ЗВЕЗДЫ, ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В МАРТЕ-АПРЕЛЕ 2007 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

Вот и весна на пороге. Ночи, правда, пока еще холодные, но все чаще ясные, прозрачные.

Вид звездного неба в середине марта 2007 года.

Окинем взглядом вечерний мартовский небосвод. Сумерки не закончились, а на западе уже показалась прекрасная Вечерняя звезда - Венера. Лишь только стемнеет, вся южная и юго-западная часть небосвода от зенита до горизонта засверкает яркими зимними созвездиями. Скоро они почти на полгода скроются от нас. Так что давайте не спеша посмотрим на них. Любоваться этой красотой почему-то никогда не надоедает.

Главная фигура среди зимних созвездий - хорошо знакомый многим из вас Орион. В очертаниях этого созвездия легко угадывается силуэт человека, охотника, высоко поднявшего щит и замахивающегося огромной дубиной на разъяренного быка - Тельца. Привлекает к себе внимание и Пояс Ориона - три одинаковые звезды, расположенные строго на одной линии. Если провести через них прямую и продолжить ее влево и вниз, она укажет на Сириус - необычайно красивую и самую яркую звезду земного неба.

Сириус (a Большого Пса) - одна из двух собак охотника. Вторая его собака - Малый Пес - видна тут же, неподалеку, левее Ориона. Это маленькое созвездие известно лишь благодаря своей главной звезде - яркому Проциону (0,4m). Охотник сражается с небесным быком. Его голову и грозные рога можно опознать в созвездии Тельца, которое расположено правее и выше Ориона. Морду разъяренного животного четко передает группа небольших звезд - звездное скопление Гиады. Налитый кровью глаз быка отмечен яркой оранжевой звездой Альдебаран. Забавно, что собаки охотника, удостоенные даже того, что их поместили на небо, облаивают противника из-за спины хозяина: видимо, бык им кажется уж слишком страшным, и они не рискуют подойти ближе.

Выше Проциона - еще две яркие звезды - Кастор и Поллукс. Это персонажи уже другого, тоже очень известного древнегреческого мифа о братьях-близнецах.

Правее и выше Близнецов расположено хорошо узнаваемое созвездие - Возничий. Это пятиугольник из довольно ярких звезд. Одна из них, желтоватая - Капелла (в переводе с латыни Capella - коза, козочка), относится к самым ярким звездам небосвода (блеск 0,08m). Она принадлежит к спектральному классу желтых звезд, то есть к тому же, что и наше Солнце. Благодаря своему цвету Капелла часто хорошо видна даже сквозь тонкие облака, когда другие звезды уже скрылись. На том же эффекте основано действие желтых противотуманных фар автомобилей и светофильтров для биноклей. Рядом с Капеллой виден маленький треугольник из неярких звездочек - их называют Козлятами.

Около полуночи зимние созвездия начнут склоняться к западу и одно за другим уходить за горизонт. На их место поднимутся весенние. Первое из них Лев. Оно было видно уже вечером, одновременно с зимними, только совсем невысоко на востоке. Самая яркая звезда Льва - Регул (1,4m). В очертаниях созвездия можно без труда опознать фигуру царя зверей. Левее и ниже видно другое зодиакальное созвездие - Дева. Чтобы рассмотреть в нем женскую фигуру, нужна незаурядная фантазия. Обычно наблюдатели представляют его себе в виде ромба, поставленного вертикально, нижний угол которого украшает Спика (1,1m), главная звезда Девы.

Вскоре после полуночи в зените окажется хорошо знакомая каждому из нас с детства Большая Медведица - "Ковш". Его ручка почти точно указывает на яркую оранжевую звезду - Арктур (a Волопаса) и вообще самую яркую звезду в небе Северного полушария Земли.

Увлекшись разглядыванием созвездий, не упустите Венеру. Своим блеском -4,0m она далеко превосходит все остальные и звезды и планеты неба. Ее яркий немигающий "фонарь", неподвижно висящий на западе, поклонники уфологии частенько принимают за НЛО или что-то подобное. Однако лишь один взгляд в телескоп, даже самый скромный, рассеет все сомнения и четко покажет вам небольшой, слегка ущербный диск планеты. В начале марта он почти круглый (фаза = 87%), а к концу апреля будет похож, скорее, на полумесяц (фаза = 70%). За это время видимый диаметр планеты мало изменится (с 12 до 16"). С каждым вечером Венера будет подниматься все выше и сиять дольше. Наконец-то заканчивается двухлетний период ее неблагоприятной видимости, и это замечательно! Мы уже успели соскучиться по прекрасной Вечерней звезде.

Вторая планета, которая в эти весенние месяцы несомненно привлечет внимание астрономов -любителей конечно же Сатурн. Он медленно движется на фоне созвездия Льва, недалеко от Регула, заметно превосходя его в блеске. Планета заканчивает описывать очередную ежегодную петлю, после чего, 19 апреля, она сменит свое попятное движение (то есть от востока к западу) на прямое. Вблизи этой даты нам будет казаться, что Сатурн замер на небе, тогда как в любое другое время его смещение относительно звезд день ото дня можно обнаружить с помощью любого оптического инструмента. Знаменитые кольца Сатурна видны в подзорные трубы и даже в бинокли. Но чтобы хорошо рассмотреть строение колец, а также проследить за движением наиболее крупных ярких спутников, потребуется все же телескоп, хотя бы скромный.

Третья и последняя планета, которую можно увидеть в описываемый период, - Юпитер. "Царь планет" будет появляться незадолго до рассвета низко на юго-западе, а к наступлению утра исчезать на высоте всего лишь около 10°. Наблюдать его в телескоп в таких условиях конечно же бессмысленно. Придется подождать еще год-два, пока он не выберется из южных созвездий Змееносца и Стрельца, где "гостит" уже несколько лет.

Многим, особенно начинающим любителям астрономии сейчас мы рекомендуем обратить особое внимание на простой и удобный объект для наблюдений, который почти "всегда под рукой", - на Луну. В наступающие месяцы она будет особенно интересна и "покажет все, на что способна", а в первый день марта почти полная Луна будет красоваться рядом с Сатурном. Через несколько часов, утром 2 марта, наступит полнолуние. Но до этого произойдет интересное событие, на которое непременно обратят внимание все астрономы-любители. Двигаясь вокруг Земли, Луна окажется точно между ней и Сатурном и на некоторое время закроет его. В разных городах России длительность этого явления будет различной - от 30 минут до почти полутора часов. В Москве покрытие начнется в 5 ч 18 мин, а закончится в 6 ч 07 мин утра.

На следующую ночь Луна закроет звезду Регул. К сожалению, это явление будет видно только в Сибири и на части Дальнего Востока России. А вот на следующую ночь нас ожидает уже настоящее, "перворазрядное" небесное явление, которое привлечет внимание всего общества.

В ночь с 3 на 4 марта Луна войдет в тень, отбрасываемую Землей, - наступит полное лунное затмение. Оно будет видно на всей европейской части страны. Полная фаза начнется в 0 ч 30 мин московского времени, а закончится в 4 ч 11 мин. Момент наибольшей фазы наступит в 2 ч 20 мин. Советуем заранее подготовиться к наблюдению этого интересного явления. Наилучшими приборами для наблюдения будут хорошие бинокли и небольшие телескопы. Фотографировать ход затмения имеет смысл аппаратами с длиннофокусными (не менее 200 мм) объектива ми. Известно, что внешний вид Луны, ее цвет в то время, когда она находится в тени, значительно различаются от затмения к затмению. Вам предстоит увидеть, каким он окажется на этот раз...

Но и тут небесные явления, связанные с Луной, еще не закончатся. Ровно через половину лунного цикла, когда наш спутник будет проходить между Солнцем и Землей, наступит другое затмение - на этот раз солнечное. К сожалению, оно будет частным, то есть Луна закроет от нас не весь солнечный диск, а лишь его часть. 19 марта наблюдать это смогут жители Урала и прилегающих областей. Здесь Солнце взойдет уже в фазе затмения. Вы окажетесь свидетелями поразительного зрелища: из-за горизонта светило появится в виде серпа, причем "рогами" вверх. На востоке европейской территории страны можно будет видеть окончание этого явления во время восхода Солнца, а западнее линии Астрахань - Архангельск затмение закончится как раз к восходу светила.

Проследите за движением Луны в остальное время. После полнолуния и затмения в начале марта (оно произойдет в созвездии Льва) на следующую ночь Луна почти на четверо суток окажется в созвездии Девы (7 марта она будет видна в 5° от Спики). 9 и 10 марта пройдет по Весам, затем окажется в Скорпионе и практически скроется от наблюдателя. Вновь появится на небе 20 марта в виде тонюсенького "новорожденного" серпика. Найти ее в фазе, равной 4% - непростая задача и достойная цель для настоящего наблюдателя. На следующий вечер серпик будет виден рядом с Венерой, что облегчит ваши поиски. Хороший снимок Луны и Венеры в момент такого соединения украсит коллекцию любого серьезного астрофотоохотника.

21 марта наступит весеннее равноденствие. Это означает, что центр солнечного диска при своем видимом годичном перемещении по эклиптике пересечет небесный экватор и перейдет в Северное полушарие. День сравняется по продолжительности с ночью. Этот момент считается началом астрономической весны в нашем полушарии.

Через два дня Луна выйдет из созвездия Овна и окажется в Тельце (23 марта неподалеку от Плеяд). Первая четверть наступит 25 марта. Луна в этот вечер пересечет границу Возничего и Близнецов. А 29 марта она уже будет в созвездии Льва посередине между Регулом и Сатурном. Полнолуние ожидается 2 апреля в созвездии Девы. Еще через несколько дней Луна уйдет в южные созвездия и вскоре почти скроется от нас. Очередной период наблюдений наступит вечером 19 апреля, когда тонкий серпик окажется точно в Плеядах - это будет редкое и очень красивое зрелище, особенно приятное для визуального наблюдателя: серп не слепит глаза, а вид слабо светящейся теневой части Луны на густом звездном фоне необычайно хорош.

В последующие дни путь спутника Земли будет очень похож на тот, что мы видели месяцем раньше. 20 апреля Луна неподалеку от Венеры (на 6° выше). 22-го и 23-го минует созвездие Близнецов (первая четверть 24 апреля), а 25-го будет вновь видна между Сатурном и Регулом.