НЕВЕЛИК ГОРОДОК ОДОЕВ
Доктор биологических наук Л. СЕРОВА.
Князь В. Ф. Одоевский. "Русские ночи".
Прошлым летом мы много путешествовали окрест своего деревенского дома - по небольшим городам и селам Тульской области. И хотя здесь нет таких ярких архитектурных памятников, как, например, на русском Севере, мы встретили на своем пути много интересного и неповторимого. Написано об этих местах мало, поэтому я и решила поделиться увиденным.
Наше первое путешествие - в Одоев, старинный город, стоящий на берегу Упы, притока Оки. "Побывав раз между этими веселыми, улыбающимися холмами, чувствуешь к ним непреодолимое влечение", - писал Д. В. Григорович, путешествовавший здесь в прошлом веке. Дорога петляет среди холмов, бегущих навстречу нам во всем блеске своего летнего наряда, - травы, ромашки и целые поляны благоухающего зверобоя, от которого местами все желто. Облака то обгоняют нас, то отстают...
"Теперь у нас дороги плохи", - писал Пушкин много лет назад. И теперь, к сожалению, - тоже. Дорога от трассы Москва - Симферополь на Одоев не представляет приятного исключения (даже наоборот), хотя само название этого города, происходящее от греческих корней, должно означать "хорошая дорога"... Но что значат ухабы, когда холмы действительно улыбаются, а горячий воздух напоен всеми ароматами лета. Последние повороты дороги - и вот мы в городе.
Как описать его? Прямая улица ведет к центральной площади, от которой веером расходятся улицы поменьше, одна из них выводит к высокому обрыву над Упой. Когда-то здесь стояла крепость, а теперь - мемориальный парк. Все утопает в зелени, яблоки падают из-за заборов на улицу. Город маленький, ярких памятников нет, но все удивительно гармонично. И мне почему-то приходят на память пушкинские строки, относящиеся вовсе не к городу, а к удивительной, непохожей на других женщине:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких
ужимок,
Без подражательных
затей...
Все тихо, просто было
в ней...
Архитектор В. Н. Уклеин, много путешествовавший по Тульской области и оставивший интересные книги о ней, называет Одоев приветливым и очень уютным, построенным "в едином ритме и единой тональности".
Впервые Одоев упоминается в Новгородской летописи в 1380 году в связи с Куликовской битвой. На помощь татарам шли войска литовского князя Ягайло. По дороге они попытались взять штурмом Одоевскую крепость и были задержаны ее защитниками на три дня. А тем временем пришла весть о разгроме орды Мамая, и войско Ягайло вернулось домой, так и не дойдя до Куликова поля.
Княжеский род Одоевских пошел от династии Рюриковичей, от черниговского князя Михаила Всеволодовича, внук которого князь Роман Семенович Новосильский перенес столицу княжества из Новосиля в Одоев и стал первым удельным князем Одоевским. Находясь на рубеже литовских и русских владений, Одоев не раз становился ареной военных столкновений и переходил из рук в руки. 20 мая 1407 года город был захвачен и сожжен литовцами. Подчиняясь силе, одоевцы признали свое подданство великому князю литовскому Витовту, но 90 лет спустя, по договору, заключенному в 1494 году между Московским государством и Литвой, Одоевское княжество отошло к Москве.
На пологом правом берегу Упы, напротив Одоевской крепости, в середине XVI века был построен Анастасов монастырь. Сначала деревянный, во второй половине XVII века он становится каменным. В 1669-1675 годах в монастыре строится жемчужина тульского зодчества - Богородице-Рождественская церковь. Монастырь просуществовал до второй половины XVIII века, поддерживаемый вкладами прихожан - и богатыми, и самыми простыми. "Дал мерина кара да коровы", "Дал скатерть одиннадцать локтей", "Дал две кипы хмеля" - такие вот записи сохранились во "Вкладной книге" монастыря. Красавица-церковь стоит до наших дней. В 1971 году начали ее реставрировать, но скоро работы остановились - до лучших времен, которые (так хочется верить!) когда-нибудь наступят.
В XVI-XVII веках из рода князей Одоевских вышли 13 бояр, но уже при Иване Грозном их потомки навсегда покинули город - после смерти замученного по царскому указу Никиты Романовича Одоевского. Перестав быть центром княжества, город постепенно приходит в упадок. В "дозоре" 1645 года о нем говорится: "В Одоеве город ветх, на городе и на башне верхов нет, мост городовой и обламы сгнили и в приход воинских людей к Одоеву по тому городовому мосту наряды устроить и колья и каменья наготовить и людям стоять нельзя. В городе же воды нет. А для воды сделан был из города к Упе реке тайник, и тот тайник сгнил и завалился. Острог в многих местах погнил, да около острога ров засорился и частник (частокол. - Л. С.) и надолбы сгнили. Да острожных две башни от рва вода подмыла..."
Во второй половине XVIII века в Петербурге была учреждена Комиссия строений - так распорядилась Екатерина II, - которой в 1766 году было поручено составление "регулярных планов" всех городов России. За короткое время Комиссией были разработаны и представлены на утверждение более четырехсот генеральных планов губернских и уездных городов! В их числе оказался и Одоев, "генеральный план" которого был утвержден в 1779 году.
Архитектор В. Н. Уклеин отмечает, что план этот, в общих чертах сохранившийся до наших дней, "искусно подчинен топографии местности". Упа и впадающий в нее теперь пересохший ручей Хлевенка ограничивают высокое плато, имеющее форму почти правильного равнобедренного треугольника, на "вершине" которого раньше стояла Одоевская крепость. "Приняв биссектрису угла за основную ось симметричной композиции", авторы плана сделали ее основной улицей города. К югу от места, где стояла крепость, они запроектировали восьмиугольную площадь для размещения "присутственных мест", "прочих казенных строений" и "домов с лавками". От площади расходились три луча, перспективу которых замыкала стоявшая на возвышении Преображенская церковь, к сожалению, не сохранившаяся. В начале XIX века в Одоеве насчитывалось около двух тысяч жителей, семь церквей, семь питейных домов, шесть заводов, в 1838 году здесь была открыта первая в Тульской губернии женская гимназия.
В 1939 году Одоев, всегда называвшийся городом, а когда-то даже столицей Одоевского княжества, по непонятным причинам был переименован в село, а потом в рабочий поселок. Это я узнала позднее из книг. Но тот Одоев, в котором мы были в 1998 году, вне всякого сомнения - старинный город и уж точно никак не "рабочий поселок". Сегодня здесь живут более шести тысяч человек, и, что нетипично в наши дни, - треть из них дети. Для них в городе есть Художественная школа. А для всех одоевцев - городской духовой оркестр. И чудесный музей. Его создатель и директор Иван Васильевич Папунен, почетный гражданин Одоева, приехавший сюда много лет назад из Ленинграда. Он сам водит нас по залам. Макет Одоевской крепости, старые камни и вещи, удивительная керамика - и традиционная филимоновская игрушка (Филимоново - в нескольких километрах от города), и современная. В экспозиции военных лет нахожу портрет Маши Порываевой, юной героини Отечественной войны 1941-1945 годов. Столько лет ходила по Домниковке, ставшей потом улицей ее имени, а тут впервые увидела лицо, совсем детское, с замечательны ми глазами...
Путеводителя по музею нет, книги о городе - тоже (ах, эти деньги, которые всегда не там, где нужно!), но мы получаем в подарок две книжки другого почетного гражданина Одоева, Николая Васильевича Денисова, художника и поэта, с именем которого связано возрождение филимоновского игрушечного промысла.
Сидя на траве на берегу Упы напротив города, открываю одну из подаренных книжек и нахожу стихотворение, удивительно точно передающее настроение этих мест:
Колосится рожь за домом,
Зреют вика и ячмень.
Облака пробиты громом -
Ловят солнце целый день...
Тени ласковы, не хмуры,
Дали с речкой голубя,
Я пишу этюд с натуры
И любовь вокруг себя.
Так и кажется, что добро и любовь - составные части здешнего воздуха вместе с запахом воды, ароматом цветов и яблок...
Конец рода князей Одоевских известен, в энциклопедии (БСЭ) названа его точная дата - 27 февраля 1869 года, день смерти одного из интереснейших представителей русской культуры, князя Владимира Федоровича Одоевского. Для одних - он писатель, детский и взрослый, называемый часто "русским Гофманом", для других - историк и теоретик музыки, для третьих - философ, автор "Русских ночей", русских мыслей... Я хочу кончить свои заметки одной из этих мыслей. Первая ее часть стоит в начале как эпиграф. А вот она вся: "В России все есть, а нужны только три вещи: наука, наука и наука..." Годы прошли, а слова эти звучат, как написанные сегодня... Так что дела и мысли князей Одоевских нам еще пригодятся.
Читайте в любое время