"НАУКА И ЖИЗНЬ" В МОЕЙ ЖИЗНИ
Б. БРУДНЫЙ (г. Иерусалим).
Недавно в одном из номеров журнала за 1998 год я прочел письма читателей с ответами на вопросы анкеты. Саму анкету я не читал, так как по не зависящим от вас обстоятельствам, к сожалению, журнал "Наука и жизнь" поступает в библиотеку Общинного дома в г. Иерусалиме не очень регулярно и со значительной задержкой.
Понимаю, что уже опоздал, но решил написать, может быть, вам это будет интересно, а может быть, и читателям.
Я родился в большом провинциальном городе на Украине. Впервые прочел "Науку и жизнь" примерно в 1936-1938 годах, когда еще был в десятилетнем возрасте. Журнал тогда был тонкий и большего формата, чем нынче. Из прочитанного мне запомнились два сюжета: один о работах Цицина (тогда еще не академика и не директора ВСХВ - ВДНХ), о его несбывшейся, к сожалению, мечте - ветвистой (или кустистой) пшенице.
Второй сюжет - о работах П. Л. Капицы по получению жидкого воздуха и о составляющих его газах. Позже, примерно в 1943 году, будучи в эвакуации, написал в Институт физических проблем (перепутав НИИ с учебным институтом). Получил оттуда письмо с наилучшими пожеланиями и брошюрой с докладом академика П. Л. Капицы о работах института.
В 1944 году я поступил учиться в Московский энергетический институт. Семинарские занятия в нашей группе по физике вел молодой, высокий, интересный преподаватель, который производил несколько легкомысленное впечатление. Иногда на семинарах, когда оставалось немного времени, "кормил" забавными историями нас - молодых и зеленых парней (шла война и группы были мужские и женские - для удобства военной кафедры). Тогда от него я услышал о том, как Ф. И. Шаляпин, используя явление резонанса, голосом "ломал" фужеры, не притрагиваясь к ним.
На одном из семинаров нам была предложена задача, в которой по заданному вероятностному распределению скоростей молекулы в трехмерном пространстве требовалось определить среднеквадратичную скорость этой молекулы, то есть взять тройной интеграл. "Молодые и зеленые" с этой задачей не справились, хотя группа была сильной (из нее вышли несколько докторов технических наук и даже один академик - В. К. Левин). Решили "подловить" на этом преподавателя. В начале следующего семинара попросили преподавателя о помощи. Он, ни слова не говоря, вышел к доске и в течение часа, не отрываясь от доски, не заглядывая ни в какие бумажки, получил решение этой задачи, чем посрамил нас, молодых "пижонов". Этим преподавателем был Виктор Николаевич Болховитинов - будущий многолетний главный редактор "Науки и жизни" (с 1961 по 1981 год. - Прим. ред.).
После того как ваш журнал стал печататься в нынешнем виде (с 1961 года. - Прим. ред.), наша семья выписывала журнал в течение более 10 лет...
Желаю вашему журналу в следующем столетии, чтобы множились ряды ваших подписчиков, ваших читателей, ваших друзей как в России, так и в зарубежье.
Читайте в любое время