КОМПАКТНЫЕ КАМЕРЫ - ОТ ПРИМИТИВА ДО СОВЕРШЕНСТВА

В. МИЛОСЛАВСКИЙ.

На российский рынок обрушилось невероятное количество разнообразных моделей компактных фотокамер - "мыльниц". Все они сильно отличаются друг от друга по возможностям и, следовательно, по цене. Чтобы хоть как-то ориентироваться в этом безбрежном море, попробуем разбить все множество моделей на несколько групп с более или менее общими свойствами и посмотрим, на что может рассчитывать покупатель.

Фотоаппарат -"мыльница" для самых маленьких.
Одноразовая "мыльница" для подводной съемки, несмотря на простоту конструкции, дает вполне приличные фотографии.

На прилавках можно встретить различные модели компактных фотоаппаратов: от дешевых (3-7 долларов), но крайне примитивных, до самых совершенных (по 300-400 долларов и выше). И поскольку цена более или менее достоверно отражает конструктивный уровень фотоаппарата и спектр его функциональных возможностей, рассмотрим возможности фотоаппаратов именно с этой точки зрения.

Начнем, естественно, с наиболее дешевых камер, цена которых не превышает 20 долларов. К этой категории относятся самые простые "Кодаки", "Солигоры" и пр., функциональных возможностей которых едва хватает для того, чтобы считаться фотоаппаратами. Получение с их помощью относительно удачных снимков - заслуга не столько самой камеры, сколько заряженной в нее пленки (большая фотографическая широта современных негативных фотопленок позволяет им "прощать" экспозиционные промахи).

Оптическая система очень примитивна и состоит, как правило, из одной пластмассовой линзочки, вроде тех, что есть на некоторых школьных линейках. О качественной прорисовке деталей снимка здесь говорить, конечно, не приходится.

Фокусировка фиксированная (на упаковке или корпусе камеры присутствует надпись "Free focus" или индекс FF). Проще говоря, наводка на резкость отсутствует вовсе, и более или менее четкими (за счет использования широкоугольного объектива с фокусным расстоянием 28-35 мм) в кадре окажутся лишь объекты, расположенные в пределах от 1,5-2 до 8-10 метров.

Видоискатель крайне прост и даже лишен каких-либо ограничительных рамок, учитывающих параллакс. Нет никаких излишеств, кроме счетчика кадров и окошка на задней стенке, сквозь которое можно убедиться в наличии кассеты и определить тип пленки. Механический затвор отрабатывает лишь одну выдержку (1/100 или 1/125 сек), да и то с большим отклонением. Перематывать пленку и устанавливать ее чувствительность надо вручную.

Встроенная вспышка слабенькая, ее мощности хватает максимум на 1,5-2 метра. У самых дешевых моделей она работает в ручном режиме, то есть включать и выключать ее фотограф должен по своему усмотрению; у тех, что подороже, - автоматическая: она включается при недостаточной освещенности объекта или контровом свете, и управлять ее работой (скажем, отключать исходя из сюжета) фотограф не может. Защита от "красных глаз" (Red eye reduction) если и есть, то малоэффективная. Индикатор готовности вспышки часто размещен вне зоны видоискателя и не виден в момент съемки.

Из преимуществ таких фотоаппаратов (кроме низкой цены) можно отметить разве что крайнюю простоту в эксплуатации и относительную независимость от элементов питания, поскольку их энергия нужна только для вспышки; все остальное - чистая механика. Так что, если у вас неожиданно "сядут" батарейки, снимать все равно будет можно, хотя и без вспышки.

Подобные фотокамеры можно порекомендовать тем, кто боится технических сложностей и предпочитает работать с одной кнопкой, или детям (специально для них выпускаются модели соответствующего дизайна).

Приемлемые снимки такой техникой можно получить только в идеальных световых условиях: в светлый (но не солнечный) день или в небольшом помещении. И если в вашем распоряжении уже имеется старенькая "Смена", то менять ее на подобные агрегаты не стоит.

Лучше уж повременить, набрав сумму, достаточную для покупки камеры из следующей ценовой группы - от 20 до 50 долларов. Эти модели имеют моторный привод подачи и перемотки пленки, видоискатель с ограничительными рамками, автоматическое определение чувствительности пленки.

Индикатор готовности вспышки вблизи видоискателя позволяет избежать недодержек, которые случаются при нажатии на спусковую кнопку в момент, когда вспышка еще не зарядилась. Фотограф может по своему усмотрению отключить или включить вспышку, чтобы затемнить или подсветить объект, сгладить контраст между зонами света и тени, избежать бликов и т. п. Относительно мощная лампочка, которая единожды или серийно (что намного эффективнее) включается за мгновение до вспышки, позволит снизить (а не устранить, как это часто преподносит нам реклама) эффект "красных глаз".

Затвор автоматически отрабатывает в лучшем случае две выдержки для дневного и искусственного освещения. Фокусировка фиксированная, минимальная дистанция съемки - 1,3-1,5 м. Объективы из более качественной оптической пластмассы, порой из 2-3 линз, позволяют получить довольно резкие снимки.

Относительно низкая цена при удовлетворительном качестве делает фотоаппараты этой группы (Pentax PC-100, Kodak Star Motor и пр.) популярными у тех, кто берет камеру в руки первый раз и пока не планирует совершенствоваться в области фотографии.

Подразумевается, что работать такими камерами будут от случая к случаю, поэтому их рабочий ресурс невелик (1 - 2 тысячи снимков). В этих пределах камеры отказывают достаточно редко (хотя бы потому, что там и ломаться-то почти нечему). Но при поломке с аппаратом, скорее всего, придется распрощаться, ибо стоимость его ремонта сравнима с ценою нового.

В диапазоне 50-100 долларов реально встретить "умные" фотоаппараты (вроде Canon Prima AF-7), дающие вполне приличные снимки.

Из функций, которыми дополнены эти камеры, в первую очередь следует отметить автофокус (Auto Focus или AF). Перспектива разбивается на несколько отрезков, и объектив автоматически реагирует на то, в каком из них находится объект, посылая к нему инфракрасные лучи и настраиваясь по отраженному сигналу. В результате ощутимо возрастает четкость негатива, а дистанция съемки уменьшается до 0,8-1 м. Объективы у таких камер часто выполнены из оптического стекла, иногда и с просветлением.

Затвор с электронным управлением отрабатывает набор выдержек от 1/50 (а порой и 1/2) до 1/250 секунды. Правда, экспозицион ный замер у них далек от совершенства, и в неблагоприятных условиях съемки брака бывает немало.

Строго говоря, камеры, цена которых лежит в пределах 100-150 долларов,- это усовершенствованные варианты моделей предыдущей категории. Более качественная оптика, позволяющая снимать с расстояния 40-60 см, многоступенчатая и многоточечная автофокусировка, модернизированные системы замера освещенности и широкий диапазон выдержек позволяют эксплуатировать камеру в разных условиях. У таких камер обычно есть автоспуск и резьба для крепления к штативу. Если в дешевых моделях рекомендуется использовать лишь негативную пленку, то в этих фотоаппаратах можно рискнуть зарядить и более привередливую слайдовую.

Заметно богаче стали их "диалоговые" возможности: традиционные индикатор готовности вспышки и счетчик кадров в таких агрегатах могут быть дополнены индикаторами фокусировки, недостатка освещенности, состояния источников тока и пр. Для экономии ресурса элементов питания многие камеры снабжены функцией автоматического отключения.

У некоторых моделей имеется несколько режимов работы: "спорт", "пейзаж", "портрет" и т.д. Для людей, не разбирающих ся в технике фотографии, которых отпугивают подобные "излишества", предусмотрен полностью автоматический режим работы (так называемая "зеленая зона").

А за сумму, превышающую 150 долларов, можно приобрести аппарат, оснащенный объективом с переменным фокусным расстоянием (Zoom). Чем больше масштаб зуммирования, тем больше свободы у фотографа. Хороший "переменник" сочетает в себе возможности типичного широкоугольного объектива с фокусным расстоянием около 30 мм (хорош для съемки пейзажей), портретного объектива с фокусом 70-80 мм и телеобъектива (100-135 мм). Но такими вооружены только дорогие модели, а те, что подешевле и попроще, могут похвастать более скромным "зумом", фокусное расстояние которого меняется, скажем, в пределах от 35 до 70 мм. Встречается и компромиссный вариант: относительно дешевые (80-120 долларов) камеры с двумя фиксированными значениями фокусного расстояния, например, 38 и 80 мм у Canon Prima BF Twin.

Но только у еще более дорогих моделей имеется набор функций и свойств, позволяющих фотоаппарату успешно работать в любых световых, климатических и прочих условиях. Это зум-объектив 35-135 мм (а то и 28-150 мм), наличие длинных (2-4 сек) и коротких (1/500-1/2000 сек) выдержек, дистанция съемки с 30-40 см, точечные замеры при экспозиции и автофокусировке, серийная (скоростная) съемка, автоматическое кадрирование в портретном режиме, корректировка экспозиции, наложение двух снимков на один кадр, многорежимная вспышка, бесшумный экономичный привод, дистанционное управление и многое другое. Правда, иногда, чтобы привлечь покупателя, производители оснащают фотокамеру функциями, не характерными для ее ценового уровня. В этом случае надо внимательно ознакомиться со спецификацией: скорее всего, снабдив модель одним дорогим узлом, разработчики не преминули сэкономить на других.

В разного рода палатках и даже секциях фототоваров крупных магазинов приобретать можно лишь самые примитивные камеры. За сложной техникой надо отправляться в специализированные магазины. Хотя цены здесь выше, вы получаете товар от надежного поставщика и толкового продавца, который не только проверит камеру, но и даст дельный совет по ее эксплуатации.

Обратите внимание и на источники питания. Многие камеры работают только от литиевых элементов типа CR123 ценою около 5 долларов каждый. Если они вам не по силам, ищите модели с питанием от пальчиковых батареек (типов АА и ААА), которые на порядок дешевле и к тому же могут быть заменены аккумуляторами.

Ведущие фирмы давно проводят сборку камер "массового" класса при помощи дешевой рабочей силы из Китая, Гонконга, Сингапура. Поэтому место изготовления смущать не должно; главное, чтобы была обозначена страна - производитель модели. Это свидетельствует о том, что аппарат выпускают по официальной лицензии и под патронажем фирмы-разработчика. Хуже, если на топорного вида камере стоит клеймо "Made in Japan" - это, скорее всего, малопригодная подделка.

См. в номере на ту же тему

А. ВОЛГИН - Мыльница не из ванной.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки