РАЙСКИЕ САДЫ НА ЗЕМЛЕ - БЫЛИ! ТАК СЧИТАЮТ АРХЕОЛОГИ
Г. НИКОЛАЕВ. По материалам журнала "Der Spiegel".
Искусственная насыпь, сделанная еще в неолитические времена, имеет внушительный вид - 15 метров высоты и 90000 квадратных метров площади. Раскопки в ней освобождают от грунта каменные столбы и тяжелые плиты известняка. На расчищенных поверхностях некоторых из них проступили выбитые на камнях рельефы животных, похожих на драконов.
Первые же попытки датировать эти находки ошеломили: им 11000 лет! Если судить по возрасту построек, то их сооружали вовсе не оседлые люди, а кочевники - охотники и собиратели. Значит, это они вырубали глубокие катакомбы и ставили при входах в них массивные каменные столбы. Значит, найденные на юге восточной Турции, неподалеку от деревушки Гобекли-Тепе, постройки возникли еще до того, как в обиходе человека появились керамическая посуда и ткани - характерная примета более поздней фазы неолита. Землепашество и содержание домашнего скота тоже еще было делом далеких поколений.
"Вероятно, мы стоим у колыбели человеческой культуры", - считает археолог из Гейдельберга Клаус Шмидт, возглавляющий экспедицию, ведущую раскопки около деревни Гобекли-Тепе.
Открыв древнейшие произведения строительного искусства, археологи в буквальном смысле потеряли покой, стремясь сохранить каменные столбы и другие части древнейших строений, которые местные крестьяне, владельцы земли, уже не первый год запросто дробили на части и выкапывали, когда те мешали пахоте. Спасая драгоценные находки, экспедиции пришлось платить крестьянам за потери урожая.
Монументальное строительство - один из элементов, присущих оседлому образу жизни, который наука всегда связывала с освоением людьми сельского хозяйства - с животноводством и выращиванием растительных культур. Этот род занятий никак не совмещается с кочевым образом жизни, свойственным племенам охотников и собирателей. Сельское хозяйство давало не только достаток в пище, но и сырье для необходимых поделок - так развивались ремесла.
Однако похоже, что люди (а это были охотники и собиратели), жившие одиннадцать тысяч лет назад в местах, где теперь разместилась деревушка Гобекли-Тепе, чтобы приступить к строительству, не нуждались в той сельскохозяйственной революции, которая много позже двинула вперед хозяйственную и духовную жизнь обитателей неолита. Природа этих мест давала им в те далекие доисторические времена все необходимое для безбедной жизни. Здесь росли нескончаемые леса фисташковых деревьев и дубов, на сочных лугах паслись тучные стада газелей. Вдали возвышались вулканы, оставлявшие после извержений застывшую стеклоподобную массу, пригодную для изготовления клинков и ножей, наконечников для стрел и копий. Эти доисторические племена жили, по существу, в райском саду. Не удивительно поэтому, что сама природа приковала древних охотников к определенному месту. И у них возникла потребность строить.
Сообщество людей в недавно открытом поселении, по мнению археологов, было организовано на основах всеобщего равенства: частной собственности еще не существовало. Лишь вождь возвышался над всеми, и ему приписывалось божественное происхождение. Такие племенные порядки несколько напоминают обустройство раннего Египта, только здесь все это уже было за семь тысяч лет до того, как на Ниле возникло первое на Земле великое государство, и за пять тысяч - до образования городов-государств в Междуречье.
Пока от гальки и грунта полностью освобождено одно строение. В нем около 12 метров длины, стены толщиной 1,4 метра сложены из небольших камней, крыша перекрыта плитами из известняка. Их поддерживают четыре массивные каменные опоры, сделанные в форме буквы Т. Извлечены тяжелые, по центнеру весом, каменные изображения птичьих голов и стилизованная, упрощенная фигура человека.
Еще более массивная строительная деталь была обнаружена в каменоломне, где когда-то трудились жители доисторического поселка - добывали камень для построек. Окруженный осколками лежит здесь вырубленный столб, правда, он расколот, но если измерить все его части, то получится 9 метров в длину. В другом конце выработки находится сильно выветренный монолит, еще полностью не отделенный древними каменотесами от материнской скалы. Он весил бы не менее 50 тонн.
Все, о чем здесь рассказано, в прямом смысле перевернуло представления исследователей о мезолите - среднем каменном веке, считающемся переходной эпохой от палеолита к неолиту (время мезолита - XIII-VII тысячелетия до Р. Х.). Как уже говорилось, именно освоение сельского хозяйства некогда привязало человека к земле. Этот этап в истории именуют "неолитической революцией". В Библии такой шаг трактуется как грехопадение: Адам "вкусил от древа познания", был изгнан из рая и превратился в крестьянина. И конфликт между Каином (крестьянином) и Авелем (скотоводом-кочевником) многие историки толкуют как воспоминание о возникшем споре из-за владения землей.
Центром освоения земледелия прежде всегда считалась местность, занимаемая ныне Палестиной. Там находят археологи и остатки старейших поселений из глиняных домов, похожих на казармы. В VII тысячелетии до Р. Х. на восточном побережье Средиземного моря, в Леванте, обитало от 200 до 400 тысяч человек. Известен ханаанский город Иерихон, его жители еще за 9000 лет до Р. Х. возвели оборонительную башню и окружили город стеной, защищавшей его от наводнений.
Но, как теперь выясняется, и жители Иерихона не были здесь первыми строителями. В последние годы археологи начали исследовать земли, ранее обойденные вниманием науки. Они лежат в тысяче километрах севернее Иерихона, в верхнем течении Евфрата и Тигра. Древние обитатели этих земель проявили недюжинные творческие способности. Если говорить современным языком, им принадлежат два ноу-хау, два новшества, за которые человечество до сих пор благодарно безымянным изобретателям. Там, где сегодня расположено местечко Чайоню (на северо-восток от Гобекли-Тепе), в раскопках найден сотканный из льна кусочек ткани. Это по древности первое в истории текстильное изделие, о котором сегодня знают ученые. И второе новшество. В селении Джерф-эль-Амар в северной Сирии были найдены так называемые пиктограммы - знаки рисуночного письма. Они были нацарапаны на маленьких камнях из мягкого минерала. Пока это самый ранний предвестник письменности: пиктограммы относятся к IX тысячелетию до Р. Х.
Но как и чем жили осевшие на месте древние обитатели верхнего Двуречья? Крестьянами они, по всей видимости, не были - культивированных растений не обнаружила ни одна из раскопок. Да и посуду, чтобы сварить похлебку, еще не изобрели - она появилась лишь в VII тысячелетии до Р. Х.
Люди, жившие некогда в верховьях Тигра и Евфрата, питались главным образом мясом диких животных, на которых охотились степные охотники, вооруженные копьями и луками. Археологические экспедиции на территории так называемого "плодородного полумесяца" (области, напоминающей в плане узкий серп Луны и протянувшейся от севера Египта до юго-восточной Турции) показали, что причины оседлости везде были те же, что и в окрестностях Гобекли-Тепе: не крестьяне строили первые дома, а умелые охотники, для которых добычи здесь было в избытке. Обнаруживаемое при раскопках множество костей газелей все более убеждает археологов, что стада этих животных служили главным источником белковой пищи. Горы костей газелей были найдены и при исследовании руин Иерихона и селения Абу Хурейра, основанного за 10000 лет до Р. Х.
На такие же находки наткнулась экспедиция Кембриджского университета. Она работала на развалинах Чаталь-Хойюк - некогда большого города, основанного за 7200 лет до Р. Х. в восточной части этой благословенной земли. По данным раскопок, в городе было до 10000 жителей. По тем временам - гигантское поселение. Успехи экспедиции Кембриджского университета, хорошо обеспеченной средствами и насчитывающей 100 человек, отмечены в Англии как "раскопки века".
В городе Чаталь-Хойюк найдены удивительные для столь древнего периода вещи: зеркало из полированного вулканического стекла, маленькая ложечка для мазей, раковины с притираниями, браслеты, ожерелья из свинцовых и железных шариков. Компьютерное моделирование, проведенное в высшей школе Карлсруэ (Германия), наглядно подтвердило высокий уровень культуры этого поселения. Дома, построенные в форме прямоугольных коробок площадью в среднем 25 квадратных метров, стояли близко один к другому. Чаталь-Хойюк еще не имел улиц или переулков, а дома - окон и дверей. В такой дом можно было попасть лишь с помощью лестницы через проделанный в стене под крышей люк.
Жилища - более чем скромные. Стены украшали рисунки и глиняные изображения голов рогатого скота. Внутри каждого дома - обязательно очаг. Мебелью же, как предполагают, служили обнаруженные в домах возвышения из глины - своеобразные предшественники постелей-диванов. Женщины спали вместе с детьми на широком возвышении, полагают историки, а мужчины - на узком. Под этими лежанками археологи обнаружили человеческие кости: люди спали на могилах своих предков.
