КАК ВЫРАСТИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЛИДЕРА
Т. РУМЯНЦЕВА. Записала Е. ЛОЗОВСКАЯ.
Наш фонд начал свою деятельность с поддержки научных исследований, грантов молодым ученым, аспирантам. Потом настала очередь вузов. С 2003 года на физическом факультете МГУ действует программа, которая называется "Физика и менеджмент инноваций и высоких технологий". Студенты занимаются по ней начиная с третьего курса. Они наряду с основной получают еще одну специальность, которая записывается в дипломе, в дополнение к основной - "физика". Уже состоялось два выпуска, и мы убедились, что средства потрачены не зря: все выпускники остались в России и успешно работают в государственных и бизнес-структурах, связанных с наукой.
Это не единственный проект в сфере высшего образования. В наших программах участвуют МГУ им. М. В. Ломоносова, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова, Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева и другие ведущие вузы. Одна из форм поддержки - стипендии студентам, приехавшим из тех краев и областей, где действует компания "Базовый элемент".
Однако понятно, что без общеобразовательных школ трудно думать о качестве высшей школы. И родился проект, который мы назвали "Школа нового поколения". В нем участвуют 42 школы в 16 регионах - в частности в Краснодарском и Красноярском краях, Челябинской, Иркутской, Архангельской, Тверской, Ярославской областях, республиках Бурятия и Хакасия. Это наши школы-партнеры. Раньше такие школы назвали бы "подшефными".
Чтобы помочь детям получить качественное образование, мы приобрели и установили в школах компьютерные классы с выходом в Интернет, организовали дистанционное обучение с использованием интернет-технологий. Ребята выполняют усложненные задания, присылают свои решения и получают их анализ с комментариями специалистов. Ежемесячно мы организуем интернет-олимпиады по разным предметам, которые проходят в онлайн-режиме. Победители получают призы, а во время зимних и весенних каникул лучших из них мы приглашаем в Москву, в специализированный учебно-научный центр при МГУ. Есть и летние лагеря разных направлений. В этом году мы организовали пять экологических лагерей, по 50 ребят в каждом, в Ханты-Мансийском округе, Архангельской и Ярославской областях. Дети там не просто отдыхают. Они изучают флору и фауну, выполняют исследования, наводят порядок, устраивают экологические тропы, восстанавливают заброшенные родники. То есть обустраивают жизнь вокруг себя. На Таманском полуострове ребята участвовали в археологических раскопках. Ведь только в деятельности формируется характер, воспитывается человек. В этих лагерях дети знакомятся друг с другом, а потом поддерживают связь через Интернет и даже издают свою газету.
Воспитание через учебную деятельность всегда было в традиции русской школы. К сожалению, появилась мода "качественнее учить, а не воспитывать". В рамках проекта "Школа нового поколения" нам хотелось опробовать такую педагогическую систему, которая обеспечивала бы каждому ребенку возможность реализовать по максимуму свои способности и в то же время содействовала бы становлению самостоятельной, ответственной личности.
Одна из целей проекта "Школа нового поколения" - слить воедино три "равных по душе", если можно так выразиться, субъекта образовательного процесса - ребенка, учителя и родителей. Особенно важны при этом первые четыре года обучения, когда ребенок учится учиться и жить в школе, и родители должны самым тесным образом взаимодействовать со школой.
Для начала мы выбрали одну из московских школ. Школа самая обычная, и главными условиями были желание и готовность директора и педагогов начать трудную систематическую работу. Ведь программу нужно было выстраивать на ходу. Но на ходу не получилось - год ушел на построение новой модели начального воспитания, объединяющей системный подход, современную психологию и нашу российскую педагогическую традициию. Затем начался эксперимент. Сейчас ребята из первого набора уже в третьем классе. И каждый следующий первый класс включается в эту систему.
Если коротко, то поставлена задача: воспитать ребят, которые любят свою страну, знают ее, гордятся ею, хотят в ней жить, быть в ней счастливыми и представляют, как это сделать. Хотя бы в основе. Ребят, которые к моменту старта во взрослую жизнь обладают не только знаниями, но и лидерскими качествами, умеют брать на себя ответственность за принятие решений, умеют такие решения находить. И может быть, потом из них вырастут ответственные руководители, лидеры разного уровня. Можно руководить фирмой, бригадой, можно руководить городом - в любом случае от тебя, от твоих решений во многом зависит судьба людей.
Могу сказать, нам удалось создать ансамбль. Не команду - это хорошее слово, но оно не совсем подходит для учебного заведения. Именно - ансамбль. Учителя не сразу, но поверили в то, что с детьми нужно работать сообща. И родители действительно теснее, чем обычно, вовлечены в образовательный процесс. Например, в первом классе идет сквозная тема года "Моя семья". Дети всматриваются в свой ближний круг: расспрашивают родных - маму, папу, дедушку, бабушку - об их детских годах, юности, рисуют их портреты, пишут рассказы, сочиняют сказки. К концу года каждый первоклассник создает родословную своей семьи. И представьте, многие родители говорят нам, что общие занятия с ребенком буквально сплотили семью, побудили задуматься о ее истории, об ответственности друг перед другом. В эту работу включилась вся школа, дети стали составлять родословные знаменитых родов Москвы, России. Тема "Моя семья" переросла в тему "Семья, династия, род в истории моего города, моей страны". Сначала ближний круг, потом двор, школа, город, страна. Посмотрите, что вас окружает, выгляните из окна. Скажем, растет под окном дерево. А что это за дерево, кто его посадил, чем оно интересно? Нарисуйте его, сфотографируйте, опишите словами. Или - пройдите по улице, найдите старинный дом, узнайте, кто его построил, кто в нем жил.
Все, чем занимается ребенок на уроках, после уроков, на прогулке, включено в общую канву учебной недели, связано между собой. Так, по нашему замыслу, на подсознательном уровне формируется внимательное, уважительное отношение ко всему, что рядом с тобой.
Семь-восемь лет - это тот возраст, когда ребенка надо приучать к вежливости, чистоте, опрятности. Именно приучать, чтобы эти навыки перешли в привычки. Утром встал - убери постель, убери свой уголок - приведи "планету" в порядок! И мы видим, что родители становятся инициаторами уборки в подъезде, во дворе. Если, войдя в наш класс, вы заметите беспорядок, то это творческий беспорядок. Никогда никто из наших ребят не бросит бумажку на пол, а если ее бросит кто-то другой - ребенок поднимет, не пройдет мимо. Так рождается чувство хозяина: моя школа, мой дом, мой город, моя страна.
Хочу добавить, что наши ребята по уровню развития опережают своих сверстников. Интеллект, способность ориентироваться, размышлять, интерес к чтению просто восхищают. Повторяю, в этой школе учатся самые обычные дети из обычного микрорайона. В этом весь смысл. Проще всего отобрать детей по конкурсу и потом что-то из них "лепить". Я считаю, что абсолютно все дети способные, с ними надо работать, и результат будет. Встреча с хорошим учителем может повлиять на многое в жизни.
Определенные результаты у нас уже есть, но пока не все успеваем обобщить. Наши специалисты с неизменным успехом докладывают их перед коллегами. Мы решили, что пора заняться этим всерьез: с нашей помощью начала работу автономная некоммерческая организация Институт системной педагогики. Готовится к изданию первый сборник трудов, в котором ведущие ученые говорят о том, что в педагогике есть много плодотворных идей, но нет системы их использования на практике. Молодые педагоги приобретают опыт методом проб и ошибок, учебники далеки от совершенства. Сегодняшние студенты считают педагогику сухой, неинтересной наукой, которая им вряд ли пригодится. Нам хотелось бы создать педагогическую систему, опирающуюся в начальной школе на семью, а в старшей школе - на культуру, образовательную среду. Отрадно, что профессиональное сообщество встретило идею с интересом; мы ведь общаемся с директорами, с учителями - это наши единомышленники.
Мы очень рады, что академик Гинзбург и его фонд "Успехи физики" стали нашими партнерами в осуществлении программы "Интеллектуальный лидер". У Виталия Лазаревича масса интересных идей, как сделать интеллект модным, привить вкус к творчеству. Он предлагает, например, ввести в школах курс "История великих открытий, изобретений и инноваций", в котором бы в увлекательной форме рассказывалось, откуда взялись привычные вещи - электрическая лампочка, автомобиль или, скажем, канцелярская скрепка. "Интеллектуальный лидер" - программа долгосрочная, и мы пока еще в начале пути.
Осознаём все сложности проблем, за которые взялись. Но мы верим в успех и обязательно его добьемся. Ведь от наших усилий тоже зависит завтрашний день страны.
Читайте в любое время