И КРУГОВЕРТЬ КВАДРАТА
Н. ПЛАКСИН, международный арбитр по шахматной композиции.
Хорошо известно, что четвертый чемпион мира Александр Алехин блестяще проводил многочисленные сеансы одновременной игры вслепую. И это не удивительно: "Алехин обладал самой замечательной шахматной памятью, которая когда-либо существовала", - отмечал другой чемпион мира - Капабланка. В 1914 году Алехин, не глядя на доску, составил свою единственную шахматную задачу... А полвека спустя произошел случай еще более редкостный: гроссмейстер Александр Грин опубликовал задачу, которая ему просто-напросто приснилась. Действительно, в сновидениях бывает возможным подчас даже и невозможное. Вспомним поистине сверхъестественный феномен, взбудораживший в 1888 году не только заштатный американский городок Килкенни... Оказывается, там два профессора-лингвиста составляли толковый словарь. И вот, дойдя до слова "кошка", они признались друг другу, что видели во сне силуэты котят. Удивительно, но эти симпатичные киски были вылитые близнецы-братья, запечатленные в оригинальном стиле шахматной мозаики:
№ 1
(Иллюстрация 1)
Мат в 4 хода
№ 2
(Иллюстрация 2)
Мат в 4 хода
Мы привели сюжет из юморески Сэмюэля Лойда, остроумные шахматные, логические и математические задачи которого популярны и в наши дни. И не случайно еще О. Генри заметил, что иной раз приходится "блуждать, как потерянная душа в головоломке Сэма Лойда..." Но вернемся к загадочным "котятам".
Решение задачи № 1 начинается с шахов: 1.Кd3-f4+ Kpe2:f2 2.Kf4:h3+ Kpf2-e2 3.c7-c8Ф(С) и 4.Ф(С)с8-а6x. Если 2... Кpf2:g3, то 3.Ке3-f5+ Kpg3:h3 и 4.Сh5-g4x. Другой план действий - 1.с8К? и 2.К:е7 - опровергается путем 1...Л:h1 и 2...g1К!, поскольку дальнейший маневр белых - 3.К7d5 (с предвкушением ударов 4.Кс3x или 4.Кf4x) приводит к пату черных. Но превращение белой пешки в коня как раз и оказывается решающим в № 2: 1.b7-b8К! (с угрозой 2.Кb8:d7, 3.Кd7-с5 и 4.Кс5-b3x или 4.Кс5-е4x) 1...d7-d5 2.Kb8-c6 d5:c4 3.Kc3-e4+ Kpd2:e2 4.Kc6-d4x. А канонада шахов черному королю теперь не страшна: 1.Ке4+? Кp:е2 2.К:g3+ Кp:f3 3.Ke5+ Kp:g3 4.Сf4+ и 4...Kph3 (или 4...Kph4)!
111 лет по страницам шахматных изданий прогуливаются "котята-близнецы", несмотря на некоторую виртуальность их облика - в смысле нелегальности... В позиции № 1 расположение черных пешек на вертикалях "h" и "g" вызывает суммарный дебаланс белых фигур: 15 (на диаграмме) + 2 (взято g:h и f:g) = 17. И хотя в № 2 у белых порядок и наведен - 15 + 1 (взято h:g) = 16, но при этом черные пешки прошли на поля b2 и f2 по своим вертикалям, и материальные фонды черных, увы, слегка перерасходованы: 9 (на диаграмме) + 4 (взято с:b, d:c и b:a:b или b:с:b, обходя черную пешку b2) + 4 (еще взято h:g, g:f и f:е:f или f:g:f, освобождая путь черной пешке на f2) = 17... Кстати, применив двойную черно-белую бухгалтерию, можно уловить дебаланс черных и в № 1... Недавно в Москве был предложен вариант реструктуризации этих изобразительных задач Лойда, выполненный в экономичной одноходовой форме:
№ 3. А. КОРНИЛОВ, 1999
(Иллюстрация 3)
Мат в 1 ход
а) диаграмма,
б) сдвинуть все фигуры на один ряд влево.
В № 3а исключено поспешное решение - Фg1-f1x?, поскольку нельзя указать никакого последнего хода черных; значит, очередь хода за ними, и на шах черных - f2:g1Ф+ белые дают мат - Кf3:g1x! В позиции-близнеце № 3б тоже ход за черными, они и матуют - Кg1-h3x!
В рассмотренных выше иллюстрациях Лойда к юмореске "Кошки из Килкенни" интересна, прежде всего, не эффектность решений, а идея составления разных задач без изменения расположения фигур относительно друг друга. Идея эта получила развитие в разнообразнейших жанрах композиции. Полюбуйтесь, например, элегантной "трехрядкой" итальянского маэстро:
№ 4. Л. ЧЕРИАНИ, 1929
(Иллюстрация 4)
Добавить белого слона и дать мат в 1 ход:
а) диаграмма,
б) сдвинуть фигуры на 1 ряд влево,
в) сдвинуть фигуры на 2 ряда влево.
Казалось бы, решить задачу № 4а можно, добавив белого слона на поле g8 и дав мат ходом Сg8:f7x. Но тогда, при черных пешках f7 и h7, белый слон g8 был бы превращенным, а это отрицается дебалансом черных фигур: 8 (на диаграмме) + 9 (взято с:d:e:f:g7-g8C и b2:с:d:е:f:g7) = 17. Поэтому ставим белого слона на поле b1 и даем мат - 1.Сb1-а2x! Аналогичное решение в позиции № 4б (с белым слоном а1), очевидно, не проходит, поэтому ставим белого слона на f8, даем мат - 1.Сf8:е7x! и убеждаемся, что ресурсы черных не нарушены: 8 + 6 (взято b:с:d:e:f7-f8C и h:g:f7) + 1 (черный чернопольный слон был взят на f8) = 15. И, наконец, в № 4в добавление белого слона на е8 (с матом - Се8:d7x) к дебалансу черных не привело бы - 8 + 6 (взято g:f:e7-e8C и h:g:f:e7) = 14, но... Но на такой вариант не хватило бы белых фигур: 9 (на диаграмме) + 1 (слон, добавленный на е8) + 6 (взято черными пешками - b7:а6, с7:b6:a5 и g7:f6:е5:d4) + 1 (белый чернопольный слон взят на с1) = 17. Поэтому, не нарушая баланса белых, ставим белого слона именно на поле с1 и даем мат пешкой - 1.b2-b3x!
Методика сдвига фигур на шахматной доске применима не только по направлению горизонта лей, но и по вертикалям:
№ 5а. М. АДАБАШЕВ, 1938
(Иллюстрация 5)
Белые возвращают назад свой последний ход и дают мат в 1 ход.
Из позиции № 5а можно получить еще две задачи, сдвинув все семь фигур вверх: на два ряда (№ 5б) и на три ряда (№ 5в). Для решения этих трех миниатюр-близнецов достаточно вспомнить различные особенности выполнения пешечных ходов... Мы же обратим внимание на возможность реализации идеи Лойда без сдвига фигур:
№ 6а. В. ПАУЛИ, 1911
(Иллюстрация 6)
Мат в 3 хода
В № 6а решает 1.0-0-0! с угрозой 2.Лd8х и такими вариантами: 1...Кd3+ 2.Л:d3 0-0 3.Лg3x, 1...Ка2+ 2.Л:а2 0-0 3.Лg1x, 1...Кd5 2.Л:d5 0-0 3.Лg5x, 1...Кс6 2.bc и 3.Лd8x (если 2...0-0, то 3.Лg1x). А другое вступление - 1.Л:а6? - опровергается защитой - 1...0-0!
Теперь обратимся к задаче № 6б, где автор - румынский математик и астроном Вольфганг Паули - предложил зеркальное расположение фигур предыдущей позиции:
№ 6б
(Иллюстрация 7)
Мат в 3 хода
1.Л:h6! К:h6 2.Ле2 и 3.Ле8x, 1...К:f2+ 2.Крс2 (1... Ке3+ Крс1) и 3.Лh8x. Решение, как видим, стало иным... В книге Е. И. Умнова "Шахматная задача ХХ века" (1966 г.) отмечалось, что "зеркальное отражение позиции на доске относительно вертикальной оси ничего не меняет в ней. Композиторы пользуются этим, выбирая обычно из двух возможных редакций ту, в которой большая часть фигур расположена на белых полях. Однако есть один ход в шахматах, который не сохраняется при зеркальном отражении, - рокировка". Действительно, основой композиций на зеркальное отражение является возможность или невозможность выполнения рокировок, как, например, в следующей задаче:
№ 7. В. КОРОЛЬКОВ, Н. ПЛАКСИН, 1980
(Иллюстрация 8)
Мат в 1 ход?
Здесь предложена "цепочка" из квартета близнецов, последовательно получающихся один из другого следующим образом: а) диаграмма, б) зеркальное отражение, в) черная пешка d7 в предыдущей позиции передвигается на поле е7, г) предыдущий близнец в зеркале. Заметим, что только в одном случае ответ на вопрос задания в № 7 окажется положительным...
(Окончание следует.)
Читайте в любое время