ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ
С. МАКАРЫЧЕВ, международный гроссмейстер
Во второй половине девяностых годов двадцатого века шахматный мир по целому ряду параметров словно бы вернулся в далекое прошлое - во времена Вильгельма Стейница и Эммануила Ласкера.
Внешние проявления этого парадоксального явления хорошо известны. Исчезла система стройных и признанных всеми отборочных соревнований. В результате соперник чемпиона мира по классическому матчу за шахматную корону определяется теперь так же, как и сто лет назад, исключительно на основании мнения мировой шахматной общественности в лице "лучших ее представителей" - потенциальных инвесторов , готовых (или не готовых!) выделить деньги под тот или иной проект, причем лишь при согласии самого чемпиона.
Однако при всей субъективности этих критериев их все-таки нельзя расценивать как абсолютно произвольные. Ведь те же инвесторы рискуют собственными деньгами, а шахматная общественность желает увидеть не какой-нибудь, а самый интересный, упорный и непредсказуемый поединок - поединок самых сильных соперников.
Должно быть, именно поэтому такая система в свое время смогла просуществовать без заметных изменений более полувека, а первые чемпионы - Стейниц, Ласкер, Капабланка и Алехин, - не вызывая никакой "аллергии", пользовались всеобщим уважением и признанием всего шахматного мира.
И вот теперь - в октябре двухтысячного - мы снова увидим матч, который даже критиками нового проекта признается самым интересным и захватывающим изо всех возможных: матч Каспаров - Крамник.
Да, Гарри Каспаров выходит на бой с тем единственным шахматистом мира, против которого он не имеет никакого преимущества в ранее сыгранных партиях, предпочтя Владимира Крамника многократно обыгранным им Виши Ананду и Алексею Широву.
А что же дальше? Какие шахматисты планеты могут стать следующими соперниками победителя этого матча - соперниками классического чемпиона мира?
Среди будущих кандидатов хочется выделить двоих - москвича Александра Морозевича и будапештца Петера Леко. Будучи совершенно непохожими друг на друга, они тем не менее занимают соседние - четвертое и пятое - места в мировом рейтинг-листе.
Приведенные ниже партии выбраны как наиболее характерные примеры их творчества.
Александр Морозевич
Для молодого московского гроссмейстера Александра Морозевича характерны исключительная нешаблонность мышления, поиск необычного едва ли не в каждой позиции, особое внимание как к тактическим, так и к стратегическим нюансам, которые могли ускользнуть от внимания соперника.
Такой стиль чрезвычайно опасен не только для противников, но и для самого его обладателя. Недаром ведь 10-й чемпион мира Тигран Вартанович Петросян так любил повторять, что "когда вагоновожатый ищет новые пути, то трамвай сходит с рельсов".
Но, как видно, и в современных шахматах можно добиваться высочайших достижений, играя совсем не так, "как все".
Следующая партия была сыграна в шестом туре супертурнира этого года в Вейк-ан-Зее между имевшим белые фигуры Александром Морозевичем и его ровесником, голландским гроссмейстером Люком Ван Вели.
После хорошо известных в современной теории первых ходов 1.e4 c5 2.Кf3 d6 3.d4 cd 4.К:d4 Кf6 5.Кc3 a6 6.Сe3 e6 7.f3 b5 8.g4 h6 9.Фd2 Кbd7 10.0-0-0 Сb7 11.Сd3 Кe5 12.Лhe1 Лc8 13.Крb1 Кfd7 14.f4 Кc4 15.Фe2 К:e3 и 16.Ф:e3 голландский гроссмейстер попытался применить теоретическую новинку.
#1#
16...g5?! Ранее в этом положении играли только 16...Фb6, что могло привести к такому, например, забавному развитию игры: 17.b e5 18.fe de 19.Кf5 Ф:e3 20.К:e3 Сe7 21.b Сg5 22.Кed5 0-0 23.С:b5 ab 24.Кe7+ С:e7 и 25.Л:d7 с преимуществом у белых.
Но что белым делать сейчас?! Взятие на g5 привело бы к потере контроля над ключевым полем е5, а значит, и к потере инициативы. Морозевич задумался и очень быстро обнаружил совершенно неожиданное опровержение замысла соперника.
17.e5!! gf 18.Ф:f4 dе
#2#
19.К:e6!! Теперь оказывается, что как в случае 19...fe 20.Сg6+ Крe7 21.Фf7x, так и после 19...ef 20.Кc7x черные получают мат. Однако в распоряжении Ван Вели находится третий путь.
19...Фe7! 20.Фd2! fe. Приходится забрать коня пешкой, потому что в случае 20...Ф:e6? 21.Сf5 Фd6 и 22.С:d7+ черные теряли или ферзя, или фигуру...
21.Сg6+ Крd8.
#3#
Черный король застрял в центре, однако не совсем ясно, как, имея фигурой меньше, следует продолжать атаку. Оказывается, белые могут не торопиться.
22.Лf1 Л:c3 23.Ф:c3 Фc5 24.Лf7 Сc8. При 24...Ф:c3 25.Лd:d7+ Крc8 26.bc черные проигрывали сразу. Но и теперь их положение оказывается совершенно безнадежным.
25.Фd2 Фa7 26.g5 b4 27.gh С:h6 (если 27...Л:h6, то 28.Л:f8+) 28.Ф:b4 Сg5 29.Фg4. Черные сдались.
#4#
Петер Леко
Юный венгерский гроссмейстер Петер Леко играет совсем в иной манере. Его стиль более всего напоминает стиль молодого Хосе-Рауля Капабланки, не склонного к излишней оригинально сти или необоснованному риску, но всегда готового поднять брошенную соперником перчатку и наказать того за нарушение незыблемых шахматных принципов.
Леко сейчас - едва ли не единственный (наряду с Владимиром Крамником) шахматист мира, который не испытывает никакой робости, даже садясь за доску напротив самого Гарри Каспарова, о чем свидетельствует и паритет, поддерживаемый им в партиях последнего времени против чемпиона мира.
Партия, которая предлагается вашему вниманию, чем-то незримо напоминает знаменитый нью-йоркский поединок 1918 года между Хосе-Раулем Капабланкой и Фрэнком Маршаллом. Тот же дебют, та же попытка ошеломить своего соперника дебютной неожиданностью и... тот же печальный для черных финал.
Итак, П.Леко - М.Адамс - третий тур супертурнира прошлого года в Дортмунде.
1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5 a6 4.Сa4 Кf6 5.0-0 Сe7 6.Лe1 b5 7.Сb3 0-0 8.c3 d5 9.ed К:d5 10.К:e5 К:e5 11.Л:e5 c6 12.d4 Сd6 13.Лe1 Фb 14.g3 Фb 15.Лe4.
#5#
Все эти ходы неоднократно встречались на практике. Белые создали позиционную угрозу перевода своей ладьи на b. Черные могут парировать ее с помощью 15...g5, ведь забрать пешку g5 белые пока что не могут из-за отскока ферзем на f5, приводящего к выигрышу черными фигуры.
Однако Адамс попытался найти новый путь в своем любимом дебюте.
15...Сb7?! 16.Лb Фe6 17.Кd2
#6#
17...f5. Препятствуя прыжку вражеского коня на е4. В случае 17...Лfe8 18.Кe4 f5 19.Кc5 С:c5 20.dc Фe1+ и 21.Крg2 у белых большое преимущество. Однако теперь Леко демонстрирует сопернику, что неуютно чувствует себя и черный король.
18.Фb! h6 19.Кf3 Сe7 20.Лb.
#7#
20... c5 21.dc С:c5 22.Сf4 Лae8 23.Лd1 Лe7. Кажется, что судьба сражения остается совершенно неясной. Однако Леко бросает в бой все имеющиеся в его распоряжении резервы.
#8#
24.Сg5! Оказывается, что забрать вставшего под удар белого слона черные не могут. В этом случае они сначала получат шах ферзем на h7, затем вилку конем на g5 и, наконец, потеряют собственного ферзя. Адамсу приходится отступить ладьей.
24... Лd7 25.Лe1 Фb6 26.Лe2 Крh7 27.Лb! Очень хитрый ход. Дело в том, что не проходит пока маленькая комбинация: 27.С:h6?? из-за Ф:h6, и если белый ферзь отступит, то без защиты останется ладья b, если же сначала дать шах - 28.Кg5+, то после Крg8 черный король уйдет из-под связки, отчего после 29.Фf3 станет возможно простое взятие Ф:g5.
Теперь же белая ладья защищена, однако английский гроссмейстер не обратил внимания на произошедшую в позиции перемену, позволившую венгерскому гроссмейстеру эффектным ударом сразу же решить партию в свою пользу.
#9#
27...a5? 28.С:h6!! Ф:h6. Приходится брать ферзем, поскольку при 28...gh 29.Лe6 Ф:e6 (если 29...Кf6, то 30.Ф:h6+) 30.Кg5+ Крh8 и 31.К:e6 черные проигрывали сразу. Но и теперь их участь ничуть не легче.
29.Фg5 a4 30.Лe6! Черные сдались.
Читайте в любое время