ИЗ "ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ" К. ПЛАТОНОВА
К. ПЛАТОНОВ.
Во время войны во фронтовом госпитале мне пришлось наблюдать врача, которому после нескольких бессонных суток удалось наконец поспать. Вскоре привезли раненых, и нужно было оказать им срочную помощь. Но врача никак не могли разбудить. Его трясли, обрызгивали лицо водой. Он мычал, крутил головой и опять засыпал.
Тогда я сказал негромко, но очень отчетливо:
- Доктор! Привезли раненых! Нужна ваша помощь! - И он сразу проснулся.
Объясняется это так. Те, кто раньше будил врача, воздействовали на глубоко заторможенные участки его мозга. Я же обратился к его "сторожевому пункту", как называл Иван Петрович Павлов незаторможенный или мало заторможенный участок коры головного мозга, бодрствующий даже во время крепкого сна. Человек через "сторожевой пункт" связан с внешним миром.
Раздражение, доходящее до таких "сторожевых пунктов" мозга, может растормаживать и другие участки коры головного мозга, ранее глубоко заторможенные. Так, мать, заснувшая над колыбелью больного ребенка, не просыпается, если ее кто-либо громко позовет, но сейчас же встрепенется, когда дитя тихо застонет. Мельник мог крепко спать во время грозы, но сразу просыпался, если жернова останавливались.
Клетки "сторожевого пункта" заторможены не полностью и находятся в так называемой парадоксальной фазе, при которой они более чувствительны к слабым раздражителям, чем к сильным. Именно поэтому слова, разбудившие врача, я произнес негромко, зато очень четко.
У животных тоже есть "сторожевые пункты". Благодаря им летучие мыши спят, повиснув вниз головой, и не падают, лошади спят, как известно, стоя, а у спящего осьминога всегда одна какая-нибудь "дежурная нога" бодрствует. Дельфин же спит по очереди правым и левым полушарием.
Когда врач усыпляет больного, между ними устанавливается постоянная связь, так называемый раппорт. Он определяется образованием в мозгу больного "сторожевого пункта", как бы нацеленного на врача.
"О ТИПАХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ТЕМПЕРАМЕНТАХ ТОЖ"
В 1927 г. Павлов сделал доклад с заголовком в старорусском стиле: "Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож". В нем и в своих последующих работах он и его сотрудники раскрыли связь темперамента с типом нервной системы, определяемым по соотношению силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. "Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы (а они так точно характеризованы) на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума", - говорил он.
Однако у одного и того же человека в различных условиях могут проявляться черты, свойственные различным темпераментам. Наблюдая, как неторопливо ребенок учит уроки и помогает матери, можно подумать, что он флегматик. Но, увидев его на стадионе, когда команда, за которую он болеет, забивает гол, мы решим, что он холерик. В классе он будет казаться сангвиником, но у доски его иногда можно принять за меланхолика. Если во всех этих же условиях наблюдать за учениками с различными темпераментами, то поведение их будет еще более неодинаковым.
Темперамент очень сказывается на общем облике личности, но он отнюдь не определяет социальной значимости человека. Крылов и Кутузов были флегматиками; Петр I и Суворов, Пушкин и Павлов - холериками; Лермонтов, Герцен, Наполеон - сангвиниками; Гоголь и Чайковский - меланхоликами.
Умным и глупым, честным или нечестным, добрым и злым, талантливым или бесталанным может быть человек с любым темпераментом.
ОТ АВАНТЮРИЗМА ДО ЯЧЕСТВА
"А сколько свойств личности известно в психологии?" Этот простой вопрос поставил меня в тупик и потом долго не давал покоя. В самом деле, почему бы и не подсчитать? Ведь не психологи, а народ обозначил эти свойства, объединив их в черты личности меткими словами.
В конце концов, чувствуя себя бессильным выполнить самому эту работу, я попросил жену, у которой было и устойчивое внимание, и "чувство языка" (способности, которых у меня не хватает), взять это дело на себя.
