ГЛИНЯНОЕ "СЕРЕБРО"

Доктор исторических наук В. СОЛОВЬЕВ (г. Елец)

Отечественные археологи обычно уделяют мало внимания русской керамике XVII-XVIII веков, отдавая предпочтение более древним образцам, считая их интереснее. Пожалуй, только московская керамика этого периода изучалась специально. Вместе с тем, на мой взгляд, керамика XVII-XVIII веков дает ценнейшие сведения о гончарном деле России, игравшем существенную роль в ее ремесленном производстве.

Керамический светильник конца XVIII века (г. Елец).

Старинный русский город Елец, расположенный на берегах реки Быстрая Сосна, в XVII-XVIII веках превратился из пограничного пункта на южных рубежах Русского государства в значительный ремесленный и торговый центр, чему способствовало его удобное географическое положение: недалеко от города проходила Московско-Воронежская дорога, другая дорога связывала его с городом Орлом. В Ельце развивалось кузнечное и кожевенное дело, в городских мастерских трудились сапожники, портные, свечники. Процветало производство кирпича, муки, серебряных изделий и т. д. В ряду елецких ремесленников не последнее место занимали горшечники - так тогда называли гончаров.

Из письменных источников известно, что в городе работали в то время 32 гончара. Казалось бы, многовато для Ельца, но продукция изготовлялась не только для горожан.

Жители близлежащих сел, приезжающие в город на ярмарки, тоже становились покупателями. Развитию гончарного производства способствовало наличие в окрестностях города месторождений гончарных глин хорошего качества. Остатки керамических изделий рассматриваемого времени можно найти здесь не только в археологических раскопах, но и в котлованах строящихся домов, в траншеях, вырытых для хозяйственных нужд, и даже на огородах, которые горожане с любовью обихаживают. Много черепков и на окраинах города, куда сносится мусор.

Керамическая посуда, относящаяся к XVIII веку, очень высокого качества. У нее изящные формы, тонкий, звонкий "черепок". Гончары, используя многовековой опыт своих предшественников, прекрасно знали свойства глин, тщательно готовили их к формовке. Поскольку местные глины очень пластичные (жирные), в них добавлялся отощитель - речной песок, чтобы уберечь стенки сосудов от растрескивания при сушке и обжиге. А в глиняное тесто, которое шло на кухонные котлы, добавляли огнеупор - толченый известняк.

Среди елецких изделий того времени встречаются черепки глиняной посуды, изготовленной сельскими мастерами. Ее легко узнать. Она грубее и проще. В Елец эта посуда попадала с крестьянскими обозами, приезжающими из окрестных сел. В ней на рынках крестьяне продавали продукты, которые горожане приобретали вместе с тарой.

Высокое качество изделий елецких мастеров объясняется не только прогрессом ремесленного производства того времени в целом, но и тем, что гончарам приходилось вести жестокую конкурентную борьбу как между собой, так и с мануфактурными производителями металлической, хрустальной и фарфоровой посуды. Зажиточные ельчане стремились закупать модную серебряную посуду. В конкурентной борьбе гончары выбрали самый верный путь - резко улучшили качество своей продукции. Для того чтобы она лучше раскупалась, мастера также следовали моде. Например, учитывая интерес покупателей к античности, придавали кувшинам и светильникам греческие и римские "формы".

Серебряная посуда была очень дорогой, ее могли купить только состоятельные люди, для большинства же покупателей она оставалась предметом вожделенных мечтаний. Гончары и здесь нашли для себя "жилу" - стали изготавливать керамику, внешне почти не отличимую от серебряной посуды. Для этого они даже разработали особые приемы. Перед обжигом стенки сосудов с внешней стороны тщательно лощились до блеска, благодаря чему готовые изделия приобретали серый или почти черный цвет, который создавал полную иллюзию старинного серебра. Чтобы добиться большего сходства, гончары приделывали характерные только для металлических сосудов валики на горле (имитирующие соединение двух частей), кольцевые поддоны и т. д. Покупая такую керамику, простые ельчане как бы приобщались к классу состоятельных людей.

Думаю, что специалистов еще не раз поразит находчивость русских гончаров XVII- XVIII веков, когда технология изготовления керамики будет более тщательно изучена в лабораторных условиях. Много интересного сулит и сравнение продукции столичных и провинциальных мастерских.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки