IFA-2006 - РАЙ ДЛЯ МЕЛОМАНОВ
В. МЕРКУЛОВ.
Одна из старейших международных выставок радиоаппаратуры IFA (Internationale Funkausstellung) ведет свою родословную с 1924 года. Сначала она была ежегодной, а после Второй мировой войны стала проводиться в два раза реже. В начале нынешнего года организаторы решили восстановить ежегодный режим ее работы.
Подобные перемены вызваны заметно ускорившимся развитием отрасли, появлением большого количества новых образцов бытовой телевизионной и звуковоспроизводящей техники.
Среди десятков тысяч серийных и опытных конструкций главное внимание публики и специалистов привлекали аппаратура телевидения HDTV (High Definition Television - телевидение высокой четкости) и акустические устройства домашних театров.
НА ОТРАЖЕНИЕ, А НЕ НА ПРОСВЕТ
Интересные разработки в области телевизионной техники по традиции представила компания JVC, ведущий разработчик и производитель проекционных телевизоров на основе концепции LCOS (Liquid Crystal Оn Silicon - жидкие кристаллы на кремнии) (см. "Наука и жизнь" № 4, 2003 г.). Проекционные устройства LCOS обеспечивают яркую и естественную передачу цветов, такую же, как у телевизоров с электронно-лучевой трубкой, но превосходят их по динамическому диапазону. Элементы силиконовых чипов располагают настолько плотно, что на экране практически невозможно разглядеть отдельные точки-пиксели, и изображение получается исключительно мягким.
Разработанную технологию проекционной техники назвали D-ILA (Digital Direct Drive Image Light Amplifier - прямое цифровое управление световым лучом). К уже выпускаемым D-ILA-проекторам для кинотеатров, конференц-залов, учебных аудиторий и домашних кинотеатров (см. "Наука и жизнь" № 11, 2001 г.) вскоре на рынке добавятся проекционные аппараты, дающие разрешение не хуже, чем пленочные кинопроекторы.
В 2004 году началось серийное производство проекционных телевизоров D-ILA. На выставке IFA-2006 были представлены три адаптированные к европейскому стандарту модели с диагоналями экрана 70" (178 см), 61" (155 см) и 56" (142 см) и отношением сторон 16:9 (см. фото внизу).
Во всех телевизорах проекционное изображение формируется сведением лучей: красного, зеленого и синего от трех LCOS-чипов размерами 3x0,7". Телеприемники рассчитаны на прием сигналов обычного телевидения и HDTV в стандартах цвета PAL, SECAM и NTSC. Их экран представляет собой линзу Френеля, имеет разрешение 1280x720 пикселей и яркость 900 кд/м2. Постоянная времени переключения элементов изображения (время отклика) составляет всего 2,5 мс. Можно держать на экране режим "картинка в картинке" или уменьшенные изображения программ, транслирующихся по 12 каналам; имеется также опция стоп-кадра. Телевизоры снабжены собственной стереофонической системой с двумя однобитовыми цифровыми усилителями по 10 Вт и двумя трехполосными звуковыми колонками, расположенными под экраном. Есть варианты компоновки со звуковыми колонками, расположенными по бокам корпуса (для получения более широкой зоны стереоэффекта).
C помощью стандартных разъемов и переходников к телевизору можно подключать самую разнообразную видео- и аудиотехнику. JVC на своем стенде показала опытный образец поддерживающего HDTV 110-дюймового (280 см) проекционного телевизора. К выпуску аналогичной аппаратуры готовы приступить "Sony" и "LG Electronics".
Как обычно, на выставке был представлен широкий ассортимент телевизоров с электронно-лучевыми трубками (ЭЛТ). Теперь ЭЛТ с абсолютно плоским экраном ставят и на малогабаритные аппараты, так называемые кухонные, с диагональю 14"(36 см). Телевизоры с кинескопами привлекают относительно малой ценой (по сравнению с жидкокристаллическими и плазменными телевизорами с теми же размерами экрана) и большим углом обзора. Картинки на экране телевизора с ЭЛТ выглядят ярко и четко практически независимо от ракурса, тогда как на жидкокристаллическом или плазменном экране изображение хорошо видно, только если сидеть прямо перед ним.
ОТКРЫТОСТЬ - БОЛЬШЕ НЕ ПОРОК
В основе многих конструктивных решений, которыми руководствуются создатели акустических систем, лежит строгая физическая теория. Но многие параметры, существенно влияющие на качество звуковоспроизведения, например материалы, из которых изготовляют корпуса колонок и диффузоры динамиков, механизмы подвеса мембран громкоговорителей, количество и расположение головок и др., подбирают эмпирическим путем.
Первую акустическую систему создали в 1925 году изобретатели динамического громкоговорителя американцы Ч. Райс (Chester W. Rice) и Э. Келлог (Edward W. Kellog) (см. "Наука и жизнь" № 4, 2005 г.). Динамик помещался на передней стенке корпуса радиоприемника. В задней стенке было проделано множество отверстий, через которые легко выходили звуковые волны. Задняя стенка тоже представляла собой излучатель.
Фронтальные и тыловые звуковые волны находятся в противофазе (действительно, если перед диффузором создается область сжатия, то за ним образуется область разрежения). Благодаря дифракции фронтальные и тыловые волны низких частот, огибающие корпус приемника, взаимно уничтожают одна другую. Подобное явление назвали акустическим коротким замыканием, и оно приводит к падению амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) на низких частотах.
В предложенных позже акустических системах типа "закрытого ящика" громкость "басов" стала выше, и у них уменьшились нелинейные искажения. Кроме того, подобные системы обладают более линейной АЧХ во всем диапазоне воспроизводимых частот. На протяжении более 50 лет "закрытые ящики" были основной конструкцией высококачественных акустических систем.
Но от открытых систем никогда не отказывались, в частности в телевизорах, портативных приемниках и т. п. Как показала выставка, они даже переживают ренессанс. Датские акустики, например, демонстрировали симметрично "открытые" (в физическом и буквальном смыслах), или дипольные, акустические излучатели R909, которые начали серийно выпускать после десяти лет лабораторных испытаний и доработок.
По мнению создателей, "открытым" звуковым колонкам свойственна большая естественность звучания, а потеря громкости на низких частотах компенсируется применением двух низкочастотных головок с большим диаметром диффузора (380 мм). Помещенный над ними среднечастотный громкоговоритель (диаметром 150 мм) также работает в режиме "открытого" тыла, а высокочастотная головка (диаметром 25 мм) заключена в малый "закрытый" объем. Колонки воспроизводят полосу частот 25-30 000 Гц с разделением полос на частотах 250 Гц и 2000 Гц, имеют импеданс 4 Ом, чувствительность 89 дБ, габариты - 128x49x14 см, а масса одной колонки составляет 63,1 кг. Привлекает простота конструкции, благодаря чему повторить ее в любительских условиях не кажется очень сложным.
В США уже несколько лет серийно применяют электростатические излучатели (ЭСИ) для воспроизведения средне- и высокочастотного диапазонов частот. Их монтируют на прочных алюминиевых рамах. Для низких частот служит активная (со встроенным усилителем) звуковая колонка. В модели VANTAGE встроенный усилитель с полосой частот до 400 Гц и мощностью 200 Вт нагружен динамической головкой с алюминиевым диффузором диаметром 203 мм, помещенной в корпус с фазоинвертором. У него предусмотрена дополнительная регулировка громкости в пределах ±10 дБ. Частотный диапазон системы 34-23 000 Гц при нелинейности АЧХ ±3 дБ, импеданс 4 Ом, чувствительность 92 дБ, габариты 145x27x41 см, масса 24 кг. В модели VISTA аналогичной конструкции отсутствует усилитель низких частот, поэтому она стоит дешевле.
Американская компания "Klipsсh", отмечающая в этом году 60-летие, специализируется на разработках и производстве рупорных акустических систем и много лет выпускает трехполосные звуковые колонки модели "Heresy". Рупорные излучатели воспроизводят колебания средне- и высокочастотного диапазонов, а для низкочастотной области предусмотрена мощная электродинамическая головка диаметром 305 мм с бумажным диффузором. На задней стенке колонки имеются две пары клемм, позволяющих подключать рупорные и динамический излучатели к отдельным усилителям. Система имеет частотный диапазон 63-20 000 Гц, импеданс 8 Ом, чувствительность 97 дБ, мощность 100 Вт. Габариты колонки 54x39x34 см, масса 16,8 кг.
Американская компания JBL, также в октябре отметившая 60-летний юбилей, представила на выставке оригинальную по оформлению недорогую активную акустическую систему "Creature-2". Она предназначена для звукового сопровождения компьютерных игр. Разработчики полагают, что "космическая" грибовидная форма излучателей предотвращает появление внутренних стоячих волн. Усилитель, органы управления и коммутации смонтированы в пластиковом корпусе сабвуфера. Диффузор динамической головки диаметром 100 мм и отверстие фазоинвертора в сабвуфере направлены вниз, в сателлитах находится по одному громкоговорителю. Регулировать громкость их звучания можно отдельным регулятором, вмонтированным в корпус одной из головок. Система имеет частотный диапазон 50-20 000 Гц с разделением полос на частоте 180 Гц, мощность сабвуфера 24 Вт и сателлитов - по 8 Вт. Габариты сабвуфера составляют 229x229x229 мм, а сателлитов 76x76x76 мм. Предусмотрены декоративная подсветка сателлитов и магнитные экраны у всех компонентов.
На выставке можно было увидеть предназначенные для тех же целей акустические системы "Spyro" и "Spot", немного отличающиеся внешним видом.
Читайте в любое время