О МАТЕМАТИКЕ И МАТЕМАТИКАХ С ИРОНИЕЙ И ЛЮБОВЬЮ
С. ТРАНКОВСКИЙ.
Илья Славутский. "И в шутку и всерьез о математике (из записных книжек)". Санкт-Петербург, 1998 г.
Много лет назад настоящий ажиотаж вызвал сборник забавных историй, пародий и шуток на научную тему - "Физики шутят". Сборник с неизменным успехом выдержал несколько переизданий, но представители других областей науки желания пошутить за это время так и не проявили (занимались этим только композиторы и журналисты). Замечательная книга английского математика Дж. Литлвуда "Математическая смесь" хотя и содержит несколько забавных историй, но предназначена все-таки для специалистов. Пробел в какой-то мере восполнила книга петербургского математика И. Славутского "И в шутку и всерьез о математике" *. В какой-то мере потому, что только часть ее разделов можно озаглавить "Математики шутят". Наряду с ними в книге есть серьезные рассуждения о путях науки и воспоминания о судьбах - далеко не легких - товарищей и коллег.
Книга являет нам пример того, что даже самая серьезная наука (а что может быть серьезнее физики и математики?) может дать пищу для шуток, иронии, забавных и поучительных историй, интересных не только математикам. Ибо, как сказал Дж. Литлвуд (его слова вынесены в эпиграф), "хорошая математическая шутка лучше дюжины посредственных работ". Омрачает впечатление от книги только невероятное количество опечаток.
Публикуем несколько забавных историй из книги И. Славутского.
Шестидесяти лет от роду Гаусс стал изучать русский язык и уже через два года смог не только прочесть работы Лобачевского, но и бегло говорить по-русски, а также читать в подлиннике Пушкина. Особенно нравился ему "Борис Годунов".
Р., профессор ЛГУ, приходит в школу, где обучается его дочь. В беседе с учительницей математики он жалуется на бестолковость своего чада. Тактичная учительница всячески его успокаивает, мол, обыкновенный ребенок, и какая уж особая "толковость" может быть в восемь лет...
- А вот позовите-ка разумного одноклассника, - настаивает отец, - и я Вам покажу разницу!
Учительница - разговор идет на перемене - выхватывает из стайки проносящихся детей мальчонку с ясными глазенками, и профессор, в те годы человек не старый, обращается к нему без предисловий:
- Скажи, пожалуйста, сколько ватт в киловатте?
Мальчишка смущенно пожимает плечами и говорит:
- Я не знаю, что такое ватт... Но килограмм содержит 1000 граммов. Наверное, в киловатте 1000 ватт...
- Вот видите! - торжествующе кричит отец девочки, отпустив сбежавшего с облегчением парнишку. - Моя дура начала бы реветь: "Мы этого не проходили, учительница не объясняла..." Вот в чем разница!
Ректору Ленинградского университета известному геометру профессору А. Д. Александрову на стол легло заявление "Прошу принять меня в ОСПИРАНТУРУ..." В ответ он наложил резолюцию "АТКАЗАТЬ".
... Чебышев предпочитал читать классиков и редко обращался к работам современников... Традиция живуча! Спустя сто лет один из ленинградских профессоров про своего коллегу-математика говаривал:
- Он из наших, петербургских... Он читать не любит!
Когда в университетской столовой появились три варианта качественно различных обедов (с соответствующим разбросом цен), то эти обеды в порядке убывания цен именовались студентами соответственно действительные, комплексные и чисто мнимые.
Мой школьный учитель нытье некоторых моих одноклассников: "Ну, у меня же правильный ответ..." прерывал примером:
- Я сокращаю дробь, вычеркивая в числителе и знаменателе одинаковые цифры... Правильно ли это?
- Не-е... Так нельзя...
- Почему нельзя? Вот смотри: 26/65 = 2/5! Верный ответ?
- Да-а... - тянет ученик, сократив в уме на 13, - верный...
- Ну, вот видишь, и нелепые действия могут привести к правильному ответу!
- Простите, господин учитель, но его звали не Исаак Ньютон, а Бином Ньютон...
Когда девятнадцатилетний Леонард Эйлер представил Парижской Академии наук в 1725 году решение проблемы выбора наилучшего места на корабле для установки мачты и выиграл конкурс, то он к этому моменту ни разу не видел моря и морских судов...
Старушка-помещица, тетушка М. В. Остроградского, слыша украинский акцент, не покидавший знаменитого племянника всю жизнь, с грустью говаривала:
- Ах, Миша, Миша, и чему ты учился в Париже?! Ты даже по-русски не выучился говорить как следует...
Можно дискутировать о том, в каком объеме
человеку необходимо знать математику. Но
действительность всегда забавнее любого
анекдота... При въезде в США при проверке уровня
образования известного физика, нобелевского
лауреата Энрико Ферми попросили найти сумму
15 + 27 = ?
Читайте в любое время