Она выписала из "Словаря русского языка" С. И. Ожегова, издания 1952 г., в котором содержится 51 533 слова, все слова, обозначающие черты личности. Таким образом, составился "Алфавит черт личности" из 1301 слова. Первым оказался "авантюризм", а последним - "ячество".
Интересно, что из 1301 слова 61% - это отрицательные свойства, 32% - хорошие, положительные и 7% - нейтральные.
Так народ отразил в языке один из основных законов воспитания: хвалить можно обобщенно, а укорять нужно более дифференцированно и подробно.
Позже грузинские психологи подсчитали аналогичные слова в своем языке, и их оказалось около 4000! Болгары же в своем языке выявили 2000 таких слов.
ДЕТЕКТОР ЛЖИ
По сообщениям газет, в начале восьмидесятых годов (прошлого века. - Прим. ред.) британское правительство закупило в США большую партию полиграфов.
Полиграф, или детектор лжи, точно регистрирует изменения пульса, дыхания и других физиологических функций допрашиваемого под влиянием эмоций. Некоторые зарубежные юристы считают их объективным доказательством ложности показаний проходящего проверку.
Но подобные приемы восходят к глубокой древности и назывались когда-то "судами богов". Разные народы по-разному находили приемы, позволявшие выявлять человека с нечистой совестью. Рассказ о том, как вор схватился за шапку, когда мудрый судья закричал: "На воре шапка горит!", - с различными вариациями встречается в эпосе многих народностей.
У китайцев также был когда-то подобный обычай. Обвиняемый в воровстве во время суда держал во рту горсть сухого риса. Если он, выслушав обвинение, выплевывал рис сухим, то признавался виновным. Этот обычай имеет в подоплеке также психологию. Страх не только переживается человеком, но и вызывает ряд телесных изменений, в частности от страха уменьшается слюноотделение - пересыхает во рту. Поэтому у вора, который боится разоблачения, рис остается сухим.
Но такие "суды богов" могли быть действительными только по отношению к тем обвиняемым, которые сами глубоко верили в их правильность. У человека, если он страшится быть несправедливо осужденным в результате ошибки такого суда, рис ведь тоже останется сухим! По этой же причине вводят в заблуждение и детекторы лжи. Ведь чем вызваны регистрируемые ими эмоции - ложью, воспоминанием о преступлении, страхом быть невинно осужденным, возмущением насилием над личностью или еще чем-либо иным, - они выявить не могут.
МУЖЕСТВО
Это произошло в 1961 г. в центре Антарктиды, на станции Новолазаревская. Среди зимовщиков был врач Леонид Рогозов. И надо же было случиться, чтобы аппендицитом заболел именно он. Леонид легко мог помочь любому из двенадцати своих товарищей. Но ему никто сделать операцию не мог.
Он понимал не только то, что без операции умрет, но и знал, что тогда на всю зимовку станция останется без врача. Ни один самолет антарктической зимой не мог долететь до Новолазаревской. И он по всем правилам вскрыл себе брюшную полость, удалил аппендикс и наложил швы.
ГИПЕРСПОСОБНОСТИ И "ПАСЫНКИ ШКОЛЫ"
- Мне уже шестнадцать лет, и нет у меня пока никаких талантов. Значит, ничего хорошего из меня уже не выйдет, - как-то сказал, вздохнув, Сережа.
Действительно, выдающиеся музыкальные, художественные и литературные таланты, бывает, проявляются уже в раннем детстве. Моцарт с четырех лет играл на клавесине, в пять лет уже сочинял, в восемь - создал первую сонату и симфонию, а в одиннадцать - первую оперу. Глинка в семь-восемь лет устраивал перезвоны, развешивая в комнате тазы. Музыкальный слух и память уже у двухлетнего Римского-Корсакова были замечены.
Трехлетний Репин вырезал из бумаги лошадок, а в шесть лет уже рисовал красками. Серов с трех лет лепил, а в шесть - рисовал с натуры. Суриков также рано увлекался рисованием и, по его словам, в лица еще с детства вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются.
Пушкин уже семи-восьмилетним мальчиком писал стихи и даже эпиграммы по-французски.
Такое раннее проявление талантов в психологии называется гиперспособностями.
Но несравненно большее число детей, поражавших своей одаренностью, так называемых вундеркиндов, оказалось в дальнейшем пустоцветами.
Вместе с тем было немало лиц, оставивших глубокий след в истории культуры и науки, талант которых проявился не сразу, иногда и весьма поздно. Так, у Врубеля это произошло, когда ему было двадцать семь, а у Аксакова еще позже - в пятьдесят лет.
Не менее поучителен пример Чайковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя и музицировал с детства. Композиторской деятельностью Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И, несмотря на это, он стал гениальным композитором.
А сколько было ошибок в оценках способностей! Сколько было "пасынков школы"!
Так что неправ был Сережа. В шестнадцать лет, да и значительно позже, у человека нет никаких оснований говорить: "Ничего хорошего из меня уже не получится". Можно говорить только: "Ничего хорошего из меня пока еще не получилось".
Однако все же, чем раньше человек найдет свое призвание, то есть тот род труда, который ему больше нравится, к которому у него есть стремление, в котором он будет работать с увлечением и успехом, тем лучше. А для этого надо иметь представление не только о различных профессиях, но и о себе самом, о своих способностях к различным профессиям.
ИГРА С КУКЛАМИ
Известный этнограф Маргарита Мид не так давно обнаружила на одном из островов Тихого океана племя туземцев, жившее совершенно изолированно от остального мира. Быт этого племени оказался весьма своеобразным: например, ни дети, ни взрослые не знали кукол.
Привезенные этнографом и розданные ребятам куклы в равной степени заинтересовали и девочек, и мальчиков. Они начали с ними играть так же, как играют в куклы дети всех народов мира: нянчить, одевать, укладывать спать, наказывать за проступки.
Логично подумать, что в девочках заговорил биологический инстинкт материнства, а мальчики временно увлеклись игрой в куклы из подражания девочкам. Действительно, у половины детей увлечение куклами было временным, и вскоре они перестали играть. У другой половины интерес не проходил, а, напротив, усиливался, и дети придумывали все новые и новые игры с куклами. Но вопреки, казалось бы, логике быстро охладели к куклам... девочки, в то время как мальчики продолжали играть с ними.
Своеобразие деятельности этих островитян состояло, между прочим, и в том, что главные заботы по уходу за детьми и их воспитание обычаем возлагались на более свободных мужчин, в то время как женщины всегда были заняты добыванием и приготовлением пищи.
В этом случае проявилась общая, но не всегда так отчетливо видимая закономерность: общественные условия более существенно определяют интересы, чувство и деятельность человека, чем его биологические особенности.
ЛИЧНОЕ УРАВНЕНИЕ
В 1796 г. глава Гринвичской обсерватории Маскелайн уволил молодого астронома Киннеброка, так как он опаздывал отмечать прохождение звезды через меридиан на полсекунды. Ошибочность вычислений Киннеброка Маскелайн установил сравнением его данных со своими, которые он, разумеется, считал непогрешимыми.
Через тридцать лет (вот уж подлинно: лучше поздно, чем никогда!) немецкий астроном Бессел восстановил репутацию Киннеброка, показав, что неточно отмечают время все астрономы, в том числе и Маскелайн, да и он сам, и что у каждого астронома есть свое среднее время ошибки. Это время с тех пор включалось в астрономические вычисления в виде коэффициента, получившего название "личное уравнение".
С этого случая принято начинать историю изучения скорости простой двигательной реакции.
Однако личное уравнение - это не скорость простой реакции, а точность реакции на движущийся объект. Ведь астроном может не только опоздать, но и поторопиться отметить то время, когда нить в объективе как бы перерезает светило пополам.
Простая двигательная реакция, называемая иногда сокращенно "психическая реакция", - это возможно более быстрый ответ простым и заранее известным движением на внезапно появляющийся, но известный сигнал. Более полно и точно эта реакция называется простой сенсомоторной реакцией, поскольку существует и сложная сенсомоторная реакция выбора (напомню, что сенсорика обобщает ощущения и восприятия).
Время простой реакции, то есть время от момента появления сигнала до момента начала двигательного ответа, впервые было замерено в 1850 г. Гельмгольцем. Оно зависит от того, на какой анализатор действует сигнал, от силы сигнала и от физического и психологического состояния человека. Обычно оно равно: на свет - 100-200, на звук - 120-150 и на электрокожный раздражитель - 100-150 миллисекундам.
Нейрофизиологические методы позволили разложить это время на ряд отрезков, как это видно на рисунке.
ТРУДНЫЕ КООРДИНАЦИИ
Чем более биологически целесообразна координация, то есть согласованность нескольких одновременных движений, тем легче и точнее она достигается. Чем больше координация противоречит биологически сложившимся согласованиям, тем она труднее.
Идя, мы в такт ходьбе несколько наискосок размахиваем руками, повторяя координацию бега наших четвероногих предков. Нам это нетрудно, а вот четырехлетнему ребенку нелегко научиться последовательно и ритмично хлопать при игре в ладушки.
Попробуйте вращать руки перед собой в одну сторону, к себе или от себя, сначала совпадающими фазами (так, чтобы обе руки были одновременно вверху, а потом оказались внизу), а затем - с отставанием на пол-оборота (так, чтобы, когда одна рука была вверху, другая - внизу). И то и другое очень легко. Но не каждому удастся одновременно вращать руки в разные стороны - одну к себе, другую от себя. Эта координация биологически никогда не была нужна, и ей надо учиться заново.
Довольно легко научиться одной рукой хлопать себя по животу, а другой - гладить по голове или одной рукой писать на доске тройки, а другой - восьмерки. Но очень трудно делать это, быстро меняя руки.
СТРУКТУРА ДЕЙСТВИЯ
Отдыхающие в доме отдыха, мимо которого мы шли, играли в городки. Эта игра всегда увлекает не только ее участников всех возрастов, но и зрителей. Недаром Иван Петрович Павлов был и в старости страстным городошником.
Мы остановились поболеть. Лучше всех без промаха выбивал фигуры точными и красивыми бросками высокий стройный юноша. Мы, залюбовавшись его игрой, не сразу даже заметили ее своеобразие: ставивший фигуру хлопал над ней в ладоши и быстро отбегал в сторону.
Оказалось, что лучший игрок команды был слепым.
В этом случае и цель действия, и движения у слепого и зрячих игроков могли быть одинаковы. Различие было в восприятии, на которое они реагируют: слепой - на слуховое, остальные игроки - на зрительное. Следовательно, психологическая структура этих действий была все же различна.
Статьи К. К. Платонова, опубликованные в журнале "Наука и жизнь":
Психологический практикум. На проверку: объем внимания, воображение, сообразительность... - 1962, № 11.
О восприятии . - 1963, № 2.
О мышлении . - 1963, № 4.
Память - кладовая ума. 1963, № 11.
Скорость реакции; координация движений . - 1963, № 10.
Феномен Розы Кулешовой - не исключение . - 1963, № 12.
Как стать внимательнее . - 1964, № 7.
О застенчивости . - 1965, № 4.
От каждого по способностям. - 1966, № 7.
Что же такое способности? - 1967, № 8.
См. в номере на ту же тему
Ю. МОРОЗОВ - Занимательно о психологии.
Читайте в любое время