Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ДЕКАБРЬ 2006 №12

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ - НА ВЫСОТЕ

Учет и контроль - на высоте. Фото 1.
Учет и контроль - на высоте. Фото 2.
Не страшны нам ни холод, ни жара.
Бензо-электрический автомобиль.

Когда-то задача расчета объема сосудов сложной формы по одному измерению стала импульсом к изобретению интегрального исчисления. Сейчас решение подобной задачи помогает учитывать количество жидких нефтепродуктов в железнодорожных и автомобильных цистернах. Эти емкости имеют стандартные типоразмеры, и, зная всего лишь уровень жидкости, можно подсчитать количество груза.

Специалисты из подмосковного Королева придумали нехитрое устройство ЭМ-0301, которое продемонстрировали на выставке "Автокомплекс-2006" в Экспоцентре на Красной Пресне, - это 4-метровая штанга с емкостным датчиком уровня (точностью до 2 мм) и термометром (точностью до 1°С).

Работать с ней не представляет труда. Во-первых, при достаточно большой длине она весит менее 3,5 кг, а во-вторых, чтобы провести измерение, достаточно опустить штангу в цистерну и упереть в дно (фото 1). В этот момент срабатывает концевой выключатель, и прибор фиксирует уровень жидкости, ее температуру и по радио передает полученные данные на пульт дистанционного управления (фото 2). Тип цистерны и ее инвентарный номер туда же заносит оператор. Собрав до двух сотен результатов, оператор вводит их в компьютер, и тот автоматически вычисляет объем, занимаемый жидкостью, и ее плотность (значения температуры необходимо учитывать, поскольку от нее зависят объемы цистерны и жидкости).

МЫ И ВАС СОСЧИТАЕМ

Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) завершает работу над первым отечествен ным указателем научного цитирования (УНЦ) - информационной системой, служащей для, как считают, наиболее объективной оценки вклада каждого ученого в науку. В указателе приводятся данные о количестве ссылок на публикации того или иного научного работника.

Первый УНЦ был создан Юджином Гарфилдом с коллегами в США в начале 60-х годов ХХ века. Этот указатель известен как SCI (Science Citation Index) и в настоящее время в составе целого семейства отраслевых УНЦ (по общественным и гуманитарным наукам, химии, искусствоведению и др.) издается Институтом научной информации в Калифорнии. С точки зрения россиян, SCI обладает существенным недостатком - в нем учитываются лишь работы, опубликованные на английском языке. Следовательно, англоязычные авторы априори получают преимущество перед, скажем, нашими учеными.

Разработанный в РФФИ указатель содержит данные о почти 200 тысячах российских деятелей науки. В нем помимо собственно индекса цитирования можно найти сведения о научных интересах, квалификации, месте работы, поле, возрасте исследователя, о его авторстве в публикациях и т.д.

Для создания указателя разработчики пользуются сведениями из научных отчетов по работам, выполняемым в рамках грантов РФФИ. Ежегодно их поступает до 10 тысяч. Кроме того, собираются данные из 55-60 тысяч публикаций с рефератами и до полумиллиона содержащихся в них ссылок.

В постоянную эксплуатацию систему планируют ввести в начале 2007 года, и указатель через Интернет будет доступен для российских ученых.

Разработчики признают, что на сегодня национальный УНЦ охватывает лишь 30-40% общего числа научных публикаций, но подчеркивают, что механизм его формирования гарантирует попадание в него лучших производителей российской научной продукции.

НЕ СТРАШНЫ НАМ НИ ХОЛОД, НИ ЖАРА

Обычные мобильные компьютеры - ноутбуки и КПК - достаточно хрупкие приборы с высокими требованиями к условиям окружающей среды, и это ограничивает их применение в полевых условиях. На одном из московских предприятий разработали устройства, которые, обладая всеми необходимыми вычислительными способностями, не боятся ни зноя, ни мороза, ни пыли, ни морского тумана; они выдерживают тряску и удары и не теряют работоспособности даже под водой. Компьютеры сконструированы так, что не нуждаются в охлаждении вентилятором и могут, следовательно, располагаться в герметичных корпусах. Жесткий диск герметизирован дополнительно, что повышает надежность хранения записанных на нем данных.

Корпуса (вверху слева) делают из металла, а мониторы защищают ударопрочным стеклом. Чтобы от вибрации не нарушались электрические контакты, разъемы снабжены надежными байонетными замками. На компьютерах можно работать в полной темноте, поскольку для них изготавливают клавиатуру "Сигнал" (вверху справа) с внутренней подсветкой кнопок.

Защищенные, как их называют разработчики, компьютеры пригодятся милиционерам и спасателям, геологам, строителям и представителям многих других профессий.

БЕНЗО-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

На небольшой выставке, проходившей в рамках организованной в октябре этого года правительством Москвы второй Международной конференции "Альтернативные источники энергии для больших городов", главными экспонатами стали транспортные средства с гибридными силовыми установками. Такие машины обычно снабжают двумя моторами - внутреннего сгорания и электрическим. Двигатель внутреннего сгорания используют как для зарядки батарей, так и для "равномерного установившегося" движения, т. е. езды по загородным шоссе или по городу в отсутствие пробок.

Свою продукцию представили иностранные производители: "Хонда", "Тойота", "Фольксваген". Рядом можно было увидеть и отечественную гибридную "Ниву". Правда, в отличие от зарубежных машин, которые хоть и небольшими сериями, но уже выпускают автозаводы, "Нива" существует в единственном экземпляре. Ее создали специалисты кафедры автомобильного транспорта Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина.

Вместо штатного 58-киловаттного двигателя под капотом гибрида разместился компактный двухцилиндровый 24-киловаттный мотор от "Оки". На освободившееся место поставили электродвигатель мощностью 25 кВт и источники питания - три суперконденсатора с общим зарядом 420 кДж. Чтобы упростить конструкцию трансмиссии, передние колеса вращает двигатель внутреннего сгорания, а задние - электродвигатель. Причем вместо коробки передач передний привод автомобиля оборудовали вариатором, позволяющим бесступенчато регулировать крутящий момент на колесах.

Стартует и разгоняется машина на электродвигателе, а затем едет на бензине. Источники питания в это время подзаряжаются от электрогенератора. Поскольку мощность каждого из двигателей в 2 раза меньше обычного, то скорость опытного автомобиля не превышает 80 км/ч. Однако для движения в городском цикле, как считают разработчики, этого вполне достаточно, а потребление топлива снижается до 6-7 л на 100 км пробега, и, значит, более чистым становится воздух.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки