории Эммануэль Миньот.

Доберманов одолевают приступы сонливости. Овчарок мучают боли в суставах, пудели подвержены эпилепсии, боксеры - болезням сердца, шотландские терьеры - мышечным судорогам. Свыше 360 наследственных заболеваний известно ныне ветеринарам, занимающимся собаками. Во всем этом повинны собаководы, добивающиеся "чистоты" породы.

Работы калифорнийских ученых внесли существенный вклад в расшифровку "собачьего генома", то есть набора генов, несущих наследственные признаки. Полная карта генома не только откроет возможность лечить заболевания, переходящие от одного поколения к другому, но также поможет выяснить генетические основы проблемы отношений человека и собаки во времени. Уже сегодня летопись партнерства человека и волка предстает в новом свете.

ИСТОРИЯ ПИШЕТСЯ ЗАНОВО

Как и когда началась совместная жизнь человека и собаки? Как возникла у животного такая преданность человеку? До последнего времени считалось, что произошло это примерно 14 000 лет назад. В те времена человек ходил еще в звериных шкурах, но был готов к оседлому образу жизни и недалек от того, чтобы освоить земледелие, и четвероногий партнер пришелся очень кстати. Привлеченный светом костра, волк, находясь в некотором отдалении от собравшихся вокруг огня людей, своим рычанием оповещал о появлении поблизости кого-то чужого. Но главное - он уже стал незаменимым помощником в охоте - занятии, дававшем людям пищу в любое время года. Археологические раскопки подтверждали эти предположения. Первые кости, несомненно, собачьего происхождения, найдены в слоях грунта, относящихся к этим временам - примерно 140 веков до н. э.

Однако последние генетические открытия, а также работы археологов и зоологов позволяют думать, что сложившиеся представления о времени одомашнивания волка, превращения его в собаку неверны. Животное стало спутником людей гораздо раньше. Эти соображения подкрепили работы и калифорнийских исследователей. Они сравнили наследственный материал волка, шакала, койота и собаки. Сопоставление еще раз доказало, что все эти животные произошли от волка. Но не это главное. Анализ генетического материала свидетельствовал: уже более 100 000 лет назад появились "собачьи" гены, а это значит - волк и человек в те времена уже были партнерами. Согласно сценарию, предложенному калифорнийскими биологами, в тот период наши предки начали свое движение из Африки на Ближний Восток. Это было время существенных перемен в самом человеке. "У него крупнее стал мозг, - поясняет антрополог Роберт Вейн, - он должен был приспосабливаться к новой окружающей его обстановке. Вероятно, тогда началось и превращение волка в собаку".

Ученый предполагает, что внешний вид одомашненного волка никак не изменился. Он выполнял для человека ту же работу, что и раньше в волчьем состоянии: охотился. Этим, в частности, объясняется, почему на стоянках человека, которым более 14 000 лет, не попадаются кости, принадлежавшие животному, промежуточному между волком и собакой. Только с началом оседлой жизни людей, когда человек стал ставить перед своим четвероногим партнером различные задачи и занялся целенаправленным отбором собачьего потомства, сообразуясь со своими интересами, только тогда начали меняться внешние и внутренние свойства собаки.

Некоторые кинологи идут еще дальше. Они считают, что партнерство человека и собаки не связано с началом оседлости, оно возникло еще раньше, и больше того, они отвергают предположение, будто человек прилагал усилия, чтобы приручить волка. Не человек сделал шаги навстречу волку, а наоборот, волк приблизился к людям. Исследователь Грегори Акланд из Корнельского университета (США) придерживается той точки зрения, что волк, которому суждено было стать собакой, приблизился к людям в ту раннюю пору, когда наш предок еще не стал в полном смысле человеком. Первые волки начали прибиваться к нашим предкам примерно 100 000 лет назад, когда те группами блуждали в поисках пищи. Они еще не могли осознанно приручать волка. Первые волки-собаки, считает Грегори Акланд, сами искали соседства с человечьими стаями - там они нашли новую экологическую нишу. В первую очередь их сблизила охота. Волк несравненно лучше, чем человек, выслеживал дичь, а если он еще и рычанием помогал охотникам найти кратчайший путь к цели, то всякий, безусловно, мог оценить эту помощь. Четвероногие тоже не оставались внакладе. Охота вместе с человеком всегда была более успешной - у людей имелось оружие. Волку доставались ненужные людям части охотничьего трофея.

С биологической точки зрения превращение волка в собаку- явление выдающееся. Природа не знает подобного успеха, хотя нередко встречается совместная жизнь разных по природе организмов, когда один из партнеров возлагает на другого задачу регуляции своих отношений с внешней средой, с которыми он в одиночку справиться не может. Таков, например, симбиоз гриба и водоросли - лишайник, живущий там, где порознь ни гриб, ни водоросль существовать не могут. Гриб получает от водоросли питательные вещества, но сам поставляет ей воду и минеральные соли. Лишайников на земле более 26 тысяч видов. Тундра вся покрыта лишайниками, - если бы их не было, то не было бы и северных оленей, рацион которых на три четверти состоит из лишайников.

Другой пример - содружество акул (а также дельфинов и морских черепах) с рыбами-лоцманами и прилипалами. Лоцманы двигаются в слое воды, примыкающем к телу "хозяина". За счет скорости этого слоя рыбы-лоцманы экономят свои силы. Как установлено, "хозяину" они нужны как санитары, удаляющие с его кожи паразитов. Лоцманы кормятся остатками акульих трапез. Прилипалы вовсе не затрачивают сил на перемещение, они крепятся к телу "хозяев" с помощью присосок на голове или спине. При "хозяине" они играют ту же роль, что и лоцманы, - роль санитаров.

ПОИСКИ ДРАГОЦЕННОГО ГЕНА

Собака в своей истории проделала головокружительную карьеру. Сейчас на земном шаре насчитывается несколько сотен миллионов собак и только 130 тысяч волков. Друзья человека во многом диктуют ритм его жизни. Собаки определяют, когда начинается утро, - пора идти гулять, и когда хозяину ложиться спать. От собаки зависит, как обставлен дом, кого приглашать в гости, когда брать отпуск...

Последовательный, тщательный отбор в течение многих собачьих поколений смог превратить такого гармонично развитого силача, как волк, в комнатную изнеженную болонку или долговязую и плоскую, как листок, борзую. Между тем внешний вид столь разнообразных псов зависит всего от нескольких генов, определяющих экстерьер животного.

В первые дни своей жизни щенки всех собачьих пород выглядят почти одинаково, но со временем у одного быстрее вырастают ноги, а у другого округляется морда. Единственное, что, кажется, объединяет эти сотни разновидностей, - это непременное желание самцов поднять заднюю лапу, чтобы справить малую нужду и поставить свою метку.

Выведение чистопородных собак заключается, в частности, в том, что кинолог старается избавиться от признаков, "портящих" чистоту породы, не отвечающих установленному стандарту. Изгнание какого-либо признака означает одновременно, что удален и ген, определяющий появление этого нежелательного признака. И, таким образом, получается, что чистокровные псы имеют обедненный наследственный материал по сравнению с геномом "нечистых" собачьих пород. Сравнивая геномы, можно найти гены, ответственные за наследственные болезни. Именно этим путем пошел Э. Миньот, чтобы найти ген, заставляющий доберманов впадать в спячку из-за перевозбуждения.

Его коллеги одновременно с ним занимались поисками генов, вызывающих у других пород из поколения в поколение болезни сердца, судороги или эпилепсию. Для борьбы с некоторыми недугами нащупаны терапевтические способы лечения, которые сейчас опробуются. Исследователи из Пенсильвании (США) добились победы в излечивании наследственного поражения у собак сетчатки глаза. Зачастую такая болезнь вела к полной слепоте. Биолог Джин Беннет попробовала вводить под сетчатку глаза слепнущей собаки субстанцию, содержащую ген, ответственный за производство отсутствующего у животного необходимого фермента. Собака стала видеть, правда, запаса гена хватило только на несколько недель.

Ученые, ободренные первыми успехами, которые принесло изучение генома животных, видят более широкие перспективы. "По меньшей мере половина наследственных болезней собак схожа с дефектами в человеческом организме", - такой вывод сделала генетик Элайн Острандер из ракового центра в Сиэтле (США). "Но, - продолжает она, - найти соответствующие гены у человека много труднее". Эта исследовательница - пионер в изучении генома собаки. Уже в 1997 году она вместе с Грегори Акландом и Густавом Агирре опубликовала первую грубую карту последовательности генов собаки. С тех пор достижения в этой области множились. Сегодня исследователи считают, что от 90 до 95 процентов генома собаки и человека совпадают. Более 20 наследственных заболеваний собак зависит от генных дефектов, и это те болезни, которые встречаются и у человека. Можно сказать, что собачья преданность так глубоко проникла в природу животного, что отражается даже в его генах.

Анализ материала наследственности, надеются ученые, может объяснить и основы поведения собак, например повадку сторожить, охранять что-нибудь или приносить хозяину брошенную палку. Такие свойства псов разных пород выражены то сильнее, то слабее, но свойственны всем собакам. Специалисты считают, что это поведение диктуется генетическим механизмом. Сотрудница Пенсильванского университета (США) Карен Оверол абсолютно уверена, что у овчарок в генетической форме заложен пастуший инстинкт. Но поистине драгоценными являются гены, благодаря которым у собаки появились такие качества, как преданность и темперамент, позволившие ей занять исключительное положение среди братьев наших меньших.

"А когда исследователям удастся определить гены собачьего темперамента или преданности, - говорит Карен Оверол, - эту информацию собаководы у нас с руками оторвут".

По материалам журнала "Der Spiegel" (Германия)