ЗАГАДКА ВОЗРАСТОМ В 30 000 ЛЕТ

Г. НИКОЛАЕВ

Неандертальцы после долгих контактов с Homo sapiens исчезли. Были ли они ассимилированы или уничтожены? Противостояние двух ветвей разумных существ привело к палеолитической революции - в жизнь людей вошла культура.

Типичный молодой неандерталец.
Находка, сделанная в Португалии в 1999 году, потрясла антропологов всего мира.
Подготовленная к исследованию грудная клетка существа, вероятно, являвшегося гибридом двух ветвей - неандертальца и Homo sapiens.
Слева- классический неандерталец - Homo Neanderthalensis. Справа- современный человек.
Скелет Homo sapiens, найденный в Сунгире (близ Суздаля). 27 тысяч лет назад совершилось это захоронение. Поверх останков положены украшения, главным образом костяные бусы - ученые насчитали 13 000 тысяч бусин.
Фигурка женщины - найдена у австрийской деревни Виллендорф. В истории искусства она упомянута на первых страницах как "Вилендорфская Венера".
Фигурки из мамонтовой кости, найденные в пещере у Гайзенклостерле. Пока это древнейшие из найденных произведений искусства.
Человеко-лев - сделан из кости мамонта. Один из образцов творчества времен палеолитической революции.

МЕСТО ВСТРЕЧИ - БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Один из немецких антропологов так оценил судьбу Homo sapiens, обитавшего во времена среднего палеолита: "Люди, жившие в среднем каменном веке, имели все возможности для создания специфически человеческого образа жизни, но темпы нововведений были необъяснимо медленны. Только с наступлением времен, отстоящих от нас на 40 тысяч лет, человек начал стремительно изменяться". Он стал мастером, изготовляющим оружие и разнообразные инструменты для хозяйственного обихода, и в нем проснулся художник - вспомните многочисленные наскальные рисунки, сохранившиеся в пещерах. Именно к такому выводу пришли ученые, занятые
предысторией человечества, анализируя археологические находки.

В промежутке между оледенениями, надвигавшимися на Европу в период среднего каменного века, эту землю покрывали леса, кустарники, сочные луга. Но случалось, что среднегодовая температура даже на юге континента не превышала 8 градусов по Цельсию, тогда льды наступали с севера, и населявшие Европу неандертальцы перемещались в южные края. Самые северные их стоянки обнаружены на широте Гамбурга, самые южные достигали Ирака. Примерно 80 тысяч лет назад, в одну из холодных фаз, началось движение неандертальцев в сторону, где теперь расположены Ливан, Израиль. В пещерах недалеко от Кебара и Табуна археологи нашли костные останки пришельцев из Европы.

В тех краях европейцы-неандертальцы впервые столкнулись с двуногими существами, принадлежащими линии Homo Sapiens, чьей родиной была Африка.

Некоторые из сегодняшних исследователей доисторического прошлого человечества видят в контактах двух родственных видов как бы дружеское свидание, начало мирного сосуществования. Но раскопки в пещерах говорят, что их поочередно занимали то пришельцы из Европы, то выходцы из Африки - причем слои грунта, занятые останками одной культуры, никогда не смешивались со слоями, занятыми останками другой. Последние археологические исследования свидетельствуют, что 80 тысяч лет назад предшественники современных людей не пошли в Европу, они с Ближнего Востока вернулись в Африку.

Однако потребность в новых охотничьих угодьях толкала Homo sapiens назад. В период между 50-ю и 60-ю тысячами лет, как считают ученые, передовой отряд, насчитывающий примерно 2000 смельчаков, снова двинулся на север. Их путь проследили исследователи наследственного материала из университета в Павии. Они выяснили, что выход из Африки был ориентирован не в Европу, а в сторону Красного моря и дальше - в Индию и даже в Австралию, которой тогда достичь было много легче, чем теперь. В те времена оледенений уровень океана лежал на 50 метров ниже, и нынешние шельфы островов, расположенных в Индийском океане - Борнео, Суматра, Ява и тысячи других, - выступали из воды. Открылся сухопутный путь из Азии в Австралию, прерываемый лишь в двух местах не слишком широкими проливами.

А совсем недавно, в марте 2000 года, ученый из Тюбингена Д. Рихтер установил, что в период между 41 000 и 38 000 годами назад, то есть на 10-20 тысяч лет позже, Homo sapiens все же двинулись в сторону Европы и достигли верховий Дуная - на пять тысяч лет раньше, чем считалось до сих пор. Пещеры в Швабии, в верховьях Дуная принесли богатые археологические трофеи. Там найдены скребки, шила, сверла и две флейты из костей. В 400 километрах (напрямую) от Швабских пещер, занятых пришельцами, находилось стойбище неандертальцев.

К этому времени появилось стремление людей определять свое положение в группах, к которым они принадлежали. Человек хотел отличаться от ему подобных, и каким-нибудь знаком член группы отмечал себя. Вполне возможно, что такое стремление родилось в результате встречи с неандертальцами. По мнению одного из современных ученых Д'Эрико, "контакт двух видов произвел взрыв, который привел к употреблению символов среди тех и других".

Вероятно, никогда науке не станут доступны ответы на многие вопросы. Как встретились два родственных вида? Узнали ли они друг в друге человека? Или рассматривали встречных чужаков как необычную цель для охоты? Несомненно, ни у одной из сторон не было какой-либо возможности объясняться со встречным. Но главное - оба вида занимали одну и ту же экологическую нишу: они нуждались в одних и тех же пещерах, охотились на одних и тех же зверей. По мнению американского специалиста
Я. Таттерзалля, неандертальцы при встрече с Homo sapiens "были вовлечены в прямой конфликт" или в косвенный - в форме экологического противостояния.

Изучение оружия (оно изготовлялось из кремня) показало, что в этот период количество каменных наконечников для копий возросло у обеих сторон. Примерно 40 тысяч лет назад в местах, где теперь разместились Тюрингия и Бавария, были найдены необыкновенно искусно сделанные кремнёвые наконечники для копий. Оружие неандертальцев не уступало тому, что изготовляли пришельцы из Африки. Неандертальцы к этому времени имели свою культуру. Они применяли совершенное по тем временам оружие, охотясь на коз и северных оленей. Мужчины прикрепляли к поясам украшенные мечи из кости. Умелые в ремесле, они изготовляли из мамонтовой кости кольца, которые можно было носить на пальцах. Обряд погребения у них уже приобретал некий ритуальный смысл: умерших они посыпали минеральной красной краской - охрой, явно придавая этому какой-то символический смысл.

Продвижение Homo sapiens на запад Европы было заторможено. Шесть тысяч лет понадобилось нашим предкам, чтобы пробить себе дорогу в сторону Франции. Все это время разделительной границей между ними и неандертальцами были Рейн и Рона.

Многие ученые считают, что в последующем исчезновении неандертальцев повинны Homo sapiens. Однако почему? Пришельцы с юга, казалось бы, были меньше приспособлены к более суровому климату Европы. Мускульная масса неандертальцев превышала таковую у выходцев из Африки на 30-40 процентов. Правда, последние обладали более быстрой реакцией, может быть, они лучше владели оружием, отсюда - обильная охота, надежное обеспечение жизни.

Примерно 33 тысячи лет назад неандертальцы покинули средиземноморские земли (где теперь Италия и Франция), и тут же, как показывает археология, в этих местах появились следы Homo sapiens. Приход более совершенного вида людей доказывает и пещерная живопись в южнофранцузском местечке Шовет.

Биологические причины ухода неандертальцев (например, детская смертность), по-видимому, теряют свою доказательную силу, и выдвигаются другие гипотезы, говорящие, что шла физическая борьба и ее выиграл Homo sapiens.

Однако не все палеоантропологи согласны с таким мрачным толкованием событий во времена, отстоящие от нас примерно на 30 тысячелетий. Они упрекают сторонников гипотезы трагического столкновения двух ветвей человеческого рода в том, что те перенесли в предысторию современную расистскую ненависть к инородцам (например, немецкий археолог, профессор Люту Фидлер утверждает, что его наука никаких фактов о геноциде неандертальцев не подтверждает). По мнению многих ученых, неандертальцы были дружелюбны и без злобы встретили людей с юга. Некоторые исследователи не исключают совместные походы охотников и долгие трапезы у костра. Были и дети, родившиеся от смешанных, как теперь говорят, союзов.

ПРИГОВОР ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЖАЛОВАН

В 1997 году специалисты в области молекулярной генетики директор Института эволюционной антропологии в Лейпциге С. Пеэбло и его коллега М. Крингс, по всей видимости, окончательно изгнали неандертальцев из генетического древа человека, из родословной Homo sapiens. Они выделили и размножили части наследственно го материала, полученного из кости неандертальца, найденной в 1856 году. Ученые сопоставили 397 нуклеотидов неандертальцев с такими же отрезками ДНК, полученными у наших современников. Чтобы исключить случайности, отрезки современной ДНК были взяты у людей, живущих в различных частях планеты. Анализ показал существенные различия между отрезком ДНК из кости неандертальца и соответственными фрагментами ДНК людей ХХ века. Из этого С. Пеэбло и М. Крингс сделали заключение: неандертальцы вымерли, не передав свои гены человеческим поколениям. Вывод германских ученых вскоре облетел всю мировую печать. Его и сейчас при случае повторяют и ученые и журналисты. Неандертальцы отнесены к тупиковой ветви эволюции.

Ученые-генетики полагают, что примерно 600 000 лет назад разошлись пути развития ископаемого, неандертальского человека и тех существ, потомками которых мы являемся. Homo neanderthalensis - таков был вывод - никакой нам не предок, в крайнем случае - двоюродный брат.

Несомненны анатомические различия между представителями обеих ветвей. Существа, жившие по соседству с ледяным щитом Европы, имели характерные черты: малый рост, короткие и массивные конечности, выступающие выпуклые надбровные дуги, скошенный подбородок.

Сотрудник лондонского Музея природоведения К. Штрингер, как и многие другие ученые, считает, что нынешние европейцы произошли не от малорослых, неуклюжих неандертальцев, несших на себе отпечаток ледниково го климата, а от стройных африканцев. Хотя палеоантрополог из Гамбурга Г. Броер и предполагает, что в умственном развитии обе ветви заметно не отличались одна от другой.

Но обратимся еще раз к данным С. Пеэбло и М. Крингса. Они опубликовали результаты своей работы в специальном журнале "Сell". В их статье есть и такая мысль: в наследственный аппарат современного человека могут быть включены другие отрезки ДНК неандертальца кроме той короткой цепи из 397 нуклеотидов, с которой они работали в 1997 году. То есть исследование еще нельзя считать законченным.

Надо иметь в виду, что в 1997 году подверглись изучению не те фрагменты ДНК, которые способны дать исчерпывающий, несомненный ответ, - такого генетического материала в костях неандертальцев не нашлось. Под микроскоп попал очень короткий отрезок, извлеченный из митохондрий. Эта так называемая "мт-ДНК" наследует только материнскую сторону. Возможный отцовский вклад неандертальца остается неясным. Но в том, что обе ветви в те далекие времена скрещивались, убеждены исследователи, которые изучали не только генетические фрагменты, но и ископаемые части скелета. Ими руководят весомые соображения. Известно, что неандертальцы (по меньшей мере, десяток тысяч лет) жили в одно время с Homo sapiens - людьми, ставшими нашими предками, и вступали с ними в контакт. В Испании, Андалузии был найден фрагмент нижней челюсти неандертальца, впоследствии очень точно датированный. Возраст находки - 27 тысяч лет. Но известно, что в тех же местах обитал и человек, и он появился здесь за пять, а может быть, и за 10 тысяч лет до того, как жил обладатель той нижней челюсти. Такое длительное соседство ставит под сомнение утверждение, что неандертальцы были истреблены людьми.

Недавно из Португалии пришло еще одно доказательство того, что ветви развития двух видов сходились очень близко и даже пересекались. В феврале прошлого года в долине Лапедо был найден скелет четырехлетнего ребенка, жившего 25 тысяч лет назад. Реконструкция лицевой части головы дала наглядное представление, как выглядел ребенок, у которого смешались черты человеческие и неандертальские. Бесспорный аргумент в руках сторонников мирного сосуществования двух ветвей!

Американский антрополог М. Вольпов, известный сторонник гипотезы множества очагов зарождения разумных существ на нашей планете, видит в неандертальцах доказательство своей правоты. Очевидную трещину дала и давняя гипотеза, согласно которой неандертальцы были оттеснены вторгнувшимися в Европу Homo sapiens на края континента. Однако последние раскопки в Хорватии, в центре территории, когда-то заселенной неандертальцами, опровергают это. Последние находки здесь датируются 28-м и 29-м тысячелетиями. Прежде такие находки были известны археологам только в южной Испании и в Крыму.

Все чаще в последнее время ученые находят неоспоримые доказательства: обе разновидности предчеловека очень близки друг к другу в умении изготовлять оружие и инструменты, а также в культурном отношении. Но тем загадочнее предстает перед наукой полное исчезновение неандертальцев.

Возможно, у представителей Homo sapiens было единственное, но решающее преимущество. Смертность детей у наших предков на два процента ниже, чем у их соседей - неандертальцев. Это означало, что последние в продолжении 30 поколений должны были вымереть и "сойти со сцены" без всякого насилия со стороны своих дальних родственников.

НОВЫЙ ПАРОЛЬ - КРАСИВО!

В Европе во времена оледенения стояли друг против друга два очень схожих человеческих вида. И неандертальцу - родственнику и сопернику человека - мы, наследники Homo sapiens, должны быть благодарны: это его противостояние нашему далекому предку породило культуру. Благодаря состязанию двух видов чрезвычайно медленный прогресс в среднем каменном веке сменился стремительным развитием. Надо было соревноваться не только в мышечной силе, но и в мыслительных способностях. Необыкновенно расширился духовный мир человека. По мнению Д'Эррко, "только столкновение этих двух видов толкнуло их, независимо друг от друга, к свершениям в области культуры". Состязание вылилось в палеолитическую революцию.

В это время возникли первые попытки изобразить окружающий мир рисунками на стенах пещер и миниатюрными скульптурами из кости. Хорошей иллюстрацией огромных перемен в жизни людей в позднем палеолите служат материалы археологической находки в России, в Сунгире, неподалеку от Суздаля. Там кроме становища открыты две могилы. Одна из них - умершего 27 тысяч лет тому назад вождя племени, принадлежащего к Homo sapiens. Дно могилы засыпано пеплом и порошком красной охры. Покойный одет в кожаный наряд, украшенный почти тремя тысячами бусин, сделанных из кости. Рядом находились кремнёвые клинья, оружие с искусной отделкой, амулеты. Тут же лежало копье из кости мамонта длиной 2,4 метра и на удивление совершенно прямое. Значит, уже тогдашние умельцы знали, что кость поддается распрямлению при нагревании. Современные специалисты считают, что по пышности это захоронение не уступит могилам американских индейцев XV-XVI веков.

В этой же могиле были похоронены двое детей - мальчик и девочка. На мальчике - пояс, на котором висят украшения - 250 зубов лисицы. Около скелета девочки - миниатюрное копье и львиные когти с отверстиями. Дети одеты в меха. У девочки они украшены костяными бусами - 5200 бусинок. По оценке специалистов, в те далекие времена на изготовление этих украшений, положенных в могилу, затрачено почти 30 тысяч человеко-часов! Всего на стойбище собрано около 10 тысяч предметов. Упомянем только один из них: выточенный из камня силуэт сайгака. В нем столько тонкого понимания пластики животного, что наши современники, воспитанные на классических рисунках Леонардо да Винчи и Дюрера, приходят в восторг, рассматривая произведе ние древнего художника.

30 тысяч лет назад человек по движению небесных светил определял время и времена года. Тогда же начался так называемый "культ Венеры": в Европе и сейчас находят относящиеся к той эпохе женские фигурки из глины или кости, удивляющие нас несоразмерной пышностью частей тела, что позволяет называть ее богиней плодородия, а не красоты.

Нельзя не упомянуть еще об одном ритуальном предмете, найденном в могиле у Сунгира. Это крупная полая кость, у которой обломаны суставы, отчего она стала цилиндром. Ее полость плотно забита порошком охры. Но самое удивительное в том, что это... кусок берцовой кости неандертальца. Палеоантропологи, сторонники враждебных отношений двух ветвей, толкуют эту находку как важный аргумент в свою пользу. Но ведь в те времена было много других причин для смерти вполне дружественного человека.

Самым убедительным свидетельством победы культурной революции в конце палеолита стал расцвет могущества людей. Они заселили Сибирь и сделали многое для того, чтобы подготовить переселение в Америку.
По материалам зарубежной и российской печати.