К ВОПРОСУ О ГОВОРЯЩЕЙ ЛАМПЕ
Доктор технических наук О. РУДНЕВ
Ваша юмореска "Как я не попала в сумасшедший дом", опубликованная в № 4, 2000 г., напомнила мне историю сорокалетней давности. В 1960 году я получил под лабораторию довольно просторное, но неотапливаемое помещение (к тому же продуваемое всеми ветрами через щели в окнах). Вопрос отопления был решен предельно просто. На лист шифера длиной 1,5 метра была намотана манганиновая лента шириной 10 мм и толщиной 0,5 мм. Получился обогреватель мощностью около 5 кВт. Каково же было наше удивление, когда, будучи включенным в сеть 220 В, обогреватель заговорил. Речь была неразборчивой, но что это речь, не вызывало сомнений. Потом появилась музыка.
Быстро выяснилось, что нагреватель, работая как катушечная антенна, принимал местную радиостанцию, транслирующую на волне 1379 м. Звук то усиливался, то исчезал совсем. Вероятно, в зависимости от температуры сказывались резонансные (механические) свойства ленты. То, что звучать нагреватель заставляли модулированные колебания, удивления не вызвало, так как индуктивность нагревателя была достаточно низкой.
Хотелось бы, чтобы читатели поделились своими встречами с говорящими предметами: думаю, что при насыщенности эфира радиосигналами, это не единичный случай.
Доктор технических наук О. РУДНЕВ, профессор кафедры телевидения и радиосистем Азербайджанского технического университета (г. Баку).
Читайте в любое время