Такому захоронению предшествовал длительный ритуал. Тело умершего вначале отдавалось на съедение коршунам. Оставшийся скелет затем раскрашивался минеральными красками в различные цвета: желтый, красный, зеленый, голубой. Только после этого кости зарывали под возвышения для сна. Головы покойных подвергались иной процедуре. Черепа обмазывали глиной, стремясь повторить человеческое лицо. Вместо глаз вставляли раковины или цветные камешки.
Недаром многие настенные рисунки в домах посвящены теме "смерть и разрушение". На одном из них изображены коршуны, несущие в когтях человеческие головы.
Однако не все исследователи согласны считать обнаруженные при раскопках дома жилищами. Жизнь в таком доме равносильна жизни в глубоких пещерах - в замкнутом пространстве, без света. Археологов озадачило, что в поселке нет источника воды и нет постройки, которая бы указывала, что здесь живет глава племени. Не было найдено и признаков того, что в этом селении кто-то владел ремеслом, умел хоть что-то мастерить: украшения, оружие и т. д.
10000 человек из Чаталь-Хойюк, собранные вместе в лабиринте из темных построек, - в такое не верит и немецкий археолог Шмидт, возглавляющий экспедицию возле Гобекли-Тепе. Ему трудно допустить столь неразумный подход к строительству и расселению людей. И ученый предположил, что первые постройки в верхней Месопотамии предназначались вовсе не для жилья. Они были складами для запасов мяса.
Столь фантастическая гипотеза имеет под собой археологические факты. Население тех мест с Х по VII тысячелетие до Р. Х. истребляло газелей, судя по обнаруженным костям, целыми стадами. Такие животные, как овцы, лошади, быки, на которых легче охотиться, к концу ледникового периода были истреблены и не могли больше служить главным источником пищи для быстро разрастающихся сообществ людей.
Огромные стада газелей блуждали в степях с севера на юг по территории, принадлежащей теперь Иордании, Сирии, Турции. Зимой они паслись возле границ с землями сегодняшней Саудовской Аравии, летом доходили до южного побережья Турции. Чтобы ловить быстроногих животных, люди нашли хитроумный прием. Они строили в степи загоны километрового размера - V-образные стены, которые в узкой части заканчивались ловушкой. В эти западни попадали целые стада.
Такая форма охоты требовала участия сотен, если не тысяч людей. Их сотрудничество начиналось уже при строительстве протяженных стен для загона, немалого труда стоил и убой массы пойманных животных. Когда по весне стада двигались на север, люди запасались буквально горами мяса, которое требовало быстрейшей консервации. Три технологии позволяли это сделать: мясо сушили, жарили и солили. И справляться с этим приходилось очень быстро, чтобы мясо не успело испортиться, да и немало нахлебников-конкурентов бродило вокруг - враждебных племен, хищных зверей и птиц.
Каменные дома без окон и дверей, освещаемые только через люк под потолком, и были теми складами, где люди сохраняли добытое мясо. Очаги нужны были для копчения мяса. Такой предстает гипотеза немецкого археолога К. Шмидта.
Правда, эта гипотеза о назначении построек Чаталь-Хойюк не отвечает на все вопросы, более того, задает новые. Если дома служили складами, то зачем было использовать их для захоронения предков? Может быть, духи усопших должны были охранять запасы пищи? Но для чего в домах делались земляные возвышения-лежанки? Может быть, во время массовой переработки мяса люди здесь же и спали? А настенные росписи? Зачем бы расписывать стены складов? Но, может быть, в те далекие времена создание запасов пищи было делом настолько важным, что росписи здесь были уместны сами по себе, а не только потому, что дома служили и усыпальницами?
Во всяком случае, Чаталь-Хойюк, по мнению ученого, никогда в каменном веке не служил жилищем для людей. И то, что в этом месте и поблизости от него нет воды, подтверждает эту гипотезу. Предполагается, что именно такой центр хранения продуктов мог способствовать появлению оседлых племен: располагая свободным временем благодаря обильным трофеям охоты, люди могли заняться приручением животных, выращиванием идущих в пищу растений.
Норвежский биолог Манфред Хойн решил на основе молекулярных исследований выяснить, из каких мест происходит злак однозернянка - прародительница современных пшениц. Однозернянка считается главной культурой времени зарождения сельского хозяйства. Из сравнения генов Хойн сделал вывод, что ее прародина находится в тех местах, где археологи ведут раскопки, о которых здесь рассказано, - на юге Турции, там, где природа создала для людей рай на Земле.
Читайте в любое время