РЕЗКИЙ ПОВОРОТ И КОСОГОР
Кандидат технических наук Э. НИКУЛЬНИКОВ, заместитель заведующего отделением ФГУП "НИЦИАМТ". Фото Д. Зыкова.
С каждым днем автомобилей на дорогах становится все больше, мощность их двигателей и соответственно скорости растут, и даже небольшие ошибки в управлении приводят подчас к непоправимым последствиям. Статистика дорожных происшествий в России говорит, что за год в стране гибнут около 35 тысяч человек и более 200 тысяч получают ранения разной степени тяжести. Почти четверть аварий связана, как говорят специалисты, "с непреднамеренными (неуправляемыми) съездами автомобилей с дороги". За этой сухой фразой стоят страшные цифры: в авариях такого типа погибает каждый пятый пострадавший.
Казалось бы, бороться с "непреднамеренными съездами" несложно - достаточно установить на опасных участках вдоль дорог (по краям оврагов или ущелий, на мостах, на насыпях) ограждения, и проблема решена. Многие годы дорожники так и поступали. Однако оказалось, что далеко не всякие ограждения гарантируют безопасность: некоторые - при наезде на них даже небольшого легкового автомобиля просто разрушаются, а для тяжелого грузовика или автобуса вообще не помеха. Другие, что, может быть, еще хуже - ломаются так, что обломки попадают в салон машины; третьи - чрезмерно прочны, и потерявшая управление машина, врезавшись в такую "стену", выезжает на встречную полосу.
В 1995 году в Европе был принят специальный стандарт, в котором оговорены требования к дорожным ограждениям; на его основе в 1999 году Федеральная дорожная служба России разработала отраслевые нормы "Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах" (ОДН 218.012-99). Документ предписывает устанавливать дорожные ограждения различной удерживающей способности в зависимости от категорий дорог, их параметров, уровня загрузки, радиусов кривизны в плане, наличия уклонов и потенциально опасных зон и объектов вблизи дороги.
Основные требования, предъявляемые стандартом к дорожным ограждениям, таковы:
- врезавшийся в ограждение автомобиль не должен опрокидываться как через ограждение, так и в сторону полосы движения; не должен разворачиваться после контакта с ограждением в сторону увеличения угла наезда и прорывать ограждение;
- ограждение должно корректировать траекторию наехавшего транспортного средства, то есть "контакт" машины с ограждением должен завершаться ее выбегом в пределах прямоугольной площадки с регламентированными размерами;
- ограждение должно обладать энергопоглощающими свойствами и обеспечивать низкий уровень перегрузок, действующих на автомобиль. При ударе в ограждение продольная перегрузка в центре масс автомобиля не должна превышать 10 g, поперечная перегрузка, действующая на водителя и пассажира, - 5 g, на перевозимый груз - не более 6 g. Элементы ограждения при этом не должны падать на проезжую часть и попадать в салон автомобиля;
- при наезде автомобиля на ограждение не допускается деформация пассажирского салона;
- после аварии ограждения не должны представлять опасности для других транспортных средств.
Полномасштабные испытания дорожных ограждений уже более 15 лет проводит ФГУП "НИЦИАМТ" - Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники на специально разработанном для этих целей комплексе. На испытательной площадке в ограждение раз за разом "запускают" автомобили различной массы и на разных скоростях, при помощи специальных датчиков измеряют инерционные перегрузки, проверяют степень деформации салона и деформацию ограждения, фиксируют траекторию движения машины после удара, изучают все разрушения ограждения, степень безопасности пассажиров, пешеходов и транспортного средства. Автомобиль разгоняют по направляющему рельсу при помощи мощного тягача и системы блоков до расчетной скорости. В соответствии с международным стандартом режимов испытаний для легкового автомобиля это более 100 км/ч, для тяжелого грузовика и автобуса - 80-85 км/ч. Машина должна врезаться в ограждение под углом 20 градусов и после удара оставаться в пределах своей полосы движения. Гашение энергии происходит за счет пластических деформаций всех элементов барьера - вертикальных и наклонных стоек, горизонтальных балок, амортизаторов - и натяжения основной балки.
За последние четыре года специалисты Дмитровского полигона испытали несколько десятков типов ограждений, среди них конструкции, установленные на МКАД, на третьем транспортном кольце в Москве, на федеральных автомобильных трассах центральной европейской части России и в других регионах. Эти ограждения полностью соответствуют отечественным и международным стандартам и спасли уже немало жизней.
Читайте в любое время