У ПУШКИНА В МОСКВЕ
Академик РАО Н. МИХАЙЛОВА.
Пушкин и его эпоха
На площадке парадной лестницы нас встречает античная скульптура - муза лирической поэзии Эвтерпа. "В младенчестве моем она меня любила", - писал Пушкин о музе в начале своего пути в поэзию. "Веленью Божию, о муза, будь послушна", - этими словами он завершил свой путь. О музе, о поэзии, о высоком предназначении поэта Пушкин размышлял всю жизнь.
Первый зал музея посвящен XVIII веку, в конце которого родился Пушкин, тем историческим истокам, которые питали его творческий гений. Это история России и род Пушкиных в этой истории.
Во втором зале начинается путешествие в пушкинское время. Здесь пушкинская эпоха представлена в историческом и обыденном: батальные сцены и модные картинки, правительственные манифесты и письма частных лиц, свод законов Российской империи и книги для детей. Портреты русских царей, великих полководцев, церковных проповедников, известных писателей соседствуют с портретами тех, чьи имена остались неизвестными.
По лестнице поднимаемся в маленькие комнаты на антресолях. Интерьеры этих комнат создают образы кабинета, детской и гостиной в московском, не сохранившемся до наших дней доме Пушкиных. Это был гостеприимный литературный дом, куда приходили Н. Карамзин, В. Жуковский, К. Батюшков, И. Дмитриев. Сегодня они смотрят на нас с портретов, как когда-то в гостиной Пушкиных смотрели на маленького Александра.
Здесь можно увидеть первый портрет Пушкина-ребенка - миниатюра работы неизвестного художника (см. "Наука и жизнь" № 3, 1966 г.). Возможно, автором этой миниатюры был Ксавье де Местр. Есть в музее и другие ценные портреты А. С. Пушкина, созданные при его жизни. Они представлены в каждом зале.
В детской комнате - книги и прописи, разрезные азбуки, которым почти два века, они позволяют заглянуть в мир пушкинского детства. На стенах - виды Москвы начала прошлого столетия. Такой узнал Москву маленький Пушкин, узнал и на всю жизнь полюбил.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Возвращаемся на первый этаж. После маленьких уютных комнат танцевальный зал кажется особенно просторным и светлым. Сияют люстры, свечи жирандолей дробятся в зеркалах. Перед зеркалами - манекены в бальных нарядах пушкинской поры.
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд...
Балы устраивались в Лицее, бальный вихрь кружил Пушкина в Петербурге и Кишиневе, об одесских балах поэт вспоминал в Михайловском. Бал - романтический праздник жизни.
Но для Пушкина праздник - и в общении с друзьями, в радости любви, в чтении, в размышлении, в творчестве. О его дружеских встречах рассказывают портреты, напоминают книги, альбомы. Творческая лаборатория Пушкина - листы, исписанные его летящим почерком, сохранившие его рисунки. Рукописи поэта, представленные в экспозиции, воспроизведены на бумаге пушкинского времени. Большой интерес вызывают первые издания пушкинских произведений - журналы, альманахи, изящные книжечки в бумажных издательских обложках и кожаных владельческих переплетах.
Перешагнув порог большой гостиной, мы оказываемся в мире романа "Евгений Онегин", главного и любимого произведения Пушкина. Как бы путешествуя по его главам, мы попадаем в Летний сад и Петербургский театр, в гостиную усадебного дома. Портреты неизвестных молодых людей и барышень помогают вообразить героев Пушкина - разочарованного Онегина, мечтательного Ленского, "милый идеал" автора - Татьяну.
Различные предметы, давно ушедшие из нашего быта, заставляют вспомнить строки "Евгения Онегина", где упомянут и лорнет, и печатка, которой запечатывали письма, и "янтарь на трубках Цареграда", и "уездной барышни альбом".
Можно подойти к туалетному столику щеголя, где "фарфор и бронза". На камине - книги, которые читал Онегин, здесь же - "и лорда Байрона портрет", "и столбик с куклою чугунной" - маленькое скульптурное изображение Наполеона. Им, как и Байроном, был увлечен пушкинский герой. На бюро Ленского лежат книги Шиллера и Гете, "поэтическим огнем" которых воспламенялась его душа. Миниатюрный портрет барышни с розой в волосах напоминает Ольгу.
В угловой гостиной - материалы, рассказывающие о возвращении Пушкина в Москву из ссылки, о годах его странствий по России, о знаменитой болдинской осени.
В парадной спальне по-своему передан фантастический колорит петербургской повести Пушкина "Пиковая дама". Свет выхватывает из темноты портреты неизвестной молодой красавицы и старой княгини Голицыной, которую современники считали прототипом старой графини. На стенах - виды Парижа XVIII века и Петербурга XIX столетия. На ломберном столе - карты, мелки в бисерных чехольчиках.
Отдельные залы посвящены поэме Пушкина "Медный всадник" и путешествию по пугачевским местам. А потом - "Капитанская дочка" - небольшой зал со своим экспозиционным решением: два враждующих лагеря - Пугачев и Екатерина II, между ними - Мироновы и Гриневы с их "простым величием простых людей", добротой и благородством. По мысли Пушкина, именно доброта и благородство могут спасти Россию от братоубийственной гражданской войны.
Парадная анфилада завершается торжественным залом, посвященным последним годам жизни поэта. Портреты, рукописи, документы рассказывают о противостоянии Пушкина обстоятельствам, о торжестве его могучего духа, о вечности созданного им искусства. И хотя скорбная фигура античной статуи Ниобеи создает настроение печали, маленькое гусиное перо Пушкина на столе напоминает о магии пушкинского слова, о волшебстве его неумирающей поэзии.
Коллекции Московского музея А. С. Пушкина
Пройдя по залам музея, мы увидели далеко не все сокровища, которыми располагает московский дом А. С. Пушкина, - в фондах музея собрано около двухсот тысяч экспонатов. Для того же, чтобы вещи "заговорили", нужна кропотливая, вдумчивая работа по их поиску, реставрации, изучению.
Сначала о поиске. Конечно, его ведут прежде всего сотрудники музея. Они общаются с художника ми, скульпторами, владельцами картин, книг, рукописей, встречаются с коллекционерами, посещают антикварные и букинистические магазины, бывают на аукционах. Они работают в фондах других музеев. Но вряд ли музей А. С. Пушкина в Москве мог бы так гордиться сегодня своим собранием, если бы не бескорыстная помощь многих людей, если бы не дары, переданные в наши фонды. Конечно, в статье невозможно назвать имена всех тех, кто помогал и помогает собирать коллекции, кого мы благодарили и всегда будем благодарить за врученные на вечное хранение сокровища. Вспомним лишь некоторых из дарителей.
Первым экспонатом музея стала "История пугачевского бунта", изданная при жизни Пушкина. Книгу подарила семья москвичей Могилевских.
Всеволод Семенович Якут, народный артист, исполнявший роль Пушкина на сцене Московского театра им. Ермоловой, подарил музею портрет Пушкина-ребенка, первое известное изображение поэта.
Вдова профессора Московского университета Ивана Никаноровича Розанова Ксения Александровна Марцишевская передала собранную ее мужем уникальную библиотеку русской поэзии - около десяти тысяч книг XVIII-XX веков.
Потомок княгини З. А. Волконской Владимир Николаевич Звегинцов прислал из Парижа с другом музея Ильей Самойловичем Зильберштейном, крупнейшим ученым-собирателем, акварель работы П. Ф. Соколова - портрет М. Н. Волконской с сыном Николенькой.
Украшение музейного собрания - коллекция Павла Викентьевича Губара и Анастасии Григорьевны Ливер - редчайшие виды Петербурга пушкинского и допушкинского времени, книги, альманахи, журналы XVIII и XIX столетий.
Дар Изольда Аркадьевича Полонского - акварели, миниатюры, книги...
Прекрасная книжная коллекция Василия Николаевича и Алексея Васильевича Терновских.
Дар вдовы известного пушкиниста Виктора Владимировича Виноградова Надежды Матвеевны Малышевой - фарфор и стекло...
Среди дарителей - писатель Ираклий Луарсабович Андроников, коллекционер Яков Григорьевич Зак, балерина Ольга Васильевна Лепешинская...
Многие предметы, попадающие в музей, требуют реставрации. Добрые и умные руки реставраторов возвращают их к жизни. И вновь сверкает потускневшая бронза, светится старое стекло, мебель карельской березы и красного дерева обретает светлый золотистый цвет и цвет темного пламени, живописные полотна снова привлекают глаз яркостью красок, акварели - прозрачностью и переливами оттенков. И в этом заслуга музейных реставраторов - А. А. Граниной, О. П. Постернак, Е. Ю. Ивановой, В. А. Расстригина, Н. В. Фролова.
Теперь об изучении музейных коллекций. Сегодня одним из наиболее перспективных направлений пушкиноведения является осмысление жизни и творчества А. С. Пушкина в широком контексте истории, литературы и быта его времени. Думается, что именно музейное собрание предоставляет богатейшие, разнообразные материалы для такого изучения. В конечном счете исследования музейных предметов, в которых принимают участие специалисты разного профиля - историки, литературоведы, искусствоведы, архивисты, так или иначе дополняют и углубляют наши представления о мире Пушкина, приближают нас к постижению многозначного смысла пушкинского слова, выявляют тот его смысл, который был понятен современникам Пушкина, но утрачен к настоящему времени. Позволю себе привести лишь один из возможных примеров.
"...никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который рубит сам себе руки и жжет свою столицу". Для того чтобы сегодня понять это высказывание пушкинской героини в повести "Рославлев", нужно знать о том, что в 1812 году в журнале "Сын Отечества" была напечатана заметка о русском Сцеволе - крестьянине, который отрубил себе руку в знак презрения к захватчику Наполеону. Этот сюжет был популярен в графике 1812-1814 годов. Впервые он нашел воплощение в раскрашенной гравюре И. Теребенева. Гравюра получила широкую известность в России и была скопирована в Германии. Сюжет "русского Сцеволы" разрабатывался и другими граверами: И. Ивановым, И. Тупылевым - в России, Кларком и Дюбургом по рисунку И. Аткинсона - в Англии. И журнал "Сын Отечества", и гравюры с сюжетом "русского Сцеволы" хранятся в музее. Музейные материалы становятся своеобразным комментарием к пушкинскому тексту, помогают современному читателю понять его смысл.
В музее мы иногда шутя говорим о том, что лучшие открытия мы делаем в своих фондах. И это действительно так. Сенсационное открытие автографа Пушкина принадлежит А. И. Фрумкиной. О том, что в реестре книг, взятых Пушкиным из Полотняного завода, несколько строк начертаны его рукой, никто не знал, пока этот реестр, хранящийся в рукописном кабинете музея, не был изучен.
Музей обогатился книгой из библиотеки поэта - "Балладами" В. Жуковского с дарственной надписью автора Пушкину. Книга была изучена С. Т. Тихомировой.
Прижизненные портреты Пушкина были атрибутированы Н. В. Баранской и Е. В. Павловой. Благодаря исследованиям многих сотрудников музея портреты неизвестных лиц оказались изображениями современников Пушкина, а работы неизвестных художников стали творениями известных русских и европейских мастеров.
Собрание Московского музея А. С. Пушкина постоянно пополняется. Изучение музейного собрания, которое велось и ведется его сотрудниками, будет продолжено в XXI веке. Новый век унаследует "сокровища родного слова", завещанные нам А. С. Пушкиным, а с ними (в это хочется верить) - потребность разгадывать великую пушкинскую тайну. Постижение же этой тайны невозможно без собранных музеем коллекций, без картин, книг, рукописей, документов, которые еще о многом могут нам рассказать.
Читайте в любое время