ВЕСЬ ВЕЧЕР НА АРЕНЕ

К. ГАНЕШИН.

На что способны животные, насколько они смышленые, каковы их скрытые резервы? Над этими вопросами размышляют не только ученые, но и дрессировщики - артисты цирка. Именно им удается подчинять себе гордых и своенравных зверей, держать инстинкт хищников под контролем, добиваться от них исполнения невероятно сложных трюков. О некоторых секретах "королей" манежа рассказывает Кирилл Владимирович ГАНЕШИН. В разное время он беседовал со многими знаменитыми дрессировщиками страны (см. "Наука и жизнь" № 4, 1983 г.; № 6, 1984 г.; №№ 9, 12, 1986 г.; № 1, 1991 г.). В дневниковых записях журналиста остались интересные, не публиковавшиеся ранее факты.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Выступают дрессированные слоны народного артиста России Анатолия Александровича Корнилова.
Народный артист СССР дрессировщик Валентин Иванович Филатов с группой медведей-велосипедистов.
Народная артистка России Тереза Васильевна Дурова в номере со слоном.
Хищники и травоядные на арене становятся партнерами. Дрессировщик - народный артист России Мстислав Михайлович Запашный.
Слон делает стойку на передних ногах. Дрессировщик - заслуженная артистка России Нина Андреевна Корнилова.
Красочный номер дрессировщиков династии Корниловых - Дементьевых.
Заслуженный артист России Юрий Юрьевич Дуров с дрессированными слонами.
"Триумф XXI века - тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе".
Под куполом цирка Мстислав Запашный-младший с тигрицей Джиной на шаре, символизиру ющем нашу планету.

Дрессировка (от французского слова "dresser" - "обучать, натаскивать, выправлять") - приручение и подготовка животного к демонстрации трюков - существует с незапамятных времен. Укротители зверей выступали на аренах амфитеатров Древней Греции и Древнего Рима. В средневековой Европе странствующие комедианты показывали номера с дрессированными животными в ярмарочных театрах. В России поводыри медведей участвовали в народных гуляньях, ходили по улицам, показывая, на что способны их подопечные. Со второй половины XVIII века в передвижных зверинцах (зооцирках) стали показывать дрессированных хищных зверей. Одним из первых цирковых укротителей был француз А. Мартен, подготовивший в 1831 году номер со львами.

До 1890-х годов дрессировали главным образом группы однородных животных. Позднее зрители увидели смешанную дрессуру: хищников и травоядных. Ее родоначальником был немецкий дрессировщик Карл Гагенбек. В русском цирке пионером смешанной дрессуры стал Владимир Леонидович Дуров.

***

Восторгаясь трюками дрессированных зверей, мы подчас не задумываемся над тем, насколько они сложны. Чтобы выработать у четвероного артиста стойкие условные рефлексы, заставляющие его реагировать на тот или иной сигнал дрессировщика ответным действием, нужны длительные тренировки. Дрессировщик должен хорошо понимать психологию животного и уметь доказать зверю, что по бесстрашию и силе воли превосходит его.

Вот на манеж выбегают два медведя на задних лапах. Им дают в передние лапы сверкающие медью фанфары. Они прикладывают их мундштуком к пасти, поднимают почти вертикально. Зал оглашают торжественные звуки труб.

Конечно, музыка несется из динамиков. В фанфары же вмонтированы сосуды со сгущенным молоком. Медведи высасывают его, а чтобы оно лилось быстрее, закидывают фанфары вверх.

Обучение сводилось к тому, чтобы медведи по команде поднимались на задние лапы и так передвигались. Еще их приучали пить из бутылки, запрятанной в медной трубе, а вовсе не быть герольдами.

Во многих номерах животные демонстрируют очень сложные действия и проявляют сообразительность. Не раз писали о медведях на велосипедах. Без всякого обмана они вертят педали, управляют рулем. Вначале медведя знакомили с непривычным предметом, усаживали на него, показывали, как вращать педали, пользоваться рулем. При первых попытках поехать - поддерживали. Кстати, так же обучают езде на велосипеде и ребенка.

Оказалось, что косолапые мишки способны четко координировать свои движения. Они осознают, что машина движется и не падает, если задними лапами крутить педали, поворотами руля выравнивать ее, а чтобы велосипед не накренялся, нужно менять положение корпуса.

Впервые в России зрители увидели медведя на велосипеде в 1924 году. Его привез гастролер из Франции Эдварде. Дрессировщик с помощью ассистента сажал медведя на велосипед, а потом держал животного на длинной веревке, координируя его действия. Несколько лет спустя в номере русского дрессировщика Трофима Григорьевича Исаенкова медведь катался на велосипеде совершенно самостоятельно, причем не только двигался по кругу, но и показывал фигурную езду, исполняя восьмерки.

Позже у известного дрессировщика Валентина Ивановича Филатова по манежу разъезжала группа медведей-велосипедистов. Двигаясь навстречу друг другу, они ловко маневрировали и не сталкивались. Дрессировщик очень скоро убедился, что его подопечные сознательно управляют велосипедом. Езда для них все же работа, и мишки знают, что затем их ждут отдых и ужин. Филатов обратил внимание, что они стараются сократить свой путь по кругу, едут не вдоль барьера, а направляют машину к центру, вертятся на небольшом пятачке. Видно, сообразили, что так путь к ужину короче.

Дрессировщики доказали, что любой медведь из таежной глуши способен стать велосипедистом. Но не только. У Филатова медведи начали лихо кататься на ревущих мотоциклах. Человек заводит двигатель машины, а медведь самостоятельно управляет ею, объезжает препятствия, сворачивает в нужную сторону.

***

На велосипедах и мотоциклах катаются и шимпанзе. Дрессировщики супруги Ванда Константиновна и Валентин Федорович Ивановы не раз убеждались, что обезьяны ездят более увлеченно и азартно, чем медведи. Если по манежу движутся на мотоциклах два шимпанзе, то непременно стараются обогнать один другого и, вырвавшись вперед, не уступают лидерства. Однажды Ивановы наблюдали, как шимпанзе по кличке Иван, разогнавшись, въехал на отвесную стенку барьера. Машина двигалась наклонно, дрессировщики с тревогой ожидали, что лихач сорвется, ударится. Но он выправил машину и потом много раз повторял этот трюк, демонстрируя езду по вертикальной стене. (На внутренней поверхности огромного цилиндра артистам помогает удерживаться центробежная сила.) Езда на мотоцикле стала для Ивана, как и его сородичей, любимым занятием, может быть, развлечением. В сообразительности обезьян люди убеждались множество раз, но только в цирке эти животные стали управлять мотоциклом.

***

Слон - единственное животное, у которого нет врагов, даже львы не решаются нападать на него. В Индии слонов с давних пор приучают таскать тяжести. В армиях древних народов они были предшественниками танков, которых ничем не остановить. Однако, несмотря на мощь, слоны довольно трусливы, порой малейшая неожиданность наводит на них панический страх. Ночью они никогда не спят все одновременно - один обязательно дежурит, пока его не сменит другой. Осознавая свои размеры и вес, эти великаны с опаской ступают на настил или мостик, иногда отказываются пройти по нему. Животные, как и люди, наделены различными характерами и тоже бывают в плохом настроении, особенно раздражительны в брачный период.

Руководитель номера со слонами народный артист России Анатолий Александрович Корнилов рассказывал, как один из слонов "воевал" с электрической лампой, свет которой раздражал его. Дотянуться до лампы хоботом слон не мог, и он бросал в нее все, что способен был схватить: оставленное кем-то ведро, швабру. Иной раз ему удавалось добиться желаемой темноты. Что это - первый шаг к использованию какого-то орудия? Корнилов провел такой эксперимент. В отдалении от слона положили банан. На пол к ногам животного бросили бечевки, к одной из которых этот банан был привязан. Слон вначале попытался дотянуться до банана хоботом. Не смог. Чуть помедлив, решительно ухватил нужную бечевку, потянул и овладел лакомством.

