НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Федерико МАЙОР, генеральный директор ЮНЕСКО.
Пытаясь установить новые взаимоотношения между наукой и обществом, ЮНЕСКО и Международный совет научных союзов предложили обсудить эту цель на всемирной конференции. Удастся ли нам создать такие новые взаимоотношения, зависит от активного участия ученых всего мира.
Ряд новых проектов и деловых контактов, которые должны возникнуть на конференции, мы надеемся, перерастут в тенденцию к изменению самого способа функционирования науки. Ученые могут ввести во многие уже работающие или планируемые проекты новые цели - передачу знаний развивающимся странам или цели социального развития.
Для многих областей исследования окажется полезным усиление глобального или хотя бы регионального сотрудничества самых талантливых ученых. В изменении общего подхода к науке будут играть стратегическую роль такие научные дисциплины, которые особенно пригодны для практического применения непосредственно в тех районах, где ведутся исследования. Пример - биотехнология. В образовательном центре ЮНЕСКО в Южной Африке местных молодых исследователей обучают методам культуры растительных клеток, анализа генома и другим новым методикам в применении к основным местным сельскохозяйственным культурам - кукурузе и кассаве. Почти половина из прошедших обучение с 1996 года - женщины, и одна из них смогла затем убедить государственный университет своей страны организовать лабораторию, где разрабатываются методы культуры тканей и ведется обучение специалистов.
Новый подход к исследованиям невозможно себе представить без нового подхода к преподаванию. Здесь также роль ученых и работников академий должна быть центральной, их первейшая обязанность - обеспечить введение самых новых результатов исследований в учебные программы. Науку следует преподавать таким же образом, как она сегодня развивается, - в мультидисциплинарных структурах, как с государственным, так и с частным финансированием, для студентов и аспирантов, работающих в едином коллективе, ориентированном на реальные результаты. Если с первых дней обучения студент попадет в такую среду, он научится совмещать требования практического выхода от исследований с университетским духом свободного поиска.
Для этого необходимы некоторые изменения в высшей школе, которые, впрочем, могут быть введены быстро. Правда, чтобы изменилась знакомая нам всем картина - обучение будущих исследователей на устаревшей аппаратуре, - нужно, чтобы государства увеличили финансирование высшего образования. Но гораздо быстрее мы можем изменить другую традицию - обучение завтрашних ученых методами вчерашнего дня.
Студентам-гуманитариям нужно систематически предлагать курсы по естественным наукам. Только тогда мы получим поколение высокообразованных профессионалов.
Общественное мнение весьма остро воспринимает могущество науки. Ее считают либо источником многих проблем, либо руководством к их решению, а иногда - и тем и другим.
Когда ученых призывают в качестве консультантов или даже арбитров для решения фундаментальных вопросов политики, касающихся, например, здравоохранения, продовольствия или охраны окружающей среды, в рекомендациях разных ученых всегда есть некоторый разнобой, а то и прямые разногласия. Одни и те же данные по-разному интерпретируются разными научными школами. Тогда научные споры, сомнения и проблемы покидают стены лабораторий и страницы специальных журналов и оказываются в свете прожекторов общественного мнения. Это неизбежно, и работа в качестве консультантов правительства окажется для ученых непростой. Но их положение можно облегчить, если улучшить популяризацию науки и наладить оперативную и точную информацию о способности науки решить ту или иную общественно важную проблему. Может помочь и создание нейтральной, имеющей отделения во всем мире международной организации по научному консультированию политики. Возрастет роль ЮНЕСКО в организации глобальных научных дискуссий, которые тоже помогут ученым отвечать на вопросы политиков.
Мы достигли понимания того, что наука обладает огромным потенциалом для внесения перемен в жизнь людей. Эта невиданная мощь не всегда означает прогресс. Бертран Рассел писал: "Перемены имеют научный смысл, прогресс - понятие этическое; перемены несомненны, а о прогрессе можно спорить". Новые взаимоотношения между наукой и обществом должны значительно сблизить эти два понятия - перемены и прогресс. Философия, утверждавшая, что наука - это и есть прогресс, ушла в прошлое. Надеюсь, академии примут этот вызов и добьются того, что перемены, которые наука принесет XXI веку, будут действительно равнозначны прогрессу.
Читайте в любое время