ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ
А. КАЛИНИН.
Глядя на свое отражение в зеркале, невольно задаешься вопросом: почему зеркало меняет местами левое и правое, а верх и низ - нет? Попробуем разобраться в этом, хотя, как принято говорить, "вопрос не простой". "Наука и жизнь" уже разбиралась в этом (см. "Наука и жизнь" № 12, 1962 г., стр. 98), профессор Я. А. Смородинский объяснял, что ответ лежит не в области элементарной геометрии, а скорее в области психологии. То, что мы называем верхом и низом, для зеркала не существует. Верх и низ меняются местами у нарисованного изображения, если зеркало расположить соответствующим образом.
Другой пример. Пусть за спиной у нас находится стена комнаты. В зеркале эта же стена видна впереди нас. Мы рассуждали о левом и правом, о верхе и низе, а зеркало, оказывается, перемещает вперед то, что находится сзади нас. Если теперь сложить свойства зеркала, с которыми мы познакомились, можно прийти к выводу, что зеркало не переставляет стороны изображения, а как бы выворачивает наизнанку все, что находится перед ним. При этом пол, стены, потолок в отражении выглядят точно такими же, как в действительности. Что же изменилось?
Снова обратимся к опыту. Возьмем тонкую перчатку и вывернем ее наизнанку. Что получится? Тоже перчатка, а если она без швов, например резиновая, то и выглядеть будет точно такой же, какой была до нашего опыта. Но попробуйте ее надеть, и тогда поймете, что случилось: если вы взяли правую перчатку, она стала левой, и наоборот! То же самое происходит в зеркале с любым предметом. Например, правая перчатка, надетая на правую руку, в зеркале окажется на левой руке вашего отражения.
Слова "верх", "низ", "спереди", "сзади", "левое", "правое" человек придумал для того, чтобы обозначать положение предметов друг относительно друга и направления движения. Все шесть слов сохраняют эти значения до сих пор. Однако слова "левое" и "правое" мы применяем не только для указания направлений, но и как термины. С их помощью мы различаем некоторые парные объекты. Как раз такие, которые "превращаются" друг в друга при отражении в зеркале: левая и правая перчатка, левая и правая резьба (или винт), левая и правая рука (или нога). Поэтому иногда происходит смешение понятий. Чтобы избежать путаницы, в науке используют термин "зеркальная симметрия". А ответ на поставленный вопрос может быть таким: в зеркале мы видим не точную копию объекта, а его зеркально-симметричное отражение. При этом если в названии объекта присутствует слово "правый", например "правая рука", то, характеризуя его зеркальное изображение, используют слово "левый".
Самое короткое объяснение того, что происходит в зеркале, дают математики: трехмерное пространство можно представить в двух системах координат - правой тройки осей XYZ и левой YXZ. Никакие повороты и параллельные переносы не переводят правую систему координат в левую. Но если правую тройку расположить перед зеркалом, то отраженная система будет левой, и наоборот.
Наденьте майку с надписью на груди и посмотрите на себя в зеркало. Вы сразу обратите внимание, что, за редкими исключениями, о которых речь впереди, слова на майке превратились в бессмысленный набор букв. Наверняка люди заметили это раньше, чем додумались делать надписи на одежде. Более пятисот лет назад они нашли полезное применение зеркальным отражениям - стали записывать с их помощью секретные послания, чтобы эти записи не могли прочитать посторонние, не посвященные в тайну шифра. Леонардо да Винчи засекречивал таким способом свои дневники и личные записи. Кроме того, он был левша, и писать справа налево ему было удобно - рука не загораживала написанное и не смазывала чернила. Позже люди придумали более замысловатые шифры, и зеркальные записи перекочевали из секретных бумаг в сборники игр, развлечений и головоломок.
Что касается букв и надписей, отраженных в зеркале, то не все они выглядят вывернутыми наизнанку или перевернутыми. Некоторые буквы не изменяют свой вид, например Ж, Н, О и другие. Поэтому из них можно составлять надписи, совпадающие с отражением. Правда, в них не будет двойственности.
Идея "обмануть зеркало" и придумать надписи, которые не только читаются в зеркале, но еще и меняют при этом значение, впервые возникла у любителей головоломок из нескольких стран в разные годы второй половины ХХ века. Посмотрите на фотографию девушки в красной майке. У нее на груди надпись "Hate" ("ненависть"). В зеркале мы видим ту же самую девушку в майке с надписью противоположного смысла: "Love" ("любовь").
Первым, кто занялся поиском русских слов, меняющих смысл при отражении в зеркале, был писатель, автор занимательных задач и многих статей в журнале "Наука и жизнь" Сергей Николаевич Федин. Он назвал их зазеркалами.
Зазеркал - это текст, второе значение которого видно при отражении в зеркале. Их называют еще "просветни", так как можно повернуть лист бумаги с зазеркалом тыльной стороной к себе и читать второе значение слов на просвет, как бы находясь в пространстве воображения.
Оказалось, что существует не менее шести типов зазеркалов.
Первый тип зазеркалов - текст написан горизонтально, зеркало стоит сбоку. В этом случае надпись "ХА - ХА" превращается в "АХ - АХ". Эти два коротких слова, вероятно, самый первый русский зазеркал. Он известен с начала XIX века, когда был опубликован в виде загадки.
Второй тип зазеркалов - текст написан горизонтально, зеркало снизу (или сверху). Пример вы видите на фотографии девушки в платке (бандане). Отразившись в зеркале, слово "Машка" превращается в слово "шутка".
Третий тип - текст написан вертикально, зеркало сбоку. В результате кукла "Таня" может превратиться в "танк"! Конечно, имеется в виду ее характер.
Четвертый тип - текст написан вертикально, зеркало сверху (или снизу). Тогда на бумаге пишем "НОС", а в зеркале видим "СОН".
К этому же типу относится и отражение текста, состоящего из нескольких строк. В зеркале верхние и нижние строчки переставляются местами, в результате изменяется смысл предложения. Например, вы пишете: "закон как жена", а в зеркале будет читаться: "жена как закон".
Пятый тип - зеркало ставят внутри надписи, разделяя ее на две части. Этим способом можно получать палиндромы - слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Из слова "ТОПОР" получаем "ТОПОТ". Разместив зеркало в имени "АНТОН" перед буквой Т, мы увидим палиндром - женское имя "АННА".
Шестой вид зазеркалов - самый интересный и самый редкий. Он называется "трельяж". Возле таких слов зеркало можно ставить в любом положении - сбоку и сверху. И каждый раз будет появляться новое слово. Чтобы получить трельяж, проще всего использовать буквы, симметричные относительно двух осей: вертикальной и горизонтальной. Но таких букв только пять: Ж, Н, О, Ф и X. Кажется, что по крайней мере один трельяж составить легко - надо взять слово "ОН". Тогда в первом зеркале мы прочитаем: "НО". А во втором? Снова "ОН". Тогда это не трельяж, ведь в нем должно быть три разных слова! Остается единственный путь - рисовать буквы, которые переходят не сами в себя, а в другие, нужные по смыслу. Вот с такой задачей я обратился к Сергею Федину. На следующий день он показал мне первую находку. Слово "ДОН" было написано так, что в зеркале, поставленном сверху, читалось "ТОН", а в зеркале сбоку - "НОД". Читателям, давно окончившим школу, последнее слово может быть непонятно. Хотя в шестом классе они наверняка знали, что Наибольший Общий Делитель - это число, помогающее складывать дроби. Придуманный Фединым трельяж преподнес сюрприз, когда мы поставили возле него угловое зеркало. Из-за двойного отражения неожиданно появилось четвертое слово - "НОТ" (в 1920-х и 1970-х годах сокращение НОТ было широко известно и означало "научная организация труда"). Если встать перед угловым зеркалом, можно убедиться, что оно не меняет местами левое и правое. Достаточно протянуть своему отражению правую руку (для рукопожатия), и оно тоже протянет вам правую руку, а не левую, как в обычном зеркале.
Но вот парадокс: видов зазеркалов много, а самих зазеркалов маловато. Объясняется это не только новизной жанра, но и особенностями русского алфавита. Когда зеркало ставят сбоку (боковые зазеркалы), в нем без искажений отражаются буквы, симметричные относительно вертикальной оси. Таких русских букв - двенадцать, то есть треть алфавита: А,Д,Ж,Л,М,Н,О,П,Т,Ф,Х,Ш, но среди них всего две гласные. И нет ни одной печатной буквы, которая при отражении в зеркале превращалась бы в какую-нибудь другую. Трудности эти преодолевают, переходя к нарисованным буквам. В зеркале они превращаются в другие буквы алфавита. Это существенно расширяет пределы сочинитель ства. Правда, возникают сложности с прочтением нарисованного текста. Тут уже все зависит от мастерства художника.
Когда зеркало ставят сверху от слова (или, что все равно, снизу), то буквы мы видим перевернуты ми "вверх ногами". Большинство из них искажаются, перестают быть понятными. Исключение составляют Р, переходящее в Ь, и буквы, симметричные относительно горизонтальной оси. Их двенадцать: В,Е,Ж,З,К,Н,О,С,Ф,Х,Э,Ю. Слова, составленные из указанных букв, после отражения в зеркале не изменяются, но их недостаточно для изобретения оригинальных зазеркалов. В этом случае нас опять выручают специально придуманные, нарисованные буквы.
От нарисованных зазеркалов вернемся к рукописным текстам и шифрованному способу записи, которым пользовался Леонардо да Винчи. Великий художник освоил особый вид письма, который, впрочем, при определенном терпении и настойчивости по силам каждому.
Поставьте зеркало перед листом бумаги и пишите, глядя не на бумагу, а на ее отражение. С первой попытки у вас вряд ли что-нибудь получится. Мы привыкли, что движения рук следуют за взглядом и проверяются им. Рука ведет линию вправо, взгляд следит за линией и тоже перемещается вправо. В зеркале все наоборот. Карандаш движется вправо, линия в зеркале чертится влево, ведешь карандаш вниз, а линия ползет вверх. Поэтому обучение придется начать, как в первом классе, с написания отдельных букв. Проще всего освоить печатные, состоящие из горизонтальных и вертикальных черточек. Через некоторое время рука привыкает к новому способу, она запоминает, что перо надо двигать справа налево и снизу вверх, а не наоборот, как обычно. В конце концов, вы научитесь записывать понятные вам фразы, которые для посторонних будут выглядеть каракулями. Профессиональные наборщики в типографиях легко читали зеркальный текст шрифтовых матриц даже "вверх ногами".
Освоение письма "глядя в зеркало" очень полезно для воспитания силы воли и уверенности в собственных силах. Но вряд ли Леонардо да Винчи нуждался в этом, и едва ли он писал и читал, используя зеркало. Скорее всего, во время обучения Леонардо нашел более простой способ - учился писать и читать зеркальные тексты, не глядя в зеркало. Для этого достаточно потренироваться в написании двадцати одной перевернутой буквы, так как остальные двенадцать из тридцати трех букв русского алфавита не изменяются при отражении. Заполнять же строчки справа налево совсем нетрудно, если глядеть на бумагу, а не в зеркало. Попробуйте, и убедитесь сами. Результат моих опытов вы видите на фотографии. В двух строчках я зашифровал старинную загадку, у которой два правильных ответа. Об одном вы догадаетесь сразу. Для другого даю подсказку: ученые считают глаза частью мозга, в отличие, например, от уха или носа. Если этой подсказки недостаточно, то ищите слово из четырех букв, первая буква - "д".
Читайте в любое время