Дрессировщики задумались: а нельзя ли представить огромных, тяжеловесных слонов в ином качестве, раскрыть возможности, которые у них трудно даже предположить. И вот уже в цирке слоны проходят по буму, по существу, по одному бревну, а то и по двум параллельно натянутым канатам. Удерживают равновесие, стоя на двух ногах. В каких-то случаях стоят на одной ноге на маленькой вращающейся тумбе. Или, взобравшись на большой шар и переступая ногами, заставляют шар катиться в нужном направлении. Разумеется, ничего похожего на воле им проделывать не приходится.

Самое сложное в работе дрессировщика - растолковать животному, что он должен освоить. Поняв, слон способен на многое. Он прекрасно координирует движения, демонстрирует сложные упражнения. Посмотрев на это, уже неловко говорить: "Как слон в посудной лавке".

***

Нередко в цирке в одном номере объединяют хищников и травоядных, которые в природе не могут оказаться в общей компании. Лиса спокойно сидит рядом с зайцем, но не покушается на него, а тот не пускается в бега. Выходят вместе на манеж слоны и львы, коровы и медведи. Есть номера, в которых носорог катает на спине тигра, обезьяны и собаки запрыгивают на бегущего бегемота. Лошади возят тигров. Разумеется, принимаются меры, чтобы хищник даже случайно, скажем, не поранил, не оцарапал лошадь - для этого ее спину покрывают специальной, практически не пробиваемой попоной. За время репетиций лошадь и ее полосатый наездник становятся партнерами; оказавшись вместе на манеже, сразу узнают друг друга. У них развивается взаимное доверие. Если в сложившейся паре кого-то пытаются заменить, то тигр не решается приблизиться к незнакомой лошади, вспрыгнуть на нее, лошадь нервничает, отказывается подставить незнакомцу спину. Нужно время, чтобы они привыкли друг к другу и исполнили то, что требуется. Похоже, хищники и травоядные осознают, что между ними возможно общение, мирное сосуществование.

Соединение в одной группе нескольких животных и приручение их к терпимому соседству - кропотливый труд. Обычно для таких номеров подбирают молодняк из зоопарков или цирков и очень редко берут зверей, рожденных на воле.

Дрессировщики постоянно общаются со своими подопечными. Следят за их самочувствием, аппетитом, поведением в различных условиях, например во время переездов. Так накапливаются весьма интересные наблюдения.

***

Цирковые животные часто оказываются в необычных ситуациях и проявляют недюжинную смекалку.

Борис Эдер, успешно дрессировавший хищников, одно время выступал с медведями. Его медведи-канатоходцы ходили по двум довольно высоко протянутым параллельным канатам. Правыми лапами опирались на один канат, левыми - на другой. Однажды на репетиции ассистенты по небрежности пустили по канатам двух медведей навстречу друг другу. Когда Эдер это заметил, пришел в ужас. Медведи не смогут повернуть назад. Пятиться они не приучены. Наконец, нет приспособления, чтобы снять их с такой высоты. Звери сошлись нос к носу. Эдер опасался худшего - сейчас начнут толкаться, чтобы освободить дорогу, сорвутся и разобьются. Но тут один медведь лег на канаты, прижался к ним, другой перебрался через него, и они продолжили двигаться каждый в своем направлении. Дрессировщик был восхищен - его подопечные сами нашли выход из непреодолимого, казалось бы, положения. И каким-то образом еще определили, кому из них лечь, а кому переползти по чужой спине.

Творческий труд укротителей расширяет наши представления о физических и "интеллектуальных" способностях зверей. Нередко открытия дрессировщиков подтверждают предположения ученых